Судья Коркмазова Л.А. Дело №... КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ <адрес> <дата> Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего <ФИО>11, судей Болатчиевой А.А., Хачирова М.Х., при секретаре судебного заседания <ФИО>7, рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах <ФИО>1 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда КЧР от <дата>, которым исковые требования прокурора удовлетворены. Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР <ФИО>11, объяснения представителя Министерства образования и науки КЧР <ФИО>9, действующей на основании доверенности №... от <дата>, поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение прокурора <ФИО>8, считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах Мальцевой Н.В. (<ФИО>5) с исковым заявлением к Министерству образования и науки КЧР и Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Мальцева Н.В. (<ФИО>6), <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в силу норм Федерального закона от <дата> N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятых в соответствии с ним региональных правовых норм Карачаево-Черкесской Республики. Постановлением Главы администрации <адрес> КЧР от <дата> №... опекуном над малолетней Мальцевой Н.В. (<ФИО>5) был назначен ее дедушка - <ФИО>2, у которого она проживает по настоящее время. До настоящего времени Мальцевой Н.В. (<ФИО>5) жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели ей также не выделялись. Какого-либо жилья за Мальцевой Н.В. (<ФИО>5) не зарегистрировано. В связи с этим Усть-Джегутинский межрайонный прокурор(уточнив в порядке ст.39 ГПК РФ свои требования) просил суд: обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке для Мальцевой Н.В. (<ФИО>5) в Усть-Джегутинском муниципальном районе за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в Усть-Джегутинском муниципальном районе; обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР на приобретенное для Мальцевой Н.В.(<ФИО>5) и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Мальцевой Н.В. (<ФИО>5) договор социального найма без ограничения сроком и передать его в постоянное пользование Мальцевой Н.В. (<ФИО>5). Определением Черкесского городского суда КЧР от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, было привлечено Министерство Финансов КЧР (л.д.38). В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить. Мальцева Н.В. также поддержала исковые требования и просила их удовлетворить. Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР <ФИО>9 иск не признала, просила в его удовлетворении отказать. Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР и представитель третьего лица - Министерства Финансов КЧР в суд не явились, дело рассмотрено в их отсутствие. Решением Черкесского городского суда КЧР от <дата> исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе представителя Министерства образования и науки КЧР <ФИО>9 ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела; решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального права, регламентирующих вопросы внеочередного предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей. В частности, представитель ответчика ссылается на то, что удовлетворение исковых требований о предоставлении Мальцевой Н.В. жилья вне очереди, нарушает права других лиц, таких же, как Мальцева Н.В., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Мальцева Н.В. имеют право на получение жилья вне очереди. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему. Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиками, что Мальцева Н.В.(<ФИО>6), <дата> года рождения, уроженка <адрес> КЧР, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст.1 Федерального закона от <дата> №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Отец Мальцевой Н.В. (<ФИО>5) - <ФИО>3, умер <дата> (л.д.14), мать - <ФИО>4 была лишена родительских прав в отношении своей дочери <ФИО>5, <дата> года рождения, решением Усть-Джегутинского районного суда от <дата> (л.д.10-11). Из материалов дела и доказательств, представленных суду кассационной инстанции, усматривается, что <ФИО>6 в малолетнем возрасте осталась без попечения родителей. По этой причине Постановлением Главы администрации <адрес> КЧР от <дата> №... опекуном над малолетней <ФИО>5 был назначен ее дедушка - <ФИО>2 (л.д.15). <дата> <ФИО>6 окончила профессиональный лицей №... <адрес>(л.д.9). <дата> <ФИО>6 вступила в брак с <ФИО>10 и после заключения брака ей присвоена фамилия «Мальцева» (л.д.16). Какого-либо жилья за Мальцевой Н.В. (<ФИО>5) не закреплялось, и такового до настоящего времени у нее не имеется, в связи с чем она вместе с мужем <ФИО>10 и сыном Мальцевым Н.В., 2009 года рождения, продолжает проживать у своего бывшего опекуна по адресу: <адрес>, №... (л.д.17,18,21). Данные обстоятельства подтверждаются Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от <дата> (л.д.43-44), Сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по КЧР от <дата>, справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от <дата> (л.д.13), справками КЧР ГУП «Техинвентаризация» от <дата> и от <дата>, справкой Администрации Важненского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района КЧР от <дата> №... и другими исследованными судом доказательствами. Приказом Министра образования и науки КЧР №... от <дата> <ФИО>6(Мальцева Н.В.), была принята на учет для обеспечения жилым помещением в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской республики от <дата> №...-РЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике". Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований. Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.1 и ч.2 ст.8 Федерального закона от <дата> N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ в Карачаево-Черкесской республике принят Закон КЧР №...-РЗ от <дата> «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» (далее - Закон КЧР №...-РЗ). Согласно ст.1 Закона КЧР №...-РЗ на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. В силу ст.2 Закона КЧР №...-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: - местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации; - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; - Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики. В соответствии со ст.3 Закона КЧР №...-РЗ принятие на учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования. Согласно ч.1 ст.3.1 указанного Закона жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики (ч. 2 ст. 3.1 Закона КЧР №...-РЗ). Материалами дела подтверждается и не оспаривалось в судебном заседании ответчиками, что Мальцева Н.В. в малолетнем возрасте осталась без родительского попечения, местом регистрации ее рождения и местом ее устройства на воспитание под опеку на основании решения органов опеки и попечительства <адрес> Карачаево-Черкесской Республики является <адрес> КЧР, а равно Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лица, у которого Мальцева Н.В.(<ФИО>6), как ребенок, оставшийся без попечения родителей, находилась на воспитании под опекой на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики. Мальцева Н.В. до настоящего времени проживает и зарегистрирована в <адрес> КЧР, <адрес> (л.д.8), не имеет жилья и нуждается в жилом помещении, в связи с чем была поставлена и состоит на учете для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения. Каких-либо доказательств, подтверждающих обеспеченность истицы жилой площадью, ответчиками суду представлено не было. Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Мальцева Н.В. имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью на территории Усть-Джегутинского муниципального района КЧР не ниже установленных социальных норм. Эти выводы суда основаны на законе и оснований для признания их неправильными не имеется. Обжалуя вынесенное судом решение, представитель ответчика не оспаривает право Мальцевой Н.В. на получение жилья в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, а также того, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Автор жалобы ссылается лишь на то, что удовлетворением требований о предоставлении Мальцевой Н.В. жилья вне очереди нарушаются права других лиц, таких же, как Мальцева Н.В., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Мальцева Н.В., имеют право вне очереди получить жилье. Данные доводы являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 8 Федерального закона от <дата> N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди. Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет. Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылки кассационной жалобы на ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Мальцевой Н.В., а равно - действий прокурора, связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом. Как уже отмечалось ранее, ответчик принял Мальцеву Н.В., на учет как относящуюся к категории лиц, предусмотренных Федеральным законом от <дата> N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом КЧР №...-РЗ от <дата> «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», признав ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением; право Мальцевой Н.В. на получение жилья на территории Усть-Джегутинского муниципального района в соответствии с указанными правовыми актами, а также того, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения, равно как и сам факт нуждаемости в жилом помещении, в судебном заседании не оспаривал. При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные прокурором требования. Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения, по доводам кассационной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Черкесского городского суда КЧР от <дата> оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики <ФИО>9 - без удовлетворения. Председательствующий Судьи: