о предоставлении жилого помещения



Судья Хубиев О.И. Дело №33-758/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Черкесск 15 декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Байрамуковой И.Х.,

судей Будыка М.Д., Дзыба З.И.,

при секретаре судебного заседания Карасове А.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 декабря 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Амшоковой В.Р. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении жилого помещения

по кассационной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда КЧР от 20 августа 2010 года, которым исковые требования Амшоковой В.Р. удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Байрамуковой И.Х., объяснения представителя Министерства образования и науки КЧР Узденовой З.Ш., действующей на основании доверенности №... от <дата>, представителя Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Беден Р.П., действующего на основании доверенности №... от <дата>, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения истицы Амшоковой В.Р. просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Амшокова В.Р. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки КЧР и Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о предоставлении жилого помещения. В обоснование своих требований указала, что она, являясь бывшей воспитанницей детского учреждения, оставшейся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения и выпускницей Профессионального лицея №... г.Черкесска, обладает правом на внеочередное получение жилья в силу норм Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятых в соответствии с ним региональных правовых норм Карачаево-Черкесской республики. Приказом Министра образования и науки КЧР №... от 15 апреля 2010 года истица была принята на учет для обеспечения жилым помещением. Однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем истица обратилась в суд за защитой нарушенных прав. В настоящее время ее семья состоит из двух человек и проживает в съемной квартире в <адрес>. Недвижимое имущество за истицей не значится, в связи с чем просит суд обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести для ее семьи в составе двух человек благоустроенное жилое помещение в г.Черкесске общей площадью не менее 42 кв.м; обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР на приобретенное жилое помещение заключить с истицей договор социального найма без ограничения сроком и передать его в постоянное владение и пользование истице.

В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР Узденова З.Ш. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.

Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 20 августа 2010 года исковые требования Амшоковой В.Р. удовлетворены частично, судом постановлено обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести для Амшоковой В.Р. благоустроенное жилое помещение в г.Черкесске общей жилой площадью не менее 32 кв.м; обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР заключить с Амшоковой В.Р. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение без ограничения срока владения и пользования. В удовлетворении иска Амшоковой В.Р. в части предоставления ей жилья с учетом ее семьи в составе двух человек отказано.

В кассационной жалобе представителя Министерства образования и науки КЧР Узденовой З.Ш. ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение, ввиду того, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела; решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального права, регламентирующих вопросы внеочередного предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей. Кроме того, представитель ответчика ссылается на то, что принятым решением нарушаются права других лиц, таких же как Амшокова В.К., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения и которые также как истица имеют право вне очереди получить жилье.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Судом первой инстанции установлено, усматривается из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, что истица Амшокова В.К., <...> года рождения, уроженка <...>, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Амшокова В.К. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Какого-либо жилья до того как она осталась без родительского попечения, у Амшоковой В.К. не имелось. Родители истицы - К. и Б., являлись лицами без определенного места жительства, были лишены родительских прав в отношении своей дочери Амшоковой В.К. решением Черкесского городского суда от 20 июня 2007 года (л.д.15-17). Как на момент лишения родителей истицы родительских прав, так и после этого Амшокова В.К. находилась в Карачаево-Черкесском республиканском социально-реабилитационном центре <...> для несовершеннолетних, расположенном в г.Черкесске(л.д.18). Из указанного центра <...> Амшокова В.К поступила учиться в Карачаево-Черкесское республиканское образовательное учреждение - Профессиональный лицей №... в г.Черкесске, где обучалась до 01.07.2010 года, находилась на полном государственном обеспечении и проживала в общежитии лицея по ул.<...>, где была зарегистрирована на срок до 30 ноября 2010 года (л.д.7,11).

В настоящее время истица проживает без регистрации в съемной квартире в <адрес>.

Приказом Министра образования и науки КЧР №... от 15 апреля 2010 года Амшокова В.К. была принята на учет для обеспечения жилым помещением в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской республики от 16 декабря 2008 года N83-РЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике".

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости частичного удовлетворения требований Амшоковой В.К.

Так, в соответствии с ч.1 и ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ в Карачаево-Черкесской республике принят Закон КЧР № 83-РЗ от 16.12.2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» (далее - Закон КЧР №83-РЗ).

Согласно ст.1 Закона КЧР №83-РЗ на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.

В силу ст.2 Закона КЧР №83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий:

- местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики;

- Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии со ст.3 Закона КЧР № 83-РЗ принятие на учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования.

Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что истица имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью в г.Черкесске не ниже установленных социальных норм.

Эти выводы суда основаны на законе и оснований для признания их неправильными не имеется.

Правильным является и вывод суда первой инстанции о том, что Закон N159-ФЗ и Закон КЧР №83-РЗ направлены на оказание целевой государственной поддержки именно указанной в них категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования, а значит право на внеочередное обеспечение жильем предоставляется именно Амшоковой В.Р. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и оснований для распространения данных правовых норм на иных лиц не имеется.

Обжалуя вынесенное судом решение, представитель ответчика не оспаривает права Амшоковой В.Р. на получение жилья в соответствии с вышеприведенными нормами права, а также того, что истица принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Автор кассационной жалобы ссылается лишь на то, что удовлетворением требований Амшоковой В.Р. о предоставлении жилья вне очереди нарушаются права других лиц, таких же как Амшокова В.К., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения и которые также как истица имеют право вне очереди получить жилье. Представитель ответчика также указывает, что местом регистрации рождения истицы является <...>.

Данные доводы являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации(далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди.

Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет.

Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылки кассационной жалобы на ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий истицы, связанных с обращением в суд за защитой своего нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что местом регистрации рождения истицы Амшоковой В.Р. является <...> также не могут служить поводом к отмене судебного решения поскольку в силу ст.1 вышеназванного Закона КЧР №83-РЗ от 16.12.2008 года лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение может предоставляться в черте муниципального образования как по месту регистрации рождения этих лиц, так и по месту их выявления и первичного устройства.

Как видно из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, фактическим местом выявления и первичного устройства истицы как ребенка, оставшегося без попечения родителей, являлся город Черкесск, где истица проживала до ее устройства в учреждение социального обслуживания(социально-реабилитационный центр «<...>» для несовершеннолетних).

Так, судом первой инстанции установлено, что до направления истицы в учреждение для детей, оставшихся без родительского попечения, и лишения ее родителей родительских прав, она проживала в г.Черкесске; каких-либо сведений о том, что до выявления Амшоковой В.Р. как ребенка, оставшегося без родительского попечения и помещения ее в социально-реабилитационный центр «<...>» для несовершеннолетних она проживала за пределами г.Черкесска суду представлено не было; при направлении Амшоковой В.Р. в учреждение социального обслуживания какое-либо жилое помещение за нею не закреплялось; учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, куда была помещена истица, располагалось в г.Черкесске, учреждение профессионального образования, где она впоследствии обучалась и проживала в общежитии, также находится в г.Черкесске; после окончания обучения в учреждении профессионального образования истица продолжает проживать в г.Черкесске.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что жилое помещение должно быть предоставлено Амшоковой В.Р. в г.Черкесске(как об этом просила истица), по мнению судебной коллегии, соответствует обстоятельствам дела и нормам закона, правильно примененным судом.

Вместе с тем, определяя размер(площадь) жилого помещения, подлежащего предоставлению Амшоковой В.Р., суд первой инстанции не в полной мере учел вышеприведенные требования ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также требования п.3 ст.1 Закона КЧР от 16.12.2008 N 83-РЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республики", в силу которых указанным в данных Законах категориям граждан должны предоставляться жилые помещения по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.

Нормой предоставления согласно ч.1 ст.50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, который должен приходиться на каждое лицо, имеющее право на обеспечение жилым помещением. Исходя из этой нормы, определяется размер общей площади предоставляемого жилья.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Соответственно Амшоковой В.Р. должно быть предоставлено жилое помещение не ниже нормы предоставления, установленной в муниципальном образовании г.Черкесск.

Однако суд первой инстанции требования вышеназванных правовых норм не учел, в результате чего посчитал, что жилье истице должно быть предоставлено исходя из общепризнанной(как указано в решении) нормы жилого помещения в Карачаево-Черкесской республике, обязав Министерство образования и науки КЧР приобрести для Амшоковой В.Р. жилое помещение общей жилой площадью не менее 32 кв.м.(тридцати двух квадратных метров).

Между тем, как уже указывалось выше, норма предоставления в силу ч.1 ст.50 ЖК РФ устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в данном муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов, соответственно вывод суда первой инстанции об определении площади жилого помещения исходя из некой «общепризнанной нормы» не основан на законе. Более того, норма предоставления не может определяться в качестве «общепризнанной» уже в силу существа ст.50 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда в данной части подлежит изменению ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права ( п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ).

Прочие доводы кассационной жалобы основанием к отмене или изменению постановленного судом решения служить не могут, поскольку фактически сводятся к иному, неправильному толкованию норм материального права и переоценке обстоятельств, установленных судом в соответствии с правилами ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ и получивших надлежащую правовую оценку в решении суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360-363,366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 20 августа 2010 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции: «Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести для Амшоковой В.Р., <...> года рождения, благоустроенное жилое помещение в черте города Черкесска в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании город Черкесск Карачаево-Черкесской Республики».

Исключить из мотивировочной части решения слова: «Как известно общепризнанная норма жилого помещения в КЧР установлена не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения».

В остальной части решение Черкесского городского суда КЧР от 20 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: