о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула



Судья Коркмазова Л.А.                                                                          Дело № 33-500/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2011 года                                                            г. Черкесск.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего: Гришиной С.Г.

судей: Дубовцевой А.Н., Шишкина И.В.

при секретаре: Калмыковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании

гражданское дело по кассационным жалобам МВД по КЧР и УВО при МВД по КЧР    на решение Черкесского городского суда от 13 июля 2011 года по делу по иску Меркуловой Ю.Н., Джандарова М.Ю. и Братова А.Б. к Министерству внутренних дел по КЧР, Управлению вневедомственной охраны при МВД по КЧР, отделу вневедомственной охраны при УВД по г. Черкесску о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Гришиной С.Г., объяснения представителя МВД по КЧР Лафишевой Н.М., представителя УВО при МВД по КЧР и ОВО при УВД г. Черкесска Эркенова М.И., объяснения Меркуловой Ю.Н., Братова А.Б., Джандарова М.Ю. и его представителя Лайпанова Р.Б., мнение прокурора Мурадовой А.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Меркулова Ю.Н., Джандаров М.Ю. и Братов А.Б. обратились в суд с исковыми заявлениями к МВД по КЧР, УВО при МВД по КЧР, ОВО при УВД по г. Черкесску о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, ссылаясь на то, что проходили службу в должности <...>, <...> третьего взвода милиции роты милиции по охране стационарных объектов батальона милиции отдела вневедомственной охраны при УВД по г. Черкесску. Приказом № 33 л/с УВО при МВД по КЧР от 18.03.2011 года они были уволены из органов внутренних дел за грубое нарушение служебной дисциплины (п. «к» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ). Основанием для увольнения послужили результаты проверки 8.02.2011 г. КПР мэрии г. Черкесска, в результате которой условный террорист проник в здание мэрии и произвел закладку муляжа взрывного устройства.

Истцы считают увольнение незаконным, так как обстоятельства, на основании которых был издан приказ об увольнении, не свидетельствуют о совершении истцами грубого нарушения служебной дисциплины. Истцами не было допущено и нарушений п.1ст.10 Закона «О милиции», так как преступления, не пресечение которого вменено истцам, совершено не было. Служебная проверка была проведена с нарушением установленного порядка, увольнение было произведено на основании решения аттестационной комиссии, не утвержденной в установленном порядке. Истцы полагают также, что не имел места факт нарушения служебной дисциплины. Истцы просили признать незаконным пункт 3 заключения служебной проверки МВД по КЧР от 17.02.2011 г., признать незаконной аттестацию, составленную 14.03.2011 г., отменить пункты 2, 3 приказа МВД по КЧР от 17.02.2011 г. о привлечении к дисциплинарной ответственности, отменить пункты 1, 2, 4 приказа УВО при МВД по КЧР от 18.03.2011 г. № 33 л/с, восстановить истцов на службе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула. Джандаров и Братов также просили взыскать компенсацию морального вреда, причиненного незаконным увольнением, в размере <...> рублей.

Определением Черкесского городского суда от 6 июля 2011 года дела по заявлениям истцов были объединены в одно производство.

В ходе судебного разбирательства определением суда производство по делу по иску Братова А.Б. в части требований о компенсации морального вреда было прекращено в связи с отказом от иска.

Представитель МВД по КЧР Бугаева О.В., представитель УВО при МВД по КЧР Каракотова Д.А., представитель ОВО при УВД по г. Черкесску Мещезова И.Х. с заявленными требованиями не согласились.

Решением Черкесского городского суда от 13 июля 2011 года исковые требования удовлетворены частично. Судом признаны незаконными пункты 3 и 4 резолютивной части заключения служебной проверки МВД по КЧР от 17.02.2011 г., признаны незаконными и подлежащими отмене пункты 2 и 3 приказа МВД по КЧР от 17.02.2011 г. № 101 о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников ОВО при УВД по г. Черкесску; признаны незаконными аттестации, составленные на истцов; признаны незаконными и подлежащими отмене пункты 1,2,4 приказа УВО при МВД по КЧР от 18.03.2011 г. об увольнении истцов; истцы восстановлены на работе. С ОВО при УВД по г. Черкесску в пользу Братова А.Б. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 19 марта 2011 года по 12 июля 2011 года в размере <...> рублей <...> копеек; в пользу Джандарова М.Ю. – средний заработок в размере <...> рублей <...> копеек, в пользу Меркуловой Ю.Н. – в размере <...> рублей <...> копеек. В пользу Джандарова М.Ю. с ответчиков солидарно взыскана компенсация морального вреда в размере <...> рублей.

В кассационной жалобе МВД по КЧР просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, считая несостоятельным вывод суда об отсутствии факта грубого нарушения служебной дисциплины. По мнению ответчика, такое нарушение служебной дисциплины выразилось в том, что истцами не соблюдались запреты и ограничения, установленные законодательством РФ. Ответчик полагает необоснованным и вывод суда о том, что при увольнении не учитывалась тяжесть проступка и обстоятельства, при котором он был совершен. Судом неправильно применены положения Устава патрульно-постовой службы.

В кассационной жалобе УВО при МВД по КЧР также просит отменить решение суда первой инстанции, считая его необоснованным. Так, ответчик полагает, что, так как проведение учебных проверок с использованием муляжа взрывных устройств является одним из методов профилактики и пресечения преступлений, заключением служебной проверки правильно определено, что действиями истцов не было пресечено преступление и не выявлены обстоятельства, способствующие его совершению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как правильно установлено судом первой инстанции, истцы проходили службу в Управлении вневедомственной охраны при МВД по КЧР в должностях – Братов А.Б.- <...>, Джандаров М.Ю. и Меркулова Ю.Н. – <...>.

8 февраля 2011 года во время несения истцами службы на посту по охране здания мэрии муниципального образования города Черкесска в ходе проведенной проверки в здание мэрии проверяющим под одеждой был пронесен муляж взрывного устройства.

По факту несоблюдения пропускного режима 17 февраля 2011 года была проведена служебная проверка, заключением которой предложено вопрос о дальнейшем пребывании    в органах внутренних дел истцов решить в аттестационном порядке.

Аттестационной комиссией от 14 марта 2011 года сделан вывод в отношении истцов Джандарова М.Ю. и Меркуловой Ю.Н. о необходимости ходатайствовать о предупреждении о неполном служебном соответствии, а в отношении Братова А.Б. – о несоответствии занимаемой должности и возможности использовать с понижением в аттестационном порядке. Данные решения аттестационной комиссии не утверждены начальником УВО при МВД по КЧР, которым принято решение об увольнении по ст.58 п. «к» Положения о службе в органах внутренних дел РФ за грубое нарушение служебной дисциплины.

Приказом МВД по КЧР от 17 февраля 2011 года № 101

за нарушение требований п.1 ст.10 Закона РФ «О милиции», выразившемся в непресечении преступления;

п.п.72.9, 72, 73 Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, в части неустановления лица, появившегося у объекта с подозрительным предметом;

п.п.3,4,7 обязанностей постового, Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах в здании мэрии г. Черкесска, выразившемся в неосуществлении пропускного режима, в допуске вноса лицом ВВ ВУ, не осуществлении досмотра лица, проходящего в здание мэрии;

п.п.1,2 обязанностей наряда милиции по охране объекта, выразившемся в не использовании ручного металлоискателя

вопрос о дальнейшем пребывании Джандарова М.Ю. и Меркуловой Ю.Н. в органах внутренних дел решить в аттестационном порядке.

В пункте 3 данного приказа аналогично разрешен вопрос в отношении командира отделения Братова А.Б., которому вменено и неорганизация контроля за несением службы подчиненными сотрудниками.

Приказом УВО при МВД по КЧР от 18 марта 2011 года № 33 л/с истцы уволены из органов внутренних дел по пункту «к» статьи 58 (за грубое нарушение служебной дисциплины).

Удовлетворяя заявленные истцами требования о восстановлении на работе, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для увольнения истцов и нарушении установленного порядка увольнения.

В соответствии с п. «л» ст.19 ФЗ «О милиции» в редакции от 27.07.2010 г., п. «к» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации основанием для увольнения из органов внутренних дел является грубое нарушение служебной дисциплины. Исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины дан в части третьей ст. 34 Положения.

Судом первой инстанции правильно установлено, что перечисленных в указанной норме нарушений служебной дисциплины истцами совершено не было.

Довод кассационной жалобы о том, что истцами были не соблюдены запреты и ограничения, установленные законодательством РФ, так как ими ненадлежащим образом исполнялись служебные обязанности, нельзя признать убедительным, так как он основан на неправильном толковании закона.

Так, в силу ст.9.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации до введения в действие ФЗ «О полиции» на сотрудника органов внутренних дел распространялись ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению сотрудником органов внутренних дел обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Как видно из текста данной нормы, она регулирует правоотношения не только в части ограничений и запретов, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел, но и распространяет на сотрудников указанных органов обязанности, установленные ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Запреты установлены, в частности, ст. 17 вышеназванного закона.

Более того, по смыслу закона исполнение служебных обязанностей, то есть обязанность совершать определенные действия, не может быть отнесена к запретам и ограничениям, запрещающим совершать конкретные действия.

Между тем, пунктом «а» части третьей ст.34 Положения к грубым нарушениям служебной дисциплины отнесено несоблюдение сотрудником органов внутренних дел запретов и ограничений, а не обязанностей, установленных законодательством.

Доказательств того, что истцами были не соблюдены установленные законом запреты и ограничения, суду представлено не было.

Из обстоятельств дела следует также, что не совершено истцами и виновного действия, повлекшего за собой нарушения прав и свобод человека и гражданина, возникновения угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности организации, причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, так как указанные последствия не имели места.

Не основан на нормах материального права и довод жалобы о том, что основанием для увольнения истцов является непредупреждение ими совершения преступления, так как вышеназванные нормы материального права данное нарушение не относят к основаниям для увольнения из органов внутренних дел.

Кроме этого цель контрольной проверки, направленной на предупреждение преступлений, не является обстоятельством, влияющим на последствия неисполнения истцами служебных обязанностей при проведении данной проверки, и не свидетельствует о наступлении таких последствий как совершение преступления.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушения служебной дисциплины, явившиеся поводом к увольнению, не могли являться законным основанием для увольнения истцов.

Кроме этого суд обоснованно учел и то, что ответчиками не было представлено убедительных доказательств совершения истцами указанных нарушений служебной дисциплины.

Так, обстоятельства прохода проверяющего с муляжом взрывного устройства зафиксированы не были, однако ответчики не отрицают то обстоятельство, что муляж не находился в ручной клади указанного лица, подлежащей досмотру в соответствии с Инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режимах в здании мэрии г. Черкесска.

Довод ответчиков о том, что истцы обязаны были произвести личный досмотр гражданина, не основан на законе, в силу чего обоснованно не учтен судом первой инстанции.

Не является убедительной и ссылка ответчиков на распоряжение начальника УВД по г. Черкесску № 8 от 7 февраля 2011 года, в пункте 1.5 которого в целях усиления охраны особо важных объектов на территории муниципального образования города Черкесска начальник ОВО обязан обеспечить проведение соответствующих досмотровых мероприятий, так как данное распоряжение не содержит требования о проведении личных досмотров граждан.

Не представлено суду первой инстанции и доказательств того, что муляж взрывного устройства мог быть установлен с помощью металлоискателей, так как использованный при проверке муляж суду представлен не был, сведений о возможности его обнаружения металлоискателем не имеется.

Кроме этого не представлено суду и доказательств обеспеченности сотрудников необходимыми металлоискателями.

Удовлетворяя заявленные истцами требования, суд первой инстанции обоснованно указал также и на допущенные ответчиками нарушения процедуры увольнения.

Так, действительно, служебная проверка по факту нарушения служебной дисциплины, выявленном в ходе контрольной проверки, проводилась лицом, организовавшим указанную контрольную проверку, что в соответствии с пунктом 15 Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях Министерства внутренних дел РФ, препятствовало участию данного лица в проведении служебной проверки.

Помимо этого увольнение было произведено на основании решения аттестационной комиссии, неутвержденного уполномоченным должностным лицом.

Довод жалобы о том, что фраза «решение аттестационной комиссии не утверждаю» свидетельствует не о том, что аттестация не утверждена, а о том, что начальник не согласен с решением аттестационной комиссии, надуман и противоречит обстоятельствам дела.

Между тем, не согласившись с решением аттестационной комиссии, предлагавшей иные меры дисциплинарных взысканий, должностным лицом, принимавшим решение об увольнении, истцов не были учтены обстоятельства дисциплинарного проступка, предшествующее поведение сотрудников. В нарушение требований ст. 39 Положения в приказе о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов внутренних дел не указаны мотивы его применения.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда от 13 июля 2011 года по делу по иску Меркуловой Ю.Н., Джандарова М.Ю. и Братова А.Б. к Министерству внутренних дел по КЧР, Управлению вневедомственной охраны при МВД по КЧР, отделу вневедомственной охраны при УВД по г. Черкесску о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула оставить без изменения, а кассационные жалобы МВД по КЧР и УВО при МВД по КЧР – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: