об оспаривании решения избирательной комиссии об итогах голосования и признании результатов выборов недействительными



Судья Дубовцева А.Н.                                                           Дело № 33-173-11

                             

                               КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск                                                                             30 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего: Гришиной С.Г.

судей: Дзыба З.И., Хачирова М.Х.

при секретаре Карасове А.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Каппушева А.А. на решение Урупского районного суда от 21 февраля 2011 года по гражданскому делу по заявлению Каппушева А.А. об оспаривании решения избирательной комиссии об итогах голосования и признании результатов выборов недействительными.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дзыба З.И., объяснения Каппушева А.А. и его представителя Аджиевой Н.Д., поддержавших доводы жалобы, возражения Чочиева Н.Н., представителей территориальной избирательной комиссии по Урупскому району Мкоян З.В. и Богатырева А.М., мнение прокурора Мурадовой А.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

                                          

        У С Т А Н О В И Л А :

Каппушев А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об итогах голосования и признании результатов выборов депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения недействительными. Заявленные требования обосновал следующими обстоятельствами. Председатель Совета Кызыл-Урупского сельского поселения Чочиев Н.Н. в нарушение ст.40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 -ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» использовал преимущество своего должностного положения: без проведения заседания депутатов Совета сельского поселения 1 июля 2010 года вынес решение № 9, которым подменил функции Избирательной комиссии, образовав и утвердив избирательные округа; находясь в отпуске с 6 по 8 сентября 2010 года, решением № 10 от 8 сентября 2010 года подтвердил уже образованные и утвержденные им ранее 1 июля 2010 года избирательные округа; избирательные округа образованы Чочиевым Н.Н. без соблюдения примерного равенства по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов. Указанная в избирательном округе № 4 цифра 93 о количестве избирателей Чочиевым Н.Н. вымышлена, т.к. подворовым обходом установлено 113 избирателей.Кроме того, списки избирателей не обновлялись, в них значились лица, умершие 2-3 года назад. Территориальная избирательная комиссия по Урупскому району, приняв на себя полномочия избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения, и установив, что новая схема округов не образована и не утверждена в соответствии с Федеральным законом, не приняла решение о проведении выборов по прежней схеме округов, поскольку прежняя схема соответствовала требованиям законодательства. По мнению Каппушева А.А., в случае невмешательства Чочиева Н.Н. в избирательный процесс и проведения голосования по прежней схеме избирательных округов итоги голосования установились бы другим образом, и победу в выборах мог бы одержать он. Каппушев А.А. просил суд отменить постановление избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения от 10.10.2010 г. № 8\47 «Об утверждении протокола о результатах выборов депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 4», признать результаты выборов депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения по одномандатному избирательному округу № 4 недействительными.

Решением Урупского районного суда от 21 февраля 2011 г. в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе Каппушева А.АП. ставится вопрос об отмене решения суда, направлении дела на новое судебное рассмотрение в связи с тем, что установленным обстоятельствам дана неправильная юридическая оценка.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу судебного акта.

Судом установлено, что постановлением избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения от 10.10.2010 г. № 8\47 утвержден протокол избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения об итогах голосования 10.10.2010 г. по выборам депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 4, выборы признаны состоявшимися и действительными, избранным по выборам депутата Совета Кызыл-Урупского сельского поселения четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 признан Чочиев Н.Н.

Согласно протокола избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения от 10.10.2010 г., за Чочиева Н.Н. проголосовало 47 избирателей, за Каппушева А.А. - 33, за Курджиева А.А. - 0.

Каппушев А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об итогах голосования и признании результатов выборов депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения недействительными.

По мнению Каппушева А.А., при определении схемы избирательных округов были допущены существенные нарушения избирательного законодательства.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одномандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории; избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. Если на территории, на которой проводятся выборы, новая схема одномандатных избирательных округов не утверждена в установленный срок, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений: а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным Федеральным законом, - о проведении выборов по прежней схеме округов; б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом, и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Одномандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов. Избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

Аналогичные положения содержаться в ст. 16 Закона КЧР «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в КЧР» № 44-РЗ от 3 июля 2006 года.

Установлено, что решением избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения от 29 апреля 2010 года (протокол №2), постановлением избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения от 29 апреля 2010 года №3 определена схема образования избирательных округов с обозначением их границ для голосования на выборах депутатов представительного органа Кызыл-Урупского сельского поселения. Данное обстоятельство подтверждается как представленными суду протоколом №2 от 29.04.2001 г., постановлением избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения от 29 апреля 2010 года №3, так и показаниями допрошенных судом свидетелей Караевой Л.А., Аппаковой А.Т., Чомаевой Т.Х., являвшихся члены избирательной комиссии.

Совет Кызыл-Урупского сельского поселения, рассмотрев представленную избиркомом схему, решением от 1 июля 2010 года №9 разделил территорию Кызыл-Урупского сельского поселения на 7 округов, определил их границы.

Исследовав решение Совета Кызыл-Урупского сельского поселения от 1 июля 2010 года №9, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанным решением требования избирательного законодательства о соблюдении примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а также о том, что избирательный округ должен составлять единую территорию, не нарушены.

На территории Кызыл-Урупского сельского поселения на 1 января 2010 года был зарегистрирован 631 избиратель, территория аула поделена на 7 избирательных округов: № 1-91 человек, №2- 91 человек; № 3 -96 человек; № 4 -93 человека; № 5 -89 человек; № 6 - 86 человек; № 7 - 85 человек при средней норме представительства избирателей 90,14.

Решением Совета Кызыл-Урупского сельского поселения от 8 сентября 2010 года №10 было подтверждено решение Совета Кызыл-Урупского сельского поселения от 1 июля 2010 года №9. Однако судом установлено, что фактически выборы были проведены по схеме избирательных округов, утвержденной Советом 1 июля 2010 года.

Проанализировав представленные доказательства, выслушав показания свитеделей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Чочиев Н.Н. в период выборной кампании не использовал преимущества должностного и служебного положения, поскольку решения принимал не он сам, а Совет депутатов, председателем которого он являлся.

Судом первой инстанции проверен довод Каппушева А.А. о нарушении избирательного законодательства при составлении списков избирателей, не позволившие выявить действительную волю избирателей.

Установлено, что судом исследовался Список избирателей, по которому проводилось голосование, содержанию указанного списка дана соответствующая правовая оценка. Оснований, позволяющих сделать вывод о нарушении избирательного законодательства, которые бы не позволили выявить действительную волю избирателей, судом не выявлено.

Судом исследован представленный заявителем Каппушевым А.А. список жителей а.Кызыл-Уруп по 4-му избирательному округу, составленный при подворовом обходе, и сверен со Списком избирателей, предоставленным избиркомом. При сверке списков установлены отдельные расхождения.

Установлено, что часть неточностей, допущенных при составлении Списка избирателей избиркомом, были устранены в ходе голосования: 5 человек внесены дополнительно в Список, 1 человек, ошибочно указанный в 4-м округе, проголосовал в 7-м округе.

Граждане, права которых могли быть нарушены неправильностями в Списке избирателей, с жалобами в соответствующие инстанции не обращались.

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на право Каппушева А.А. быть избранным неточности в Списке избирателей не повлияли, поскольку ни одному из избирателей, пожелавшему проголосовать в 4-м избирательном округе, не было отказано во включении в Список избирателей.

Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судом, а потому основанием к отмене решения суда быть не могут.

Судебная коллегия полагает, что оснований, предусмотренных ст. 77 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов после определения результатов выборов, не имеется.

Поскольку судом первой инстанции были правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, спор разрешен с правильным применением норм процессуального и материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

        Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                     

                                        О П Р Е Д Е Л И Л А:

            

Решение Урупского районного суда от 21 февраля 2011 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу Каппушева Аслана Айсаевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи