о признании за ним права на получение жилой площади и о предоставлении ему жилого помещения



Судья Коцубин Ю.М. Дело № 33-731/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 06 декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Гришиной С.Г.

судей Дзыба З.И. и Карасовой Н.Х.,

при секретаре Джирикове А.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акбаева Ю.Ш. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике и к Управлению Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности о признании за ним права на получение жилой площади и о предоставлении ему жилого помещения

по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике на решение Черкесского городского суда КЧР от 19 октября 2010 года, которым исковые требования Акбаева Ю.Ш. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Карасовой Н.Х., объяснения представителя Главного Управления МЧС России по КЧР - Кубековой Д.К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности - Коховой И.Б., полагавшей доводы жалобы обоснованными, истца Акбаева Ю.Ш. и его представителя - Акбаевой Р.А., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Акбаев Ю.Ш. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту ГУ МЧС по КЧР) о признании за ним права на получение жилой площади и о предоставлении ему жилого помещения. В обоснование иска привел доводы о том, что с (...) он является пенсионером и получает пенсию за выслугу лет (выслуга 25 лет), а приказом от (...) №... начальника Главного Управления МЧС России по КЧР уволен с должности начальника 1-ой специализированной части по тушению крупных пожаров ГУ МЧС по КЧР по ст.58 «з» (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Он поставлен в очередь на улучшение жилищных условий (...) Постановлением руководителя (мэра) Мэрии муниципального образования г.Черкесска, также в 2004 году постановлением жилищной комиссии Министерства по делам ГО и ЧС. В сентябре 2005 года ему было предоставлено для жилья помещение в (адрес), откуда по решению Черкесского городского суда от 10 ноября 2009 он был выселен.

В заявлении от (...) истец, указав в качестве ответчиков Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике и Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, просил суд признать за ним право на получение жилой площади и обязать ответчиков предоставить ему по месту жительства первое же выделенное для обеспечения жильем военнослужащих, сотрудников ГПС и спасателей жилое помещение на условиях договора социального найма по установленным законодательством нормам.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 19 октября 2010 года исковые требования Акбаева Ю.Ш. удовлетворены. Суд признал за Акбаевым Ю.Ш. право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и обязал ГУ МЧС по КЧР в установленном законом порядке предоставить ему по месту его проживания жилое помещение на условиях договора социального найма по установленным нормам.

В кассационной жалобе Главное управление МЧС по КЧР просит отменить решение суда в связи с тем, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Считают, что поскольку истец проходил службу в МЧС КЧР, правопреемником которого является Управление и был уволен с должности, которая финансировалась за счет республиканского бюджета, он не имеет права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», так как право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, уволенные по ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Полагают, что судом не принято во внимание отсутствие в ГУ МЧС по КЧР жилищного фонда, возможности распоряжения жилищными сертификатами, тогда как и истцу и его семье предоставлялось служебное жилье в общежитии ЧХПО, которое готовится для передачи в муниципальную собственность. По мнению ответчика, суд применил Федеральный закон «О статусе военнослужащих», не подлежащий применению.

В письменных возражениях на кассационную жалобу Акбаев Ю.Ш. полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела истец Акбаев Ю.Ш. -подполковник внутренней службы до увольнения работал начальником первой специализированной части по тушению крупных пожаров Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Приказом и.о. начальника Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике от (...) №... был уволен со службы - с должности начальника первой специализированной части по тушению крупных пожаров по п. «з» ст.58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Согласно указанному приказу выслуга лет по состоянию на (...) в календарном исчислении составила 27 лет 3 месяца 2 дня, из них в МВД-МСЧ-25 лет 4 месяца 7 дней(л.д.9).

Истец является пенсионером и получает пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"(л.д.8).

Постановлением руководителя (мэра) мэрии муниципального образования г.Черкесска от (...) №... поставлен в очередь на улучшение жилищных условий(л.д.11).

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Министерства по делам ГО и ЧС КЧР от (...) истец включен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с указанием состава семьи из 4 человек (л.д.10).

Из материалов дела также следует, что решением Черкесского городского суда от 10.11.2009 года, оставленным кассационной инстанцией без изменения, Акбаев Ю.Ш. и члены его семьи выселены из помещений, расположенных в административно-бытовом корпусе по (адрес) (л.д. 12-26).

(...) истец обратился в Главное управление МЧС по КЧР с заявлением о предоставлении жилого помещения (л.д.34).

ГУ МЧС по КЧР со ссылкой о предоставлении служебных жилых помещений сотрудникам на время прохождения службы и возможности применения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», нормативно-правовых актов Министерства обороны РФ только в отношении лиц, имеющих статус военнослужащих, рекомендовало истцу обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства (л.д.35).

Истец, считая, что ответчик обязан обеспечить его жилым помещением с учетом того, что ранее ему было предоставлено для проживания нежилое помещение, из которого его выселили, обратился с иском в суд.

Удовлетворяя исковые требования Акбаева Ю.Ш., суд первой инстанции исходил из того, что обязательность предоставления жилого помещения истцу предусмотрена положениямиФедерального закона «О статусе военнослужащих», Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, нормативными актами в системе Министерства обороны Российской Федерации. При этом суд пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Главное управление МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике, поскольку пожарная часть, из которой увольнялся истец, входила в подчинение Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике, являющегося территориальным подразделением федерального государственного органа и увольнение произведено приказом и.о. начальника ГУ МЧС по КЧР.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КЧР не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

Так, статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" подразделяет личный состав Государственной противопожарной службы на военнослужащих, сотрудников (лица рядового и начальствующего состава) и работников. Порядок регулирования статуса членов всех трех категорий установлен ч. 3 ст. 7 указанного закона: статус сотрудников определяется положениями о прохождении службы в органах внутренних дел; статус военнослужащих определяется положениями о прохождении службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; статус работников определяется действующим трудовым законодательством.

В силу статьи 40 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1.

Поскольку истец, как сотрудник внутренней службы, имеет статус «сотрудника», то в отношении него применяются нормы Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, но не законодательства о военнослужащих.

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).

Согласно статье 5 Закона КЧР «О пожарной безопасности в Карачаево-Черкесской Республике» на личный состав противопожарной службы Карачаево-Черкесской Республики распространяются гарантии правовой и социальной защиты, установленные законодательством Российской Федерации для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, при этом органы государственной власти и органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики имеют право устанавливать для них иные, не предусмотренные федеральным законодательством гарантии правовой и социальной защиты.

Статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы, созданной на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и объектовых подразделениях Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с организациями, также проходят службу лица рядового и начальствующего состава, на которых распространяются гарантии правовой и социальной защиты, установленные законодательством Российской Федерации для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы.

Постановлением от 6 декабря 1998 года N 1054 утверждены "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", в соответствии с п. 29 которых, граждане, уволенные с военной службы, вправе получить в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (субсидию) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 28 июня 1999 г. N 825 установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. N 1095, принятого во исполнение названного Указа, обеспечение граждан жильем в виде предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, распространяется на увольняемых и уволенных со службы из органов МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"(утв.Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153), на получение сертификата имеют право сотрудники органов внутренних дел, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Аналогичное право предоставлено сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - при содержании за счет средств федерального бюджета и увольнении со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Таким образом, исходя из системного толкования норм действующего законодательства, иной формы предоставления жилья сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений, не предусмотрено.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления различных правовых условий для разных категорий, если такая дифференциация не является произвольной и основывается на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов права (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П; определения от 12 апреля 2005 года N 164-О, от 11 июля 2006 года N 213-О и от 5 февраля 2009 года N 552-О-О).

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23 июня 2009 г. N 911-О-О, следует, что предоставление сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий дополнительных, финансируемых из федерального бюджета, гарантий улучшения жилищных условий в виде предоставления права на получение государственных жилищных сертификатов обусловлено особыми условиями осуществления их профессиональной деятельности. Для сотрудников же противопожарных служб субъектов Российской Федерации правовые механизмы обеспечения жильем могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Поскольку Законом КЧР «О пожарной безопасности в Карачаево-Черкесской Республике» для сотрудников противопожарной службы субъекта предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты, установленные действующим законодательством для сотрудников федеральной противопожарной службы, и иное правовое регулирование данного вопроса в субъекте отсутствует, то, исходя из вышеизложенного, коллегия приходит к выводу о том, что заявленные требования Акбаева Ю.Ш. к ГУ МЧС России по КЧР и к Управлению Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности удовлетворению не подлежат.

Как следует из представленных в заседание суда кассационной инстанции представителем ГУ МЧС России по КЧР служебных карточек, приказов о назначениях и перемещениях по службе, штатных расписаний и договоров с организациями, истец состоял в должностях, финансируемых из федерального бюджета с (...) по (...) (перевод в ОГПС МВД КЧР), с (...) по (...), с (...) по (...). Ответчиком не представлено подтверждение о финансировании должности инспектора отделения службы и подготовки ГПС МЧС РФ КЧР за счет субъекта, исходя из чего, судебная коллегия полагает, что указанный период следует засчитывать как финансируемый из федерального бюджета. Вместе с тем, общая продолжительность службы истца за счет средств федерального бюджета не составляет 10 лет.

Истец, его представитель и ответчики подтвердили, что истец уволен с должности, финансируемой из местного бюджета.

При этом как следует из пояснений Акбаева Ю.Ш. и его представителя, истец в 2001 году поставлен в очередь в муниципальном образовании г.Черкесска, куда ему порекомендовали обратиться в связи с тем, что его должность финансировалась из местного бюджета. В МЧС КЧР он встал на учет в 2004 году.

Согласно пояснениям представителя Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности - Коховой И.Б., лица, состоящие на учете по улучшению жилья в 2004 году в МЧС КЧР, были в связи с реорганизацией переведены на учет в ГУ МЧС России по КЧР, а в МЧС КЧР жилищная комиссия и очередность ликвидированы.

Эти обстоятельства подтверждены представителем ГУ МЧС России по КЧР Кубековой Д.К., из пояснений которой следует, что на учете по жилью в ГУ МЧС России по КЧР состоят лица, должности которых финансируются за счет средств федерального бюджета.

Восстанавливая жилищные права истца путем признания за ним права на получение жилой площади и возложения на ответчика ГУ МЧС России по КЧР обязанности предоставления истцу жилого помещения (путем присуждения к исполнению обязанности в натуре), суд первой инстанции не учитывал, что истец в очереди на получение жилья в ГУ МЧС России по КЧР не состоит, должности, занимаемые им, а также должность, с которой он был уволен, финансировались из средств местного бюджета.

С учетом приведенного выше законодательства и установленных по делу обстоятельств, в частности того, что на момент увольнения истца у него отсутствовала выслуга лет, необходимая для решения вопроса об обеспечении его жилым помещением ГУ МЧС России по КЧР по действующей программе обеспечения жильем, а иной правовой механизм обеспечения жильем для сотрудников противопожарной службы КЧР, к категории которых относится истец, законом субъекта не предусмотрен, состоявшееся судебное решение по делу нельзя признать законным и обоснованным.

То обстоятельство, что истец был поставлен в очередь в муниципальном образовании г.Черкесска правового значения для разрешения данных требований не имеет. Наличие такой очереди предоставляет право Акбаеву Ю.Ш. получить в соответствии с очередностью социальное жилье, в порядке, определяемом Жилищным Кодексом РФ.

При разрешении настоящего гражданского дела суд неправильно применил и истолковал закон, что в силу абз.3,4 ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены судебного постановления.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит, что судом нарушены нормы материального, в связи с чем, учитывая, что по делу не требуется дополнительного собирания доказательств, обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Акбаева Ю.Ш.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 19 октября 2010 года - отменить.

Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Акбаева Юрия Шахимовича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике и к Управлению Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности о признании за ним права на получение жилой площади и об обязании ответчиков предоставить Акбаеву Ю.Ш. по месту жительства жилое помещение на условиях договора социального найма по установленным нормам - отказать.

Председательствующий

Судьи: