Судья Яичникова А.В. Дело № 33-245/11 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 27 апреля 2011 года г. Черкесск. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего: Гришиной С.Г. судей: Адзиновой А.Э., Хачирова М.Х. при секретаре: Лайпанове И.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Пономарева С.В. и Пономаревой Е.В. и кассационной жалобе Малюченко Л.В. на решение Черкесского городского суда от 15 марта 2011 года по делу по заявлению Пономарева С.В. и Пономаревой Е.В. об оспаривании решения мэрии муниципального образования города Черкесска. Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Гришиной С.Г., объяснения Пономаревой Е.В., Малюченко Л.В., представителя мэрии г. Черкесска Дылевской Е.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Пономарев С.В., Пономарева Е.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным действий мэрии г. Черкесска, нарушающими право заявителей на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». По мнению заявителей, решение жилищной комиссии мэрии г. Черкесска от 04.02.2011 г., которым их молодая семья была исключена из списка семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы необоснованно, принято с нарушением установленного порядка, с превышением компетенции. Заявители просят признать незаконными действия мэрии в части нарушения срока проверки предоставленных сведений для решения вопроса о признании молодой семьи участницей подпрограммы; признать незаконным постановление мэрии от 14.05.2010 г. № 509 в части установления даты признания семьи участницей подпрограммы; признать незаконным решение жилищной комиссии мэрии от 04.02.2011 г. о снятии молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Пономаревы также просили обязать мэрию признать молодую семью заявителей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 год с даты подачи соответствующего заявления о включении в указанную подпрограмму, с 12.03.2010 г. В ходе судебного разбирательства заявителями были также заявлены дополнительные требования о признании незаконным постановления мэрии города Черкесска от 08.02.2011 г. № 151 о снятии молодой семьи Пономаревых с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и о признании незаконными действия мэрии г. Черкесска по невключению семьи Пономаревых в список участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы». Мэрией г. Черкесска представлены возражения на указанные требования со ссылкой на отсутствие у заявителей права на включение в список на получение субсидий в 2010 году по муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей», так как на момент формирования такого списка ими не были представлены документы, подтверждающие наличие дохода, достаточного для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер субсидии. По мнению органа местного самоуправления, семья заявителей не является нуждающейся в жилом помещении, так как обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы. Решением Черкесского городского суда от 15 марта 2011 года требования Пономаревых удовлетворены частично. Судом признаны незаконными действия мэрии г.Черкесска в части нарушения срока проверки предоставленных сведений для решения вопроса о признании семьи Пономаревых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, не уведомления заявителей в установленном порядке о принятом решении. Судом также признано незаконным постановление мэрии г. Черкесска от 14.05.2010 г. № 509 в части установления даты признания семьи Пономаревых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года. В удовлетворении остальной части требований отказано. В кассационной жалобе заявители просят отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, считая, что судом не правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, установленные судом обстоятельства не подтверждены доказательствами, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, при вынесении судом допущено неправильное применение норм материального права. На решение городского суда в части определения размера площади, приходящейся на семью Пономаревых в жилом доме, расположенном по адресу г. Черкесск, ул. <...>, подана кассационная жалоба собственником указанного дома, Малюченко Л.В., по тем основаниям, что судом разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле. Заинтересованное лицо полагает, что, приняв решение о признании права семьи Пономаревых пользоваться принадлежащим ей домовладением, суд установил жилищные права данной семьи, отличные от волеизъявления собственника жилого дома. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании действий и решений мэрии г. Черкесска подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Как усматривается из материалов дела, постановлением мэра муниципального образования города Черкесска от 22.12.2009 г. № 1621 Пономарева Е.В. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий за № 4628. Постановлением мэра г. Черкесска № 509 от 14.05.2010 г. по результатам рассмотрения протоколов постоянно действующей комиссии по проверке документов и заявлений граждан, подлежащих включению в муниципальную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы» молодая семья в составе Пономарев С.В. (отец), <...> года рождения, и Пономарева Е.В. (мать), <...> года рождения, <ФИО> (несовершеннолетний сын), <...> года рождения, <ФИО> (несовершеннолетний сын), <...> года рождения, признана участником данной программы. Постановлением мэра города Черкесска от 17.12.2010 г. № 1639 был утвержден список молодых семей-претендентов на получение субсидий в 2010 году муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» по городу Черкесску. Семья Пономаревых в утвержденный список включена не была. Постановлением мэра города Черкесска от 08.02.2011 г. № 151 на основании протокола жилищной комиссии от 04.02.2011 года Пономарева Е.В. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жильем, так как живет в доме матери (члена семьи) площадью <...> кв.м. Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным решения жилищной комиссии и постановления мэра о снятии с учета нуждающихся в жилье и признании незаконным не включения семьи Пономаревых в список семей-участниц муниципальной целевой программы, суд первой инстанции исходил из того, что указанная семья обеспечена жильем, так как Пономарева Е.В. является членом семьи собственника жилья общей площади более учетной нормы на членов семьи, снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме этого заявителями для участия в программе не были поданы документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточный доход. С указанными выводами согласиться нельзя, так как они противоречат обстоятельствам дела, не соответствуют нормам материального права. Так, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления установленный перечень документов, после проверки сведений, содержащихся в документах, указанный орган принимает решение о признании молодой семьи участницей подпрограммы. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы определяется органом исполнительной власти субъекта РФ. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Как видно из материалов дела, и на момент формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, и на момент формирования сводного списка и на момент рассмотрения дела в суде семья Пономаревых не исключена из числа участников подпрограммы, так как снятие с учета нуждающихся в жилом помещении само по себе не влечет исключение из числа указанных участников. Кроме этого снятие с учета было произведено после формирования списков участников подпрограммы. То обстоятельство, что до принятия решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы указанной семьей не были представлены документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточный доход либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в соответствии с п.18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Однако доказательств того, что указанное обстоятельство могло являться основанием для отказа во включении в список участников подпрограммы истцов, признанных постановлением органа местного самоуправления участниками подпрограммы, ответчиком суду представлено не было. Кроме этого в силу п.17, 21-23 Правил обязанность по организации проверки сведений, содержащихся в документах, указанных в п.15 настоящих Правил, принятию решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, письменному уведомлению молодой семьи о принятом решении по формированию списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявившей желание получить социальную выплату в планируемом году, и представлению этих списков в орган государственной власти субъекта РФ возложена на орган местного самоуправления муниципального образования, отобранный субъектом РФ для участия в подпрограмме. Как видно из материалов дела, на момент признания молодой семьи участником подпрограммы Пономаревы имели возможность представить недостающие документы (договор займа, справку о доходах, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал). Между тем, признание молодой семьи участником подпрограммы в отсутствие необходимых документов, подтверждающих наличие достаточного дохода, было допущено по вине органа местного самоуправления, не потребовавшего от семьи Пономаревых предоставления необходимых документов. Таким образом, непредставление документов заявителями было допущено не по их вине, обстоятельства в связи с которыми должны представляться указанные документы, существуют в действительности на настоящий момент и существовали на момент разрешения вопроса о признании участниками подпрограммы, в связи с чем указанное обстоятельство само по себе основанием для невключения молодой семьи в список семей- участниц муниципальной целевой программы не является. Указанные обстоятельства, а также нормы материального права судом при разрешении указанных требований учтены не были. Противоречат норма материального права и обстоятельствам дела и вывод суда первой инстанции о признании незаконным решения жилищной комиссии и постановления мэра о снятии с учета нуждающихся в жилье. Так, статьей 56 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях. В частности к ним отнесены утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения и выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет. Как следует из протокола жилищной комиссии мэрии города Черкесска от 04.02.2011 г. и постановления мэра города Черкесска от 08.02.2011 г. № 151, Пономарева Е.В. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жильем. Между тем указанное обстоятельство не отнесено законом к основаниям снятия с учета. Данных о том, что после постановки на учет семья улучшила свои жилищные условия, в связи с чем произошла утрата оснований, дающих право получить жилье, суду представлено не было. Орган местного самоуправления, обосновывая законность снятия Пономаревой Е.В. с учета, сослался на выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности. С данным утверждением согласился и суд первой инстанции. Однако указанный вывод не обоснован ссылкой на определенный документ и содержащиеся в нем сведения. Не представлено таких доказательств органом местного самоуправления и в ходе судебного разбирательства. То обстоятельство, что после постановки на учет мэрией города Черкесска была дана иная оценка представленным документам в части обеспеченности жильем семьи Пономаревых, не свидетельствует ни о представлении несоответствующих действительности документов, ни, в данном случае, о неправомерности действий должностных лиц органа местного самоуправления. Так, при постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях Пономаревой Е.В. была представлена выписка из домовой книги, содержащая сведения о том, что в жилом доме, расположенном в г. Черкесске, ул. <...> зарегистрированы 7 человек, общая площадь дома - <...> кв.м., собственником дома является Малюченко Л.В. (мать Пономаревой Е.В.), обладающая правом на жилую площадь. Пономарева Е.В., Пономарев С.В., <ФИО> и <ФИО> правом на жилую площадь не обладают. Давая при снятии с учета иную оценку этим данным, орган местного самоуправления исходил лишь из иного толкования норм жилищного законодательства о праве членов семьи собственника жилья на жилое помещение. Между тем вывод об обеспеченности семьи Пономаревых жильем лишь на основании наличия родственных отношений с собственником жилого помещения определенной площади сделан быть не может. Так, в соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ не могут быть признаны гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении дети данного собственника. Как разъяснено в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», для признания детей собственника членами его семьи необходимо установления факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. При этом регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. В силу ч.2 ст.31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Разъясняя вопрос о прекращении семейных отношений, в п.13 данного постановления Верховный Суд РФ указал также, что по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц (не супругов) с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства с указанным лицом либо прекращение ведения общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами. То есть, биологическое родство с собственником жилого помещения не является достаточным основанием для признания гражданина членом его семьи, имеющим равное с собственником право пользование жилым помещением, а, следовательно, данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о неправомерности действий должностных лиц при постановке на учет. Более того, заявителями в суд первой инстанции было представлено инвентарное дело, из которого усматривается наличие двух входов в изолированные друг от друга жилые помещения жилого дома, принадлежащего Малюченко Л.В. Собственник дома подтвердила наличие определенного соглашения при вселении семьи Пономаревых в жилой дом, указанные обстоятельства в суде не опровергнуты. Таким образом, предусмотренных законом оснований для снятия заявителей с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имелось. Кроме этого органом местного самоуправления допущено и существенное нарушение установленного законом порядка принятия такого решения. Так, частью 2 ст.56 ЖК РФ установлен срок принятия решения о снятии с учета граждан - тридцать рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием такого решения. При этом решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ. Как было указано выше, решение о снятии с учета такой ссылки не содержит, обстоятельства, фактически являвшиеся основанием для снятия с учета были известны органу местного самоуправления в мае 2010 года. Таким образом, решение о снятии с учета принято по истечении установленного законом срока. Возможности восстановления данного срока закон не предусматривает. Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции в части разрешения требований о признании незаконным решения жилищной комиссии и постановления мэра о снятии с учета нуждающихся в жилье и признании незаконным не включения семьи Пономаревых в список семей-участниц муниципальной целевой программы подлежащим отмене. Так как юридически значимые обстоятельства по делу установлены на основании имеющихся доказательств, по делу должно быть вынесено новое решение об удовлетворении заявленных требований по вышеизложенным основаниям. Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ч.1 п.п.3,4 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Черкесского городского суда от 15 марта 2011 года отменить в части разрешения требований о признании незаконным решения жилищной комиссии и постановления мэра о снятии с учета нуждающихся в жилье и признании незаконным не включения семьи Пономаревых в список семей-участниц муниципальной целевой программы и принять по делу новое решение. Признать незаконными решение жилищной комиссии мэрии муниципального образования города Черкесска от 04.02.2011 г. и постановление мэра муниципального образования города Черкесска от 08.02.2011 г. № 151 на о снятии Пономаревой Е.В. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Признать незаконными действия мэрии муниципального образования города Черкесска по не включению молодой семьи Пономаревых в список семей-участниц муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы». В остальной части решение оставить без изменения. Председательствующий: Судьи: