Судья Матакаева С.К. Дело № 33- 506/11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 07 сентября 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего Байрамуковой И.Х.,
судей: Сыч О.А., Карасовой Н.Х.,
при секретаре судебного заседания Семеновой С.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ижаева М.М., Ижаева А.И., Боташева М.Х-М, Боташевой З.Х-М., Боташевой З.Х-М. к Правительству Карачаево-Черкесской Республики о признании членами семьи собственника жилого помещения, об установлении факта постоянного проживания и регистрации в утраченном жилом помещении, о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о включении в сводный список граждан, лишившихся жилья и имеющих право на получение государственного жилищного сертификата по кассационной жалобе Ижаева М.М., Ижаева А.И., Боташева М.Х-М., Боташевой З.Х-М., Боташевой З.Х-М. на решение Черкесского городского суда от 04 мая 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований было отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево – Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения представителя истцов Ижаева М.М., Ижаева А.И., Боташева М.Х-М., Боташевой З.Х-М., Боташевой З.Х-М. –Яровчука А.В., представителя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Биджиева Д. Х-А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ижаев М. М., Ижаев А. И., Боташев М. Х – М., Боташева З.Х – М., Боташева З. Х – М. обратились в суд с иском к Правительству Карачаево-Черкесской Республики о признании их членами семьи собственника жилого помещения, об установлении факта постоянного проживания и регистрации в утраченном помещении, о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о включении в сводный список граждан,
лишившихся жилья и имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. В обоснование исковых требований истцы указали, что в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, произошедшего 17 – 19 июня 2007 года на территории Карачаево-Черкесской Республики, их домовладение, расположенное в <...> пострадало. 22 июня 2007 года был составлен акт о том, что жилой дом признан пострадавшим и непригодным для проживания. Собственник домовладения Ижаев М.И. был определен как получатель государственного жилищного сертификата для получения жилья. На момент чрезвычайной ситуации они все были зарегистрированы и проживали в указанном домовладении. По неизвестной причине они не были включены в списки пострадавших граждан от чрезвычайной ситуации для получения государственного жилищного сертификата. Они обращались с заявлением к главе администрации с просьбой включить их в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, но им было отказано из-за того, что своевременно не представлены документы, подтверждающие факт их регистрации и проживания в указанном домовладении. 04 августа 2009 Ижаев М.И. обратился к Главе администрации Малокарачаевского района и просил включить в дополнительные списки часть семьи, не включенную ранее в списки на получение жилищного сертификата. 30 сентября 2009 года в постановление администрации Малокарачаевского района № 524 были дополнительно внесены фамилии истцов: Ижаев М. М., Ижаев А. И., Боташев М. Х – М., Боташева З.Х – М., Боташева З. Х – М., Ижаев И.А. и увеличен расчет площади для предоставления субсидий на <...> кв.м., то есть до <...> кв.м., вместо <...> кв.м.. Указанное постановление было направлено в Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в г. Черкесске, однако они не были включены в список в связи с тем, что ими своевременно не были предоставлены документы, подтверждающие факт проживания в пострадавшем домовладении и дальнейшее включение их в вышеуказанный список возможно только при наличии судебного решения. Администрация Малокарачаевского района вынесла постановление № 52 от 31 января 2011 года и направило его в адрес Правительства Карачаево-Черкесской Республики. 25 февраля 2011 года получен ответ, в котором администрация Малокарачаевского муниципального района сообщает, что на основании решения Малокарачаевского районного суда от 07 декабря 2010 года было подготовлено постановление о включении истцов в сводный список граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации в июне 2007 года. Они до наступления чрезвычайной ситуации и на момент ее наступления, были зарегистрированы и проживали в указанном домовладении, являлись членами семьи Ижаева М.И. и, должны были быть включены в указанный список граждан.
В судебном заседании представитель истцов поддержал исковые требования и отказался от требований в части признания истцов членами семьи Ижаева М.И. Последствия отказа от иска судом ему были разъяснены,
в связи с чем, определением суда от 04 мая 2011 года производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель Правительства Карачаево-Черкесской Республики в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Администрации Малокарачаевского района в судебное заседание не явился.
Решением Черкесского городского суда от 04 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований Ижаева М. М., Ижаева А. И., Боташева М. Х – М., Боташевой З.Х – М., Боташевой З. Х – М. к Правительству Карачаево-Черкесской Республики о признании членами семьи собственника жилого помещения, об установлении факта постоянного проживания и регистрации граждан в утраченном помещении, о признании за ними права на получение государственного жилищного сертификата, о включении их в сводный список граждан, лишившихся жилья и имеющих право на получение государственного жилищного сертификата отказано.
В кассационной жалобе истцы Ижаева М. М., Ижаева А. И., Боташева М. Х – М., Боташева З. Х - М., Боташева З. Х – М. просят решение суда отменить, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу Правительство Карачаево-Черкесской Республики просит решение Черкесского городского суда от 04 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истцов - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя истцов, представителя ответчика, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, в результате чрезвычайной ситуации в виде дождя, сопровождавшегося сильным шквалистым ветром и селевыми потоками, с 17 по 19 июня 2007 года на территории сел Малокарачаевского муниципального района, в том числе и на территории с. Первомайского, произошел подъем уровня воды на малых реках, что привело к подтоплению и повреждению жилых домов, принадлежащих гражданам.
Постановлением главы Малокарачаевского муниципального района № 632 от 23.10.2007 года был утвержден сводный реестр жилых домов, разрушенных в результате указанных природных явлений и список семей граждан, лишившихся жилья на территории <...> (приложение № 1), а также сводный список семей граждан, лишившихся жилья в результате этой чрезвычайной ситуации (приложение №2) (л.д. 32, 33).
Как видно из материалов дела, а именно сводного реестра домов под № <...> и сводного списка семей № <...> от 23 октября 2007 года (л.д. 36, 37)
значится разрушенным жилой дом по ул. <...> и указана семья, лишившаяся жилья, Ижаева М.И., состоящая
из <...> человек, в числе которых указаны: Ижаев М.И. как собственник, Ижаева Б.Х. - жена, Ижаева Х.Х. - дочь, Ижаев Р.А. - внук, Ижаев И.А. - внук, Боташева А.М. - дочь, Боташев М.Х-М. - внук и Боташева З.Х-М. - внучка. Из акта № 255 от 01 октября 2009 года «О выводе дома из жилого фонда и отключении от системы водо, газо и электроснабжения, признанного непригодным для проживания на основании актов межведомственной комиссии и актов ФГУП «Ростехинвентаризация» в результате чрезвычайной ситуации 17 – 19 июня 2997 года» видно, что жилой дом по ул. <...> выведен из состава жилого фонда, отключен от систем водо -, газо – электроснабжения и снесен (л.д. 30).
Ижаев М.И. 04 августа 2009 года обратился в администрацию Малокарачаевского муниципального района с заявлением о включении части его семьи в список граждан лишившихся жилья в результате ливневых дождей 17-19 июня 2007 года на территории Малокарачаевского района.
Сообщением от 12 февраля 2010 года № 334 администрацией Малокарачаевского муниципального района Ижаеву М.И. отказано во включении в списки Ижаева А.И., Ижаева М.М., Боташевой З.Х-М., Боташевой З.Х-М. и Боташева М.Х-М. в связи с тем, что ими своевременно не были предоставлены документы, подтверждающие факт проживания в пострадавшем домовладении.
На основании статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением от 7 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия
В соответствии с п. 6 Порядка выпуска и погашения жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выдача бланков сертификатов высшему
исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата. Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которой произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», действовавшим на момент рассматриваемых правоотношений, утверждены Правила выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно настоящих Правил, при недостаточности средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств из резервного фонда. В обращении должны быть указаны данные о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, в связи с необходимостью в месячный срок указания в обращении данной информации, срок для включения в списки семей граждан, лишившихся жилья, также ограничен.
Следовательно, для включения в списки на получение жилищных сертификатов необходимо установление факта утраты жилого помещения, факта постоянного проживания в данном жилом помещении
на момент стихийного бедствия и факта регистрации в данном жилом помещении. О наличии указанных фактов уполномоченные органы должны быть поставлены в известность при составлении списков граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Как видно из материалов дела, истцами надлежащие доказательства обращения с заявлением о включении их в списки семей граждан, лишившихся жилья в результате ливневых дождей 17-19 июня 2007 года на территории Малокарачаевского района в 2007 году, суду представлены не были.
Кроме этого, предоставленные суду доказательства в подтверждение права истцов на включение в списки семей граждан, лишившихся жилья в результате ливневых дождей 17-19 июня 2007 года на территории Малокарачаеского района, неубедительны и факт проживания истцов на момент стихийного бедствия в домовладении по ул. <...> не подтверждают.
Как верно указано судом первой инстанции, истцами были представлены паспорта граждан Российской Федерации, из которых видно, что они зарегистрированы в домовладении по адресу: <...> в связи, с чем дополнительного решения о регистрации истцов в указанном домовладении не требуется и требования в этой части удовлетворению не подлежат.
Из представленных в суд первой инстанции доказательств, а именно справки администрации Первомайского сельского поселения № 3770 от 25 сентября 2006 года, выданной на основании похозяйственной книги следует, что в ней имеются дописки в виде указания членов семьи (л.д. 64). В справке УУМ ОВД по Малокарачаевскому району от 16 сентября 2009 года № 8/312 (л.д. 62), представленной в суд представителем истцов в оригинале и в копии указан адрес: ул. <...> и в ней также имеется дописка в виде цифры «<...>», то есть с допиской номера дома <...>. При таких обстоятельствах суд первой инстанции, указанные доказательства обоснованно признал недопустимыми.
Остальные представленные истцами доказательства подтверждают только наличие их регистрации, что не может быть достаточным доказательством их постоянного проживания в домовладении, расположенном по адресу: <...> на момент стихийного бедствия в 2007 году.
Сторонами не оспаривалось в судебном заседании, что Ижаев М.И. – собственник пострадавшего домовладения, уже получил государственный сертификат и реализовал его. Однако, документы, подтверждающие данный факт, суду представлены не были.
При таких обстоятельствах в суд первой инстанции истцами не представлено доказательств, подтверждающих факт их обращения с заявлением в 2007 году в соответствии с установленной законом процедурой получения жилищного сертификата для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также их постоянного проживания в жилом помещении по ул. <...> вместе с собственником как членов его семьи, и утраты ими в результате чрезвычайной ситуации единственного жилья. Данные обстоятельства не были подтверждены в судебном заседании объективными доказательствами.
Довод кассационной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции, существенном нарушении и неправильном применении норм материального и процессуального права является несостоятельным по вышеизложенным основаниям.
Поскольку судом первой инстанции были правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, спор разрешен с правильным применением норм материального и процессуального права, решение подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба — без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Черкесского городского суда от 04 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ижаева М. М., Ижаева А. И., Боташева М. Х. – М., Боташевой З. Х – М., Боташевой З. Х – М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: