Судья Кислюк В.Г. Дело № 33-20-11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Черкесск 26 января 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
Председательствующего - Гришиной С.Г.
Судей - Дзыба З.И., Болатчиевой А.А.
при секретаре Лайпанове И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Текова М.Т. на решение Малокарачаевского районного суда от 23 ноября 2010 года по гражданскому делу по заявлению Текова М.Т. к администрацииМалокарачаевского муниципального района о компенсации ущерба, причиненного конфискацией имущества.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дзыба З.И., объяснения Текова М.Т., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Теков М.Т. обратился в суд с заявлением к администрации Малокарачаевского муниципального района, в котором просил компенсировать причиненный в 1930 году его семье ущерб в сумме <сумма> рублей. В обоснование требований указал, что его отец Н. был раскулачен в 1930 году и репрессирован. Будучи осужденным по ст.58-2, 58-3 УК РСФСР, отбывал наказание, где и умер. Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ от 03 декабря 1993 года приговор в отношении Н. отменен, уголовное дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Н. реабилитирован. Заявитель является наследником Н. Ущерб, подлежащий возмещению, состоит из стоимости поголовья скота ((количество) голов овец стоимостью <сумма> рублей, <сумма> голов крупного рогатого скота стоимостью <сумма> рублей, (количество) голов лошадей стоимостью <сумма> рублей) и стоимости двухэтажного дома в <адрес>, который после революции был конфискован и в 1960 году разобран (стоимость дома составляет <сумма> рублей).
В ходе судебного разбирательства Теков М.Т., представив новую справку о стоимости на колхозном рынке с. Учкекен различных видов скота, уточнил размер заявленных требований и просил обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района в порядке и сроки, предусмотренные Положением «О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости и выплаты денежной компенсации», утвержденным постановлением Правительства РФ № 926 от 12 августа 1994 года, выплатить ему денежную компенсацию за конфискованное имущество Н. в сумме <сумма> рублей.
Представитель администрации Малокарачаевского муниципального района Хубиев З.А. заявленные требования не признал, пояснив, что ни в администрацию, ни в ее финансовые органы какого-либо заключения комиссии на выплату (отказ в выплате) компенсации по заявлению Текова М.Т. не поступало.
Решением Малокарачаевского районного суда от 23 ноября 2010 г. заявленные требования удовлетворены в части. Суд обязаладминистрацию Малокарачаевского муниципального района в порядке и сроки, предусмотренные Положением «О порядкевозврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 № 926, выплатить Текову М.Т. денежную компенсацию за вышедшее из владения Н. в связи с политическими репрессиями имущество (исключая жилые дома) в сумме <сумма> рублей.В остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Текова М.Т. на принятое судом решение ставится вопрос о его отмене, вынесении по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме, т.к. судом первой инстанции нарушены нормы материального права - Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно требованиям ч.2 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции в интересах законности проверил решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Установлено, что приговором Северо-Кавказского краевого суда по специальной коллегии от 21 августа 1935 года Н., (данные изъяты) года рождения, уроженец (место рождения), был осужден по ст.ст. 58-2 и 59-3 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу.
Определением специальной коллегии Верховного суда РСФСР от 07 сентября 1935 года приговор в отношении Н. изменен в части назначенного ему наказания, расстрел был заменен 10 годами лишения свободы.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 03 декабря 1993 года приговор Северо-Кавказского краевого суда по специальной коллегии от 21 августа 1935 года и определение специальной коллегии Верховного суда РСФСР от 07 сентября 1935 года в отношении Н. отменены, уголовное дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
Согласно справки Прокуратуры КЧР от 07 июля 1992 года №... о реабилитации, Н. реабилитирован на основании ст.ст.3,5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 г.
Статья 16.1 Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1"О реабилитации жертв политических репрессий" гласит, что реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди. Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации. Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".
21.10.2008 г. Теков М.Т. обращался в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Малокарачаевского района с заявлением о выплате ему денежной компенсации за имущество, изъятое у его родителей. Однако в удовлетворении заявления ему было отказано в связи с непредставлением им полного пакета документов. Решение об отказе в выплате ему денежной компенсации Теков М.Т. в установленном законом порядке не обжаловал.
Согласно п.3 ст.4 Положения «О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» (далее - Положение), к заявлению о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации должны быть приложены: нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей, об усыновлении - для усыновленных и усыновителей, решения суда об установлении факта нахождения на иждивении умершего репрессированного лица.
Из материалов дела видно, что заявитель не представил ни комиссии, ни суду сведений о конфискации имущества Н. при осуждении последнего. Исследованные судом судебные акты в отношении Н. сведений о конфискации дома в <адрес> и скота не содержат.
Теков М.Т. является сыном Н., т.е. наследником первой очереди, в следствие чего он вправе ставить вопрос о возврате конфискованного имущества отца. Однако материалы дела не содержат свидетельства о смерти реабилитированного Н., тогда как наследник умершего вправе ставить вопросы, касающиеся наследственного имущества, только при наличии допустимых доказательств смерти наследодателя.
Суд не принял во внимание то обстоятельство, что один из наследников первой очереди реабилитированного Н.- К. уже получил компенсацию за утерянное имущество отца, находящееся по адресу <адрес>. Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации города-курорта Кисловодска заключением от 05.05.1999 г. постановила выплатить ему <сумма> рублей. Установив указанные обстоятельства, суду первой инстанции надлежало выяснить, ставился ли К. вопрос о компенсации утерянного имущества в виде скота, после чего дать юридическую оценку праву другого наследника - заявителя Текова М.Т. - на предъявление требований по тому же наследственному имуществу в рамках положений ч.3 ст.2 Положения, т.к. суду кассационной инстанции заявитель пояснил, что скот, конфискованный в 1930 году, находился не в <адрес>, а под <адрес>, где в то время проживала его семья.
Недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, является согласно п.2 ч.1 ст. 362 ГПК РФ основанием к отмене решения суда в кассационном порядке.
Согласно п.4 ст.4 Положения, заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации должно быть подано в течение трех лет после введения в действие статьи 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (статья 16.1 введена Законом РФ от 03.09.1993 N 5698-1), а в случае более поздней реабилитации - не позднее трех лет с момента получения документа о реабилитации.
Н. реабилитирован, что следует из справки о реабилитации, выданной Прокуратурой КЧР от 07 июля 1992 года № 12-333-92.
Из справки Верховного суда РФ №18пс93-1, выданной в декабре 1993 г., следует, что Н. реабилитирован в связи с отменой определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 03 декабря 1993 приговора Северо-Кавказского краевого суда по специальной коллегии от 21 августа 1935 года и определения специальной коллегии Верховного суда РСФСР от 07 сентября 1935 года, уголовное дело в отношении Н. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Установив, что Н. был реабилитирован, что подтверждено справкой от 07 июля 1992 года №..., а также справкой №...пс93-1, выданной в декабре 1993 г., а статья 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" введена Законом РФ от 03.09.1993 N 5698-1, судебная коллегия полагает, что заявитель был вправе обратиться в компетентные органы с заявлением о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации не позднее трех лет с момента получения документа о реабилитации. Указанный документ был получен им в июле 1992 г. ( л.д.4), второй - в декабре 1993 года ( л.д.19).
Суд первой инстанции, располагая сведениями о моменте получения заявителем документа о реабилитации его отца, не принял во внимание требований п.4 ст.4 Положения относительно сроков реализации защиты права, чем нарушил требования указанного нормативного акта, а также требования ч.11 ст. 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Трехлетний срок на подачу заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации, установленный п.4 ст.4 Положения и п. 11 ст. 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", не является сроком исковой давности, в связи с чем не должен применяться судом только по заявлению стороны в споре. Данный срок подлежит обязательному применению, если заявитель в установленные нормативными актами временные рамки не реализовал свое право на восстановление нарушенных прав. Суд указанный в законе срок не применил.
Неправильное применение норм материального права является согласно п.4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ основанием к отмене решения суда в кассационном порядке.
Согласно ст.5 Положения, на основании заявления, документов и материалов, полученных от правоохранительных и иных органов, а также архивных учреждений, комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий устанавливается факт конфискации имущества, определяется характер данного имущества (наименование, количество, состояние, сумма изъятых денежных средств, вкладов, стоимость облигаций и т.д.). При отсутствии документальных сведений факт конфискации имущества может быть установлен в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Малокарачаевского района отказала Текову М.Т. в удовлетворении заявления о выплате ему денежной компенсации за имущество, изъятое у его родителей, в том числе и с связи с отсутствием документальных сведений факта конфискации имущества, разъяснив ему возможность установления указанного факта в судебном порядке ( л.д.6-7).
В материалах дела нет сведений о том, что Теков М.Т. обращался в суд с заявлением об установлении факта конфискации имущества реабилитированного Н.
Судебная коллегия полагает, что, указав в мотивировочной части решения о том, что судом установлено выбытие скота иным путем из владения Н. и его семьи ( л.д.111), суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, чем нарушил требования ч.3 ст. 196 ГПК РФ, т.к. заявитель не заявлял об установлении факта конфискации имущества его семьи или факта выбытия указанного имущества из владения Н. и его семьи иным путем. Обратившись в суд с заявлением, Теков М.Т. просил компенсировать ему ущерб, причиненный его семье.
Неправильное применение норм процессуального права является согласно п.4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ основанием к отмене решения суда в кассационном порядке.
Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, так как суд первой инстанции, рассмотрев указанное дело, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; установленные судом обстоятельства не обоснованы доказательствами; судом нарушены нормы материального права и нормы процессуального права.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит возможным принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Заявитель Теков М.Т. просил суд компенсировать ущерб, причиненный его семье в 1930 году. Уточнив заявленные требования, он просил обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района в порядке и сроки, предусмотренные «Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости и выплаты денежной компенсации», утвержденным постановлением Правительства РФ № 926 от 12 августа 1994 года, выплатить ему денежную компенсацию за конфискованное имущество отца Н. в сумме <сумма> рублей.
Проанализировав представленные заявителем доказательства, суд кассационной инстанции полагает в удовлетворении заявленных требования отказать ввиду их недоказанности и в связи с пропуском установленного законом срока реализации возникшего права.
В нарушение требований п.3 ст.4 «Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации», Теков М.Т. не представил суду нотариально заверенные копии документов о реабилитации; материалы, подтверждающие факт конфискации имущества; документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди - нотариально заверенную копию свидетельства о смерти реабилитированного Н.
Факт конфискации имущества не был установлен ни комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Малокарачаевского района ( ч.1 ст.5 Положения), ни судом (ч.3 ст. 5 Положения).
Кроме того, в материалах дела имеются сведения о реализации другим наследником Н. права на компенсационные выплаты. Однако заявитель не представил суду сведений о том, что наследник К. не получил компенсацию за скот. Вместе с тем, согласно ч.3 ст.2 Положения, в случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях. А это значит, что заявитель вправе реализовать свое право на денежную компенсацию путем постановки вопроса о выделе его доли из компенсации, выплаченной другим наследникам первой очереди.
За защитой нарушенного права заявитель обратился с нарушением срока, установленного п.4 ст.4 Положения и п.11 ст. 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", т.к. заявление о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должно быть подано в течение трех лет после введения в действие ст. 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.
Н. реабилитирован, что подтверждено справкой от 07 июля 1992 года №..., а также справкой №...пс93-1, выданной в декабре 1993 г., а статья 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" введена в действие Законом РФ от 03.09.1993 N 5698-1.
Проанализировав указанные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что заявитель был вправе обратиться в компетентные органы с заявлением о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации не позднее трех лет с момента получения документа о реабилитации, однако в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Малокарачаевского района Теков М.Т. обратился 21.10.2008 г. (л.д. 97), а в суд - 08.10.2010 г., т.е. с нарушением установленного Законом срока.
При указанных выше обстоятельствах требования Текова М.Т. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, п.1,2,4 ч.1 362 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Малокарачаевского районного суда от 23 ноября 2010 года - отменить.
Вынести по делу новое решение, которым Текову М.Т. в удовлетворении требований кадминистрации Малокарачаевского муниципального района об обязании выплатить ему денежную компенсацию за конфискованное имущество Н. в сумме <сумма> рублей в порядке и сроки, предусмотренные Положением «О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости и выплаты денежной компенсации», утвержденным постановлением Правительства РФ № 926 от 12 августа 1994 года, - отказать.
Председательствующий
Судьи