Судья Таушунаев Б.М. Дело № 33-193/11 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 27 апреля 2011 года г. Черкесск. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего: Гришиной С.Г. судей: Адзиновой А.Э., Хачирова М.Х. при секретаре: Калмыковой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федерального казначейства по КЧР как представителя Министерства финансов РФ на решение Карачаевского районного суда от 15 февраля 2011 года по иску Узденова Э.Х. к администрации Карачаевского муниципального района о восстановлении срока действия именного государственного жилищного сертификата. Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Гришиной С.Г., объяснения представителя Министерства финансов России Ботчаевой М.А., представителя Правительства КЧР Расуловой А.Н., представителей Узденова Э.Х. Чагарова Т.С.-А. и Чипчикова А.Х., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Узденов Э.Х. обратился в суд с иском к администрации Карачаевского муниципального района о восстановлении срока действия жилищного сертификата. Свои требования обосновал тем, что 06.11.2009 г. ему был выдан государственный жилищный сертификат на право приобретения жилья общей площадью <...> кв.м. на трех человек, срок действия которого истек 06.11.2010 г. Указанный сертификат им не был реализован в установленный срок, так как в списки пострадавших от стихийного бедствия не были включены тринадцать членов его семьи, замена сертификата на сертификат с иным составом семьи в установленный срок также произведена не была. Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство КЧР, Управление Федерального казначейства РФ по КЧР. В судебном заседании представитель администрации Карачаевского муниципального района Узденова З.Р. признала заявленные требования, представитель Управления Федерального казначейства РФ по КЧР Ботчаева М.А. возражала против удовлетворения заявленных требований. Решением Карачаевского районного суда от 15 февраля 2011 года исковые требования Узденова Э.Х. удовлетворены. Министерство финансов РФ обязано выдать Узденову Э.Х. новый бланк государственного жилищного сертификата на общую площадь <...> кв.м. с указанием нового срока выдачи. В кассационной жалобе Министерства финансов РФ ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с нарушением норм материального права. В своих возражениях на жалобу ответчик Узденов Э.Х. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая доводы жалобы неубедительными. На кассационную жалобу Правительством КЧР также поданы возражения. В возражениях на кассационную жалобу Министерство финансов КЧР просит удовлетворить кассационную жалобу Министерства финансов РФ. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Как усматривается из материалов дела, Узденову Э.Х., как лицу, лишившемуся жилья в результате стихийного бедствия, жилого дома в а. Верхняя Теберда, <...>, Карачаевского района КЧР, 6 ноября 2009 года был выдан государственный жилищный сертификат на семью из трех человек на предоставление общей площади <...> кв.м. Решениями Карачаевского районного суда от 7 ноября 2008 года признаны незаконными действия отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Карачаевского муниципального района по отказу во включении в список лиц на получение жилищного сертификата в связи с утратой жилья в а. Верхняя Теберда, <...>, принадлежащем <ФИО>, <...>, <ФИО>, <ФИО>, <ФИО>, <ФИО>, <ФИО>, <ФИО>, <ФИО>, <ФИО>, <ФИО>. Решением Карачаевского районного суда от 29 октября 2009 года признаны незаконными действия отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Карачаевского муниципального района по отказу во включении в список лиц на получение жилищного сертификата в связи с утратой жилья в а. Верхняя Теберда, <...>, принадлежащем <ФИО>, <ФИО>, <ФИО> и <ФИО> На основании указанных решений постановлением администрации Карачаевского муниципального района от 24.09.2009 г. в постановление главы КМР от 23.11.2007 г. «Об утверждении списков жилых домов и граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в виде сильных дождей с градом и селевыми потоками, сильного ветра с 17 по 19 июня и с 27 по 30 июня 2007 года для оформления государственных жилищных сертификатов» внесены дополнения - вышеуказанные лица - племянники, племянницы, двоюродные сестры и братья, внучатые племянники собственника жилого помещения, внесены в данный список, предоставляемая данной семье жилая площадь увеличена на <...> кв.м. Постановлением Правительства КЧР № 415 от 10.11.2010 г. на основании указанного постановления администрации Карачаевского муниципального района вышеназванные лица были включены в постановление Правительства КЧР от 01.08.2008 г. № 320 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, потоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по 18 июня 2007 года». Ранее полученный государственный жилищный сертификат был сдан Узденовым Э.Х. в Министерство финансов КЧР для замены в связи с необходимостью увеличения предоставляемой площади с <...> кв.м. до <...> кв.м. Министерством финансов КЧР письмом от 12.01.2011 года было отказано в замене сертификата в связи с истечением срока действия. Удовлетворяя исковые требования Узденова Э.Х., суд первой инстанции исходил из того, что жилищный сертификат истцом не был реализован по уважительным причинам, Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов не содержит запрета повторной выдачи такого сертификата лицам, не реализовавшим жилищный сертификат по уважительным причинам. С данными выводами согласиться нельзя, так как они не соответствуют нормам материального права, а также обстоятельствам дела. Так, в целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами РФ, пострадавшими в результате стихийных бедствий было принято Постановление Правительства РФ от 07.06.1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или пресечении террористических актов правомерными действиями», в соответствии с которым на основании решения Правительства РФ производится выпуск государственных жилищных сертификатов для указанной категории граждан. Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982 был утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, пунктом 6 которого установлено, что выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Министерством финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата. Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и направляется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов РФ для осуществления последующего погашения сертификатов. Внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего порядка. Министерство финансов РФ осуществляет замену выданных бланков сертификатов в случае утери (порчи), установления несоответствия в оформлении сертификата или внесения изменений в список на основании документов, подтверждающих эти факты. Срок действия такого сертификата соответствует сроку действия ранее выданного сертификата (один год с даты выдачи гражданину). Таким образом, при разрешении требования гражданина о замене ранее полученного жилищного сертификата на сертификат на предоставление большей площади суду необходимо было установить право истца на получение такого сертификата. Однако судом первой инстанции выводы по данному юридически значимому обстоятельству не сделаны. Между тем, как видно из приведенных выше норм материального права, право на получение гражданином государственного жилищного сертификата на определенную площадь обусловлено соблюдением процедуры внесения изменений в ранее утвержденный уполномоченным органом список, в том числе согласование Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также принятием решения Правительства РФ о выдаче сертификатов. Как усматривается из материалов дела, такого согласования и решения Правительства РФ не имеется. Судебные акты, обязывающие органы местного самоуправления совершить определенные действия по включению в списки, не являются актами, возлагающими обязанность принять необходимые решения на органы государственной власти РФ. Так как вышеназванными нормативными актами не установлена обязанность согласования МЧС РФ представленных органом государственной власти субъекта РФ списков, а также не предусмотрена обязанность Правительства РФ на основании несогласованных списков принимать решение о выдаче сертификатов, утверждение изменения списков Правительством КЧР не является достаточным основанием для возникновения права гражданина на замену государственного жилищного сертификата. Кроме этого, не соответствует нормам материального закона и вывод суда о возможности при наличии уважительных причин замены сертификата по истечении срока его действия, так как такая возможность вышеуказанными нормативным актами не предусмотрена. Нельзя согласиться и выводом суда о признании уважительной причиной пропуска срока действия сертификата и желание включения иных членов семьи, так как истец лицом, участвующим в деле при разрешении требований иных граждан о признании незаконными действий органа местного самоуправления, не являлся. Более того, в соответствии с ранее вынесенными судебными актами не являлся он и собственником пострадавшего жилого помещения, указанные лица судом были признаны членами семьи <ФИО> (племянники, племянницы, двоюродные сестры, братья, внучатые племянники и т.д.). Кроме этого, как было указано выше, возможность получения государственных жилищных сертификатов установлена в целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами РФ, пострадавшими в результате стихийных бедствий. Как видно из материалов дела, в результате стихийного бедствия пострадал жилой дом 1934 года постройки площадью <...> кв.м. Истцом был получен сертификат на площадь <...> кв.м. Указанный сертификат не был использован в установленный срок в связи с намерением получить сертификат на площадь <...> кв.м. При таких обстоятельствах утверждение о нарушение прав истца на жилье не соответствует действительности. При рассмотрении дела судом первой инстанции допущены и существенные нарушения норм процессуального права. Так, истцом заявлены требования о восстановлении срока действия именного государственного жилищного сертификата, судом же удовлетворены требования о возложении обязанности на Министерство финансов РФ выдать Узденову Э.Х. новый бланк государственного жилищного сертификата на общую площадь <...> кв.м. с указанием нового срока выдачи. То есть, в нарушение ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принял решение по незаявленным в установленном порядке требованиям. Помимо этого суд удовлетворил требования, обязав совершить определенные действия не ответчика, орган местного самоуправления, а Министерство финансов РФ, не привлеченного к участию в деле в качестве ответчика, чем существенно были нарушены права указанного государственного органа. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Так как юридически значимые обстоятельства по делу установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает возможным вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований по вышеуказанным основаниям. Кроме этого, требования о восстановлении срока действия государственного жилищного сертификата заявлены к администрации Карачаевского муниципального района, к полномочиям которого выдача государственных жилищных сертификатов не отнесена, то есть требования заявлены к ненадлежащему ответчику, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ч.1 п.3,4, 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Карачаевского районного суда от 15 февраля 2011 года отменить и принять по делу новое решение, которым в иске Узденова Э.Х. к администрации Карачаевского муниципального района о восстановлении срока действия именного государственного жилищного сертификата отказать. Председательствующий: Судьи: