Судья Коркмазова Л.А. Дело №33-233/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (извлечение) г.Черкесск 20 апреля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего Байрамуковой И.Х., судей Болатчиевой А.А., Хачирова М.Х., при секретаре судебного заседания Калмыковой А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 20 апреля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Синчук Е.Н. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда КЧР от 17 февраля 2011 года, которым исковые требования Синчук Е.Н. удовлетворены. Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Байрамуковой И.Х., объяснения представителя Министерства образования и науки КЧР Узденовой З.Ш., действующей на основании доверенности №... от <...>., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения Синчук Е.Н. и ее представителя Токарева Г.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Синчук Е.Н. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки КЧР и Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что <...> имеет право на внеочередное получение жилья в силу норм Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и состоит в очереди на получение жилого помещения. Несмотря на неоднократные обращения в уполномоченные органы, жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено, денежные средства на данные цели ей также не выделялись. Какого-либо жилья за Синчук Е.Н., а также за ее родителями не зарегистрировано. В связи с этим Синчук Е.Н. (уточнив в порядке ст.39 ГПК РФ свои требования) просила суд: обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке для Синчук Е.Н. в городе Черкесске за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании города Черкесска; обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР на приобретенное для Синчук Е.Н. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Синчук Е.Н. договор социального найма без ограничения сроком и передать его в постоянное пользование Синчук Е.Н. Определением Черкесского городского суда КЧР от 27 января 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, было привлечено Министерство Финансов КЧР (л.д.39). В судебном заседании Синчук Е.Н. и ее представитель Токарев Г.А. поддержали заявленные исковые требования и просили их удовлетворить. Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР Узденова З.Ш. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать. Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в суд не явился, дело рассмотрено в его отсутствие. Представитель третьего лица - Министерства Финансов КЧР в суд не явился, дело рассмотрено в его отсутствие. Решением Черкесского городского суда КЧР от 17 февраля 2011 года исковые требования Синчук Е.Н. удовлетворены. В кассационной жалобе представителя Министерства образования и науки КЧР Узденовой З.Ш. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, представитель ответчика ссылается на то, что удовлетворение исковых требований о предоставлении Синчук Е.Н. жилья вне очереди, нарушает права других лиц, таких же, как Синчук Е.Н., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Синчук Е.Н. имеют право на получение жилья вне очереди. В представленных на кассационную жалобу письменных возражениях истица просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы жалобы несостоятельными. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему. <...> Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований. Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.1 и ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ в Карачаево-Черкесской республике принят Закон КЧР №83-РЗ от 16.12.2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» (далее - Закон КЧР №83-РЗ). Согласно ст.1 Закона КЧР №83-РЗ на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. В силу ст.2 Закона КЧР №83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: - местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации; - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; - Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики. В соответствии со ст.3 Закона КЧР № 83-РЗ принятие на учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования. Согласно ч.1 ст.3.1 указанного Закона жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики (ч. 2 ст. 3.1 Закона КЧР № 83-РЗ). <...> Определяя размер(площадь) жилого помещения, подлежащего предоставлению Синчук Е.Н., суд первой инстанции учел вышеприведенные требования ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ, а также требования п.3 ст.1 Закона КЧР от 16.12.2008 N83-РЗ в силу которых указанным в данных Законах категориям граждан должны предоставляться жилые помещения по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов(ст.50 ЖК РФ). Соответственно Синчук Е.Н. должно быть предоставлено жилое помещение не ниже нормы предоставления, установленной в муниципальном образовании г.Черкесск. Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Синчук Е.Н. имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью на территории муниципального образования г.Черкесска не ниже норм предоставления, установленных в этом муниципальном образовании. Эти выводы суда основаны на законе и оснований для признания их неправильными не имеется. Обжалуя вынесенное судом решение, представитель ответчика не оспаривает право Синчук Е.Н. на получение жилья в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, а также того, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Автор жалобы ссылается лишь на то, что удовлетворением требований о предоставлении Синчук Е.Н. жилья вне очереди нарушаются права других лиц, таких же, как Синчук Е.Н., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Синчук Е.Н., имеют право вне очереди получить жилье. Данные доводы являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди. Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет. Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылки кассационной жалобы на ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Синчук Е.Н., связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом. Как уже отмечалось ранее, ответчик принял Синчук Е.Н. на учет как относящуюся к категории лиц, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом КЧР №83-РЗ от 16.12.2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике», признав ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением; право Синчук Е.Н. на получение жилья в г.Черкесске в соответствии с указанными правовыми актами, а также того, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения, равно как и сам факт нуждаемости в жилом помещении, в судебном заседании не оспаривал. При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные Синчук Е.Н. требования. Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения, по доводам кассационной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Черкесского городского суда КЧР от 17 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики Узденовой З.Ш. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи: