Судья Езаова М.Б. Дело №33-356/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Черкесск 15 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего Матакаевой С.К. судей Карасовой Н.Х. и Шишкина И.В. при секретаре судебного заседания Семеновой С.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования и науки КЧР на решение Черкесского городского суда КЧР от 11 мая 2011 года по гражданскому делу по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора в интересахИбрагимовой Сабины Фаридовны к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики,Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередномпредоставлении жилого помещения. Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Карасовой Н.Х., объяснения представителя Министерства образования и науки КЧР - Османовой Э.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, доводы Ибрагимовой С.Ф. и прокурора Мурадовой А.Ю., полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Хабезский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов Ибрагимовой С.Ф. к Министерству образования и науки КЧР и Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Ибрагимова С.Ф. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Приказом Министра образования и науки КЧР от (дата) №... Ибрагимова С.Ф. была поставлена на учет для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели ей также не выделялись. Просил суд обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке для Ибрагимовой С.Ф. на территории Хабезского муниципального района за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных на территории Хабезского муниципального района; обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР на приобретенное для Ибрагимовой С.Ф. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Ибрагимовой С.Ф. договор социального найма без ограничения сроком и передать его в постоянное пользование Ибрагимовой С.Ф. Решением Черкесского городского суда КЧР от 11 мая 2011 года исковые требования прокурора в интересахИбрагимовой С.Ф. удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе Министерства образования и науки КЧР ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда вынесено с существенными нарушениями норм материального права. Считает, что удовлетворение исковых требований о предоставлении Ибрагимовой С.Ф. жилья вне очереди нарушает права других лиц, таких же, как Ибрагимова С.Ф., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые также, как Ибрагимова С.Ф., имеют право на получение жилья вне очереди. В возражениях на кассационную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, считая доводы жалобы необоснованными. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, (...) Из материалов дела усматривается, что (...) Какого-либо жилья за Ибрагимовой С.Ф. не закреплялось и такового до настоящего времени у нее не имеется, в связи с чем, она продолжает проживать у своего опекуна по адресу: (адрес) Приказом Министра образования и науки КЧР от (дата) №... Ибрагимова С.Ф. была принята на учет для обеспечения жилым помещением в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской республики от 16 декабря 2008 года №83-РЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике" (л.д.9). Полагая, что Ибрагимова С.Ф.имеет право на немедленное, вне зависимости от какой-либо очереди и иных условий предоставление ей жилого помещения, прокурор обратился в интересах Ибрагимовой С.Ф.с иском в суд. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что такое право Ибрагимовой С.Ф.предусмотрено законом. Данный вывод суда является правильным, основанным на нормах закона и фактических обстоятельствах дела. В силу п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с п. 1 и п.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Вступившим в силу с 1 января 2009 года Законом Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» были установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ. Статьей 2 названного закона определены основания и условия обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой( попечительством), статьями 3 и 3.1 закона определен порядок принятия и снятия с учета, а также порядок обеспечения указанной категории лиц жилыми помещениями по договорам социального найма. Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Ибрагимова С.Ф. имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью на территории Хабезского муниципального района КЧР не ниже установленных социальных норм. Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет. Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, доводы кассационной жалобы о том, что удовлетворение исковых требований Ибрагимовой С.Ф. влечет нарушение прав других детей-сирот, состоящих в списке, сформированном по дате рождения, и имеющих право на внеочередное получение жилья являются необоснованными. Не состоятельна ссылка в жалобе на ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Ибрагимовой С.Ф., а равно - действий прокурора, связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом. Ибрагимова С.Ф. ответчиком принята на учет как лицо, относящееся к категории лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Наличия признаков злоупотребления права со стороны истца из материалов дела не усматривается. При разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на материалах дела и требованиях норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст.362 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения по доводам кассационной жалобы - не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Черкесского городского суда КЧР от 11 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения. Председательствующий Судьи: