Кассационная жалоба Мартиросовой С.Р., кассационную жалобу Мартиросовой К.Р. на решение Черкесского городского суда от 8 июля 2010 года по гражданскому делу по исковому заявлени



Судья Коркмазова Л.А. Дело № 33-565-10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск 1 сентября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего: Дзыба З.И.,

судей: Будыка М.Д., Карасовой Н.Х.,

при секретаре Джирикове А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мартиросовой С.Р., кассационную жалобу Мартиросовой К.Р. на решение Черкесского городского суда от 8 июля 2010 года по гражданскому делу по исковому заявлению Погребняк Л.А. к Мартиросовой С.Р., Мартиросовой К.Р. о признании незаконными свидетельства о праве на наследство по закону, свидетельства о государственной регистрации права.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дзыба З.И., объяснения Мартиросовой К.Р. и Мартиросовой С.Р., поддержавших доводы жалобы, доводы Шамановой Т.А., возражения Погребняк Л.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Решением Черкесского городского суда от 21.04.2003 г. установлен факт принадлежности на праве собственности (ФИО) умершему (дата) земельного участка мерою 1\2 доли <кв.м.> расположенного по <адрес>.

Наследником Мартиросова Р.С. стала его супруга (ФИО1), которая получила свидетельство о праве на наследство по закону от 02.07.2003 года. Наследство, на которое было выдано указанное свидетельство, состояло из строений и земельного участка мерою 1\2 доля от <кв.м.> по <адрес> В свидетельстве указано, что земельный участок принадлежал наследодателю на основании решения Черкесского городского суда от 21.04.2003 г.

14.07.2003 года (ФИО1) получила свидетельство о государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок.

Однако определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 28.08.2007 года решение Черкесского городского суда от 21.04.2003 г. отменено, дело направлено на новое судебное рассмотрение.

Определением Черкесского городского суда от 03.09.2007 г. требования об установлении факта принадлежности на праве собственности части земельного участка умершему (ФИО) оставлены без рассмотрения, заявителю (ФИО1) судом разъяснено право разрешить возникший спор о праве на земельный участок в порядке искового производства.

Погребняк (Фисенко) Л.А. обратилась в суд с иском к Мартиросовой С.Р. Мартиросовой К.Р. (наследникам умершей (ФИО1)) о признании незаконными свидетельства о праве на наследство по закону от 02.07.2003 года, выданного (ФИО1), и свидетельства о государственной регистрации права от 14.07.2003 г.

Решением Черкесского городского суда от 08.07.2010 г. заявленные требования удовлетворены.

В кассационных жалобах Мартиросовой С.Р. и Мартиросовой К.Р. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что истец не вправе была оспаривать свидетельство о праве на наследство по закону, т.к. оно её прав не затрагивает. Кроме того, судом не учтено, что согласно ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на строение, не исключая наследников, право пользования земельным участком переходит к новому собственнику на тех же условиях и в том же объеме.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Судом установлено, что истцу и ответчикам в разных долях принадлежат как строения, так и земельный участок в домовладении, расположенном по <адрес> Между сособственниками Мартиросовыми, Фисенко, Шамановыми на протяжении длительного времени существует спор о праве на земельный участок и о порядке пользования им.

По заявлению (ФИО1) решением Черкесского городского суда от 21.04.2003 г. был установлен факт принадлежности на праве собственности земельного участка мерою 1\2 доли от <кв.м.> расположенного по <адрес> (ФИО), умершему (дата)

(ФИО1) после смерти мужа (ФИО) получила свидетельство о праве на наследство по закону от 02.07.2003 года. Наследство, на которое было выдано указанное свидетельство, состояло, в том числе, и из земельного участка мерою 1\2 доля от <кв.м.> по <адрес> т.к. указанный земельный участок принадлежал наследодателю на основании решения Черкесского городского суда от 21.04.2003 г.

14.07.2003 года (ФИО1) получила свидетельство о государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок.

Однако, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 28.08.2007 года решение Черкесского городского суда от 21.04.2003 г. отменено, дело направлено на новое судебное рассмотрение. Определением Черкесского городского суда от 03.09.2007 г. требования об установлении факта принадлежности на праве собственности части земельного участка умершему (ФИО) оставлены без рассмотрения, заявителю (ФИО1) судом было разъяснено право разрешить возникший спор о праве на земельный участок в порядке искового производства.

(ФИО1) умерла. Её наследники по закону - ответчики по делу, получили правоустанавливающие документы как на строения, так и на земельный участок, находящиеся по <адрес>.

Однако помимо Мартиросовых, сособственником земельного участка по <адрес> является также истец Погребняк (Фисенко) Л.А., полагающая, что доля принадлежащего ей земельного участка определена неправильно. Учитывая, что материалы дела содержат достаточные доказательства, подтверждающие факт длительного спора сторон по поводу размера их долей земельного участка, судебная коллегия отвергает как необоснованный довод кассационных жалоб о том, что у Погребняк (Фисенко) Л.А. не было законных оснований для обращения в суд с настоящим иском.

Довод кассационных жалоб что судом не учтены положения ст. 35 ЗК РФ, предусматривающей, что при переходе права собственности на строение, не исключая наследников, право пользования участком переходит к новому собственнику на тех же условиях и в том же объеме, проверен. Из материалов дела видно, что ответчики не предоставили суду доказательств того, что между ними, истцом и Шамановыми определен порядок пользования земельным участком, а также о том, что 1\2 от от <кв.м.> земельного участка ранее принадлежала их деду, отцу, матери на основании правоустанавливающих документов, помимо отмененного решения Черкесского городского суда от 21.04.2003 г.

Суд первой инстанции, установив действительные обстоятельства дела, правомерно удовлетворил требования о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону от 02.07.2003 года, выданного (ФИО1), в части, т.к. правоустанавливающий документ - решение суда, на котором было основано указанное свидетельство в части земельного участка, в настоящее время отменено.

На законных основаниях, указанных в мотивировочной части решения, судом признано недействительным и зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.07.2003 г. право (ФИО1) на часть спорного участка.

Поскольку судом первой инстанции были правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, спор разрешен с правильным применением норм процессуального и материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационных жалоб.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда от 8 июля 2010 года - оставить без изменения, а кассационные жалобы Мартиросовой С.Р. и Мартиросовой К.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи