Судья Коцубин Ю.М. Дело № 33-354/2011 г. Черкесск 15 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего Матакаевой С.К. судей Карасовой Н.Х. и Шишкина И.В. при секретаре Семеновой С.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Черкесска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими отдельных положений решения Думы муниципального образования города Черкесска от (дата) №... по кассационной жалобе Думы муниципального образования города Черкесска на решение Черкесского городского суда КЧР от 25 марта 2011 года, которым заявление прокурора удовлетворено. Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Карасовой Н.Х., объяснения представителя Думы муниципального образования города Черкесска - Эркеновой М.Л., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Мурадовой А.Ю.,возражавшей против доводов кассационной жалобы и полагавшей решение суда законным, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г.Черкесска обратился в суд в порядке ст.251 ГПК РФ с вышеуказанным заявлением, обосновав свои доводы тем, что подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 1 и пунктом 2 решения Думы муниципального образования города Черкесска от (дата) №... «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г.Черкесска от (дата) №...«Об утверждении Положения «Об условиях и порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и муниципальным служащим в муниципальном образовании г. Черкесска» были внесены изменения в п.2ст.1, п.1ст.7 Положения и в приложение 2 к Положению, согласно которым из числа лиц, признанных в установленном порядке инвалидами 1, 2 или 3 группы, замещавших муниципальные должности и муниципальных служащих в муниципальном образовании и имеющих право на трудовую пенсию за выслугу лет, исключены инвалиды 3 группы, право на получение пенсии по выслуге лет предоставляется лишь неработающим пенсионерам, муниципальные служащие, осуществляющие любую иную трудовую деятельность, не относящуюся к государственной и муниципальной службе, лишены права на получение такой пенсии. Исходя из изменений пенсия за выслугу лет может быть назначена по решению комиссии в исключительных случаях на один год к пенсии по инвалидности 3 группы для неработающих пенсионеров, что, по мнению заявителя, создает условия для коррупционных проявлений и злоупотреблений при решении вопроса о назначении пенсии за выслугу лет. Согласно внесенным изменениям действие принятого (дата) решения распространено на правоотношения, возникшие с момента вступления в силу решения Думы от (дата). Просил суд признать недействующими со дня принятия подпункты 1.1 и 1.2 пункта 1 и пункт 2 решения Думы муниципального образования г.Черкесска №... от (дата) «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г.Черкесска от (дата) №...«Об утверждении Положения «Об условиях и порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и муниципальным служащим в муниципальном образовании г. Черкесска». Решением Черкесского городского суда КЧР от 25 марта 2011 года заявление прокурора удовлетворено. В кассационной жалобе Думы муниципального образования города Черкесска ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с существенными нарушениями норм материального права. В обоснование доводов указано, что поскольку выплаты пенсии за выслугу лет осуществляются за счет средств местного бюджета, оспариваемое решение Думы муниципального образования г.Черкесска №... от (дата) принято в пределах полномочий представительного органа муниципального образования города Черкесска. В возражениях на кассационную жалобу прокурор г.Черкесска просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта. Судом установлено, что подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 1 и пунктом 2 решения Думы муниципального образования города Черкеска от (дата) №... «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г.Черкесска от (дата) №...«Об утверждении Положения «Об условиях и порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и муниципальным служащим в муниципальном образовании г. Черкесска» внесены изменения в п.2 ст.1, п.1ст.7 Положения и в приложение 2 к Положению. В соответствии с п.п.1.1 п.1 указанного решения от (дата) №... пункт 2 статьи 1 Положения «Об условиях и порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и муниципальным служащим в муниципальном образовании г. Черкесска» после слов «инвалидности» дополнен словами «1 группы, 2 группы для неработающих пенсионеров». Подпунктом 1.2 п.1 решения Думы муниципального образования города Черкеска №... от (дата) пункт 2 статьи 1 Положения дополнен абзацем о том, что в исключительных случаях пенсия за выслугу лет может быть назначена на один год к пенсии по инвалидности 3 группы для неработающих пенсионеров по решению комиссии по назначению и перерасчету пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования г.Черкесска. Пунктом 2 оспариваемого решения Думы от (дата) этим положениям была придана обратная сила, то есть распространение принятых изменений на правоотношения, возникшие с момента вступления в силу решения Думы муниципального образования г.Черкесска от (дата) №...«Об утверждении Положения «Об условиях и порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и муниципальным служащим в муниципальном образовании г. Черкесска». Считая, что названные отдельные положения нормативно- правового акта противоречат федеральным законам, прокурор обратился заявлением о признании их недействующими. Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что содержание оспоренных прокурором положений решения Думы г.Черкеска противоречит федеральному и республиканскому законодательству, имеющим большую юридическую силу. Данные выводы суда являются правильными, основанными на нормах закона и фактических обстоятельствах дела. В соответствии с частью 1 статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. На основании требований части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что "поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу" (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Частью 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Суд первой инстанции правильно указал, что решение Думы муниципального образования города Черкеска от (дата) №..., отдельные нормы которого оспорены прокурором, является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, принятым уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления - Думой г.Черкесска в пределах компетенции. При этом суд обоснованно сослался на то, что порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в муниципальном образовании определен Федеральным законом от 02.03.2007 года №25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации, Законом Карачаево-Черкесской Республики от 15 ноября 2007 года №75-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике», Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2003 года №16-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной службы». Согласно п.5 ч.1 ст.23 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью. Частью 1 статьи 24 названного закона на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Частями 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. Согласно пункту 4 статьи 7 названного закона условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. В силу ч.3 ст.11 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15 ноября 2007 года №75-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике», при установлении стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, применяются соответствующие правовые нормы, действующие в области пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих. Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2003 года №16-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики» пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости или инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Как следует из материалов дела до внесенных оспариваемым нормативным правовым актом изменений в пункт 2 статьи 1 Положения «Об условиях и порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и муниципальным служащим в муниципальном образовании г. Черкесска», утвержденного решением Думы МО г.Черкесска (дата) №..., названное Положение предусматривало, что пенсия за выслугу лет назначается к трудовой пенсии по старости или инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исходя из внесенных оспариваемым нормативным актом изменений, из числа лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальных служащих в муниципальном образовании, имеющих право на назначение пенсии за выслугу лет, исключены инвалиды 3 группы. Право на получение пенсии по выслуге лет предоставляется лишь неработающим пенсионерам, тогда как из вышеизложенных правовых норм ограничение установлено только для лиц, проходящих государственную и муниципальную службу. Соответственно, п.п.1.1 п.1 нормативного правового акта - решения Думы г.Черкесска от (дата) принят в нарушение части1 статьи 8 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так как право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами 1,2 или 3 группы, части 3 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которой пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной и муниципальной службы, а также вышеизложенным нормам части 3 статьи 11 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15 ноября 2007 года №75-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике», статьи 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 марта 2003 года №16-РЗ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики». Не соответствует положениям нормативно-правового акта, имеющего большую юридическую силу и дополнение, внесенное подпунктом 1.2 п.1 решения Думы муниципального образования города Черкеска №... от (дата) в пункт 2 ст.1 Положения о том, что в исключительных случаях пенсия за выслугу лет может быть назначена по решению созданной комиссии на один год к пенсии по инвалидности 3 группы для неработающих пенсионеров. Суд первой инстанции правильно указал, что эти изменения в нормативно-правовой акт создают реальные условия для коррупционных проявлений и других злоупотреблений, поскольку позволяют должностным лицам комиссии по своему усмотрению признавать те или иные случаи исключительными, что противоречит требованиям Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ « О противодействии коррупции». В части вступления оспариваемого нормативно-правового акта в силу суд обоснованно признал, что при возникновении права на назначение пенсии за период с (дата) по (дата) и в случае, если пенсия в этот период была назначена несвоевременно, гражданин лишается права на пенсию, что нарушает права и законные интересы граждан. Действие принятого (дата) оспариваемого решения Думы распространено на правоотношения, возникшие с момента вступления в силу решения Думы от (дата), однако исходя из ст.54 Конституции Российской Федерации, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Кроме того, Уставом МО г. Черкесска предусмотрены правила введения в действие нормативных правовых актов Думы муниципального образования города Черкесска, согласно которым они вступают в силу после их официального опубликования. Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено противоречие норм оспариваемого акта действующему федеральному и республиканскому законодательству, суд правильно пришел к выводу об удовлетворении заявления прокурора и признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта со дня их принятия. Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, судебная коллегия учитывает, что в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Согласно Уставу МО г.Черкесска нормативные правовые акты Думы муниципального образования города Черкесска, затрагивающие права, свободы и обязанности человека вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В Уставе указано, что под обнародованием понимается доведение до всеобщего сведения муниципальных правовых актов по телевидению или радио, рассылка государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, оповещение по каналам связи, распространение информации в печатной форме. Нормативные правовые акты Думы муниципального образования города Черкесска публикуются в печатном средстве массовой информации, определенном Главой муниципального образования города Черкесска или Думой муниципального образования города Черкесска, в течение 10 дней после их подписания. Решения Думы муниципального образования города Черкесска также могут размещаться на официальном сайте муниципального образования города Черкесска в сети "Интернет". В данном случае согласно информации из Управления Главы и Правительства КЧР по организационной работе, вопросам местного самоуправления и регистра муниципальных нормативных правовых актов КЧР, представленной прокурором в суд кассационной инстанции, сведений об официальном опубликовании или обнародованииоспариваемого решения Думы муниципального образования г.Черкесска №... от (дата) «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г.Черкесска от (дата) №...«Об утверждении Положения «Об условиях и порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и муниципальным служащим в муниципальном образовании г. Черкесска»- не имеется. Это обстоятельство также является основанием для признания названных положений оспариваемого нормативного акта недействующими, поскольку порядок опубликования нормативного правового акта не соблюден. Утверждения представителя Думы муниципального образования г.Черкесска о том, что эти положения были обнародованы, поскольку были размещены на стенде, расположенном в здании Мэрии МО г.Черкесска, где находились около двух недель, ничем не подтверждены, более того, такой порядок обнародования каким-либо положением не определен. Доводы кассационной жалобы ошибочны, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку осуществление выплат пенсии за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета не является основанием для принятия нормативно-правового акта, противоречащего федеральному и республиканскому законодательству. Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение Черкесского городского суда КЧР от 25 марта 2011 года подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба Думы муниципального образования города Черкесска - без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Черкесского городского суда КЧР от 25 марта 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Думы муниципального образования города Черкесска - без удовлетворения. Председательствующий Судьи