о признании незаконным постановления Правительства КЧР



Судья Коркмазова Л.А.                                                                           Дело № 33-371/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2011 года                                                                                                 г. Черкесск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Матакаевой С.К.

судей Дзыба З.И., Дубовцевой А.Н.

при секретаре Курговой А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства КЧР на решение Черкесского городского суда КЧР от 4 мая 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора КЧР о признании незаконным постановления Правительства КЧР от 30.04.2008 г. № 171 «О передаче земель сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленных на праве постоянного пользования Федеральному государственному образовательному учреждению «Карачаево-Черкесский аграрный техникум», в общую долевую собственность граждан», которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дзыба З.И., объяснения представителя Правительства КЧР Кулябцева Р.Ф., поддержавшего доводы жалобы, доводы представителя Министерства сельского хозяйства КЧР Эдиева А.Р. в поддержку жалобы, объяснения прокурора Мурадовой А.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор КЧР обратился в суд с заявлением в защиту интересов РФ о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Правительства КЧР от 30.04.2008 г. № 171 «О передаче земель сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленных на праве постоянного пользования федеральному государственному образовательному учреждению «Карачаево-Черкесский аграрный техникум», в общую долевую собственность граждан», считая, что данное постановление принято Правительством КЧР с превышением своих полномочий, без учета мнения Росимущества КЧР, так как спорные земли находятся в федеральной собственности.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства КЧР и администрация Прикубанского муниципального района.

Решением Черкесского городского суда от 4 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности.

В возражениях ТУ Росимущество в КЧР просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Судом установлено, что согласно свидетельству на право бессрочного пользования землей от 11.04.1997 г. № 1644 совхозу-техникуму «Кавказский» предоставлено 3 812 га земель, из них 3 277 га сельхозугодий.

Приказом Минсельхоза России № 1004 от 09.12.2000 г. совхоз-техникум «Кавказский» переименован в федеральное государственное образовательное учреждение профессионального образования «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» (далее по тексту - ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум»).

Приказом Федерального агентства по образованию от 07.12.2005 г. № 1548 ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» передано в ведение Агентства.

В связи с реорганизацией ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» присоединено к ФГОУ ВПО «Карачаево-Черкесская технологическая академия».

Директор ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» письмом за №174 от 14.05.2007 г., адресованным в ТУ Росимущество в КЧР, просил оставить за учебным заведением 365 га сельхозугодий, а также 10 га земель застройки, отказавшись от остальных площадей земельных участков учебно-производственного хозяйства. Аналогичное письмо за № 175 от 14.05.2007 г. было направлено им в адрес Главы Прикубанского муниципального района.

ТУ Росимущество в КЧР какого-либо решения по письму ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» за №174 от 14.05.2007 г. не приняло.

Постановлением Главы администрации Прикубанского муниципального района от 06.06.2007 г. № 528 принят отказ от права постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» на 3 329 га земель сельскохозяйственного назначения, указанные земли закреплены за МУП «Архитектурно-планировочное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование для производства сельскохозяйственной продукции.

Постановлением Главы Администрации Прикубанского муниципального района от 05.09.2008 г. № 575 внесены изменения в Постановление Главы Прикубанского муниципального района от 06.06.2007г. №528, согласно которым закрепление земель за МУП «Архитектурно-планировочное бюро» для производства сельскохозяйственной продукции изменено на передачу указанных земель в районный фонд перераспределения земель.

Федеральное агентство по образованию письмом от 02.10.2007 г. № 12657\16-02-14 согласовало отказ ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 2959 га, относящимся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Постановлением Правительства КЧР от 30.04.2008 г. № 171 ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» было включено в перечень организаций, сельскохозяйственные земли которых подлежат передаче в общую долевую собственность; администрации Прикубанского муниципального района было поручено передать бесплатно в общую долевую собственность лицам, указанным в п.3 ст. 13 Закона КЧР от 09.12.ОЗг № 61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской республике», земли сельскохозяйственного назначения, ранее находившиеся на праве постоянного (бессрочного)     пользования у ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум».

На основании указанного постановления Администрацией Прикубанского муниципального района были вынесены распоряжения по формированию и утверждению списка граждан.

По протесту Прокурора КЧР администрация Прикубанского муниципального района постановлением от 08.07.2010 г. № 458 отменила как не соответствующие закону постановление Главы Администрации Прикубанского муниципального района от 06.06.2007 г. № 528 « Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования     земельным участком ФГОУ СПО     «Карачаево-Черкесскийаграрный техникум» и постановление Главы Администрации Прикубанского муниципального района от 05.09.08г № 575 «О внесении изменений в Постановление Главы Прикубанского муниципального района от 06.06.2007г. №528».

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, применив нормы Земельного кодекса РФ, пришел к выводу о том, что постановление Правительства КЧР от 30.04.2008 г. № 171 является незаконным и подлежащим отмене, т.к. принято с превышением полномочий в отношении земли, находящейся в федеральной собственности.

Так, согласно ч.2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно п.3 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в т.ч. земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся, в том числе, и земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Проанализировав указанные нормы закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью. Распоряжение такими земельными участками осуществляется уполномоченным органом после государственной регистрации права собственности на эти участки.

В отношении федеральной государственной собственности Российская Федерация осуществляет правовое регулирование и все правомочия собственника. Гражданский Кодекс РФ, устанавливая, что субъектом права федеральной государственной собственности является Российская Федерация как публично-правовое образование, определяет, что федеральные органы государственной власти выступают в имущественном обороте от имени государства и осуществляют возложенные на них правомочия собственника в соответствии со своей компетенцией.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что отказ ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» от земельного участка, закрепленного за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, являлся формой распоряжения имуществом. Распоряжаться же землей техникум не мог, т.к. согласно ч.4 ст. 209 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности, а, следовательно, не наделяет правом распоряжения, принадлежащим исключительно собственнику.

Поскольку земельные участки относятся к федеральной собственности, совершать акты распоряжения в отношении указанных земель, в т.ч. по прекращению права постоянного (бессрочного пользования), мог только уполномоченный орган (собственник). Правом распоряжения земельным участком на момент отказа ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» обладала Российская Федерация, которая в лице уполномоченного органа (ТУ Росимущество в КЧР) не выразила действительную волю, направленную на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования. Кроме того, п.4 ст.20 Земельного Кодекса РФ прямо запрещает юридическим лицам, обладающим земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, распоряжаться ими, однако данные требования материального закона ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» нарушены.

Правительство КЧР постановлением от 30.04.2008 г. № 171 включило федеральное государственное образовательное учреждение «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» в перечень организаций, сельскохозяйственные земли которых подлежат передаче в общую долевую собственность, и поручило Администрации Прикубанского муниципального района (по согласованию) передать указанные земли сельскохозяйственного назначения бесплатно в общую
долевую собственность лицам, указанным в п.З. ст. 13 Закона Карачаево-
Черкесской Республики от 09.12.ОЗг № 61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской республике», обязав в недельный срок утвердить состав соответствующей комиссии и приступить к осуществлению мероприятий, связанных с передачей сельхозугодий.

Правительство КЧР к собственникам федеральных земельных участков или к уполномоченным на распоряжение данной землей органам не относится, в связи с чем Постановление Правительства КЧР от 30.04.2008 г. № 171 правильно признано судом нарушающим интересы Российской Федерации, т.к. оно влечет за собой изъятие из собственности Российской Федерации и передачу в общую долевую собственность граждан земель федерального значения.

Довод кассационной жалобы о том, что суд нарушил требования ГПК РФ, рассмотрев заявление прокурора, поданное в интересах РФ, не выяснив, какие права и свободы Российской Федерации нарушены указанным постановлением, признаются судебной коллегией надуманным.

Сторонами не оспаривается, что спорные земли являются собственностью Российской Федерации. Отказ ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» от земельного участка, закрепленного за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, является формой распоряжения имуществом, однако указанное учебное заведение согласно п.4 ст. 20 ЗК РФ не вправе было заявлять данный отказ. Правительство КЧР, не являясь собственником федеральных земельных участков, распорядилось спорными землями, не имея на то полномочий, чем нарушены права Российской Федерации.

Довод жалобы о том, что Правительство КЧР спорным земельным участком не распоряжалось, противоречит тексту обжалованного прокурором постановления, т.к. указанное постановление передало (а значит, распорядилось) спорные земли в общую долевую собственность граждан.

Довод жалобы о том, что судом нарушены нормы материального права - положения Земельного кодекса РФ, Закона КЧР от 09.12.2003 г. №61-РЗ, судебной коллегией признаются необоснованным, т.к., рассматривая возникшие правоотношения, суд первой инстанции правильно применил указанные в мотивировочной части решения нормативные акты.

Проверяя довод представителя Правительства КЧР в части пропуска Прокурором КЧР срока обращения в суд с заявлением в порядке ст. ст.254-255 ГПК РФ, судебная коллегия полагает следующее. Трехмесячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, прокурором не пропущен. Из материалов дела видно, что прокурорская проверка, по результатам которой прокурор обратился в суд с заявлением, была начата 19.07.2010 г. на основании поручения Генеральной прокуратуры РФ от 13.07.2010 г. ( л.д.24). 18.08 2010 г. прокурором КЧР в адрес Правительства КЧР был направлен протест с требованием отменить Постановление Правительства КЧР от 30.04.2008 г. № 171, оставленный без удовлетворения. В суд прокурор КЧР обратился 05.10.2010 г., т.е. в рамках предусмотренного ст. 256 ГПК РФ срока.

Поскольку судом первой инстанции были правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, спор разрешен с правильным применением норм процессуального и материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

        Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черкесского городского суда от 4 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства КЧР - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи