Судья Коцубин Ю.М. Дело № 33-782/10.
КАССАЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2010 года г. Черкесск.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Гришиной С.Г.
судей: Нинской Л.Ю., Болатчиевой А.А.
при секретаре: Узденовой А.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по кассационной жалобе МВД по КЧР на решение Черкесского городского суда от 28 октября 2010 года по делу по иску Абитова М.А. к Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике и Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Карачаево-Черкесской Республике» о признании права на получение страховых сумм.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Гришиной С.Г., объяснения представителя МВД по КЧР Бугаевой О.В., представителя ФГУ ГБ МСЭ Байрамуковой Ф.А., представителя Абитова М.А. Дохтова Б.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абитов М.А. обратился в суд с иском к МВД по КЧР и ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по КЧР» о признании права на получение страховой суммы в размере <...> окладов денежного содержания на момент увольнения из органов внутренних дел, сославшись на то обстоятельство, что 1 декабря 2008 года он был уволен из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья, а затем был признан инвалидом 2 группы вследствие военной травмы. В выплате страховой суммы ответчиком отказано в связи с тем, что инвалидность истцу была установлена по истечении одного года после увольнения со службы. Истец полагает отказ МВД по КЧР незаконным, ссылаясь на то, что решение об установлении инвалидности было принято несвоевременно не по его вине.
Заочным решением Черкесского городского суда от 28 октября 2010 года иск Абитова М.А. удовлетворен: за Абитовым М.А. признано право на получение страховой суммы в размере <...> окладов денежного содержания на момент его увольнения из органов внутренних дел.
В кассационной жалобе МВД по КЧР просит отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение, считая, что судом нарушены нормы материального права, дана неправильная оценка доказательствам по делу. Судом дана неправильная оценка тому обстоятельству, что инвалидность истцу установлена по истечении года после увольнения. Не принято судом во внимание и то, что при первичном прохождении медицинского освидетельствования истцу было предложено пройти дополнительные обследования, указанные обследования были проведены за пределами годичного срока по вине истца.
В своих возражениях на кассационную жалобу ответчика истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая, что суд обоснованно пришел к выводу, что право на получение страховых выплат возникло у истца с момента первичного обращения в Бюро МСЭ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как усматривается из материалов дела, приказом МВД по КЧР № 584/л от 01.12.2008 г. Абитов М.А. был уволен со службы по пункту «з» части 7 статьи 19 ФЗ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) со 2 декабря 2008 года
18 января 2010 года ему впервые установлена инвалидность вследствие военной травмы.
В связи с тем, что инвалидность установлена истцу по истечении года после увольнения со службы, МВД по КЧР отказано Абитову М.А. в назначении страховой суммы в размере <...> окладов.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что несвоевременное установление инвалидности не может ставиться в вину истцу и лишать его права на получение страховой выплаты.
С данным выводом согласиться нельзя, так как он противоречит подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел являются объектами обязательного государственного страхования, подлежат страхованию со дня начала службы в органах внутренних дел по день окончания военной службы. При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, сотрудники считаются застрахованными в течение одного года после окончания службы, если инвалидность наступила вследствие увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы.
Абзацем 2 статьи 4 данного Федерального закона к страховым случаям при осуществлении обязательного государственного страхования отнесено установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы.
Таким образом, законом не отнесено к страховым случаям, влекущим обязанность производства страховых выплат, установление инвалидности сотруднику органов внутренних дел по истечении года после увольнения. При этом причины неустановления инвалидности в течение указанного периода правового значения не имеют.
Суд первой инстанции вышеуказанные положения закона применил неправильно, в связи с чем решение подлежит отмене.
Так как юридически значимые обстоятельства по делу установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает возможным вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требования о признании права на получение страховых выплат в связи с не наступлением страхового случая.
Так, суду была представлена справка ФГУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по КЧР», в соответствии с которой впервые истцу инвалидность установлена 18.01.2010 года. Дата установления инвалидности истцом не оспаривалась.
В судебном заседании (л.д.24) представитель ФГУ ГБ МСЭ КЧР Байрамукова Ф.А. не признала исковые требования Абитова М.А. и пояснила, что первый раз истец обратился за прохождением медико-социальной экспертизы 24.04.2009 г., 22.05.2009 г. он прошел освидетельствование, затем проходил освидетельствование во второй раз.
В суде кассационной инстанции представитель ФГУ ГБ МСЭ КЧР представила материала проведенного в отношении истца медицинского освидетельствования и пояснила, что по результатам проведенного с 23.04.2009 года по 22.05.20009 г. освидетельствования инвалидность истцу установлена не была. 18 января 2010 года истец вновь обратился за освидетельствованием для установления инвалидности и заключением от 22.01.2010 г. была установлена инвалидность.
Пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» установлено, что в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Доказательств того, что проведенное 18 января 2010 года освидетельствование истца было проведено по заявлению Абитова М.А., поданному в 2009 году, не представлено.
Таким образом, истцу инвалидность была установлена по истечении одного года после увольнения. В силу ст.4 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» данное обстоятельство к страховым случаям при осуществлении обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних деле не отнесено.
Исходя из вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований Абитову М.А. должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ч.1 п.4, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 28 октября 2010 года отменить и вынести по делу новое решение, которым в иске Абитову М.А. к Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике и Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Карачаево-Черкесской Республике» о признании права на получение страховых сумм отказать.
Председательствующий:
Судьи: