о признании бездействия Правительства КЧР, администрации Зеленчукского муниципального района незаконным



Судья Коцубин Ю.М.                                                             Дело № 33-534/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2011 года                                                                 г. Черкесск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Дубовцевой А.Н.

судей Дзыба З.И., Сыч О.А.

при секретаре Дружбиной И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора КЧР в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Правительства КЧР, администрации Зеленчукского муниципального района незаконным

по кассационной жалобе Правительства КЧР на решение Черкесского городского суда от 11 июля 2011г.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дзыба З.И., объяснения представителя Правительства КЧР Кулябцева Р.Ф., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Управления ветеринарии КЧР Айбазова Р.И., представителя Минсельхоза КЧР Адзиновой З.О., просивших кассационную жалобу удовлетворить, возражения на жалобу представителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору КЧР Блимготова А.А., прокурора Мурадовой А.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    В октябре 2010 г. в двух подсобных хозяйствах ст. Зеленчукской был выявлен очаг особо опасного заболевания - африканской чумы свиней.

     Постановлением администрации Зеленчукского муниципального района №695 от 29.10.2010 г. принято решение наложить карантин по африканской чуме на ст. Зеленчукскую, утвердить план мероприятий по профилактике и ликвидации указанного заболевания на территории района.

    Постановлением Правительства КЧР от 02.12.2010 г. № 464 «Об отчуждении свиней и изъятии продукции свиноводства на территории Зеленчукского района КЧР» разработаны меры по ликвидации выявленного заболевания животных.

     Постановлением администрации Зеленчукского муниципального района №765 от 07.12.2010 г. принято решение о снятии карантина по африканской чуме в ст. Зеленчукской, сохранении ограничения по заболеванию в первой и во второй угрожаемых зонах на 6 месяцев.

    Прокурор КЧР обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства КЧР и администрации Зеленчукского муниципального района, выразившихся в непринятии мер по определению границ первой угрожаемой зоны, по организации и проведению в первой угрожаемой зоне отчуждения (закупки у населения) животных и изъятия продуктов животноводства в целях профилактики и ликвидации африканской чумы свиней на территории Зеленчукского муниципального района и по невыполнению Постановления администрации Зеленчукского муниципального района №695 от 29.10.2010 г.

По мнению прокурора, действия Правительства КЧР не соответствуют положениям ст.ст. 3,17,19 ФЗ от 14.05.1993 г. №4979-1 «О ветеринарии», п.4.1 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 21.11.1980 г., п.5 Порядка организации отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в КЧР, утвержденных Постановлением Правительства КЧР 02.12.2010 г. №463, т.к. оно не организовало выполнение всех необходимых мероприятий по профилактике и ликвидации африканской чумы свиней в первой угрожаемой зоне согласно п.5.2 Инструкции по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утв. Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 21.11.1980 г.

    Постановлением администрации Зеленчукского муниципального района №695 от 29.10.2010 г. наложен карантин по африканской чуме на ст. Зеленчукскую, утвержден план мероприятий по профилактике и ликвидации указанного заболевания на территории района. Согласно указанного плана, эпизоотическим очагом признаны хозяйства по ул. Победы, 101 и по ул. Леонова,46, первая угрожаемая зона - до 5 км. от очага, вторая угрожаемая зона – до 100 км. от очага; пунктами 2.7 и 2.8 предусмотрено организовать в первой угрожаемой зоне у населения закуп всех свиней для убоя и перевезти их на мясокомбинат или в убойные пункты.

    По мнению прокурора, закуп животных у населения входит в компетенцию Правительства КЧР, а не администрации Зеленчукского МР, т.к. средства на него выделяются из бюджета субъекта. Кроме того, п. 2.7, п.2.8 плана не выполнены, закуп свиней у населения не произведен, что свидетельствует о невыполнении в полном объеме мероприятий по профилактике и ликвидации вируса африканской чумы свиней как со стороны Правительства КЧР, не обеспечившего организацию и финансирование мероприятия, так и со стороны органов местного самоуправления района в связи с отсутствием собственных финансовых средств.

    Согласно п.6 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 21.11.1980 г., карантин с неблагополучного по африканской чуме района снимается через 30 дней после уничтожения всех свиней в эпизоотическом очаге и убоя свиней в первой угрожаемой зоне. Поскольку убой свиней в первой угрожаемой зоне не произведен, отсутствуют основания для снятия карантина. В связи с этим подлежит признать незаконным Постановление администрации Зеленчукского МР №765 от 07.12.2010 г. о снятии карантина.

    На основании указанного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Правительства КЧР и администрации Зеленчукского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по определению границ первой угрожаемой зоны, по организации и проведению в первой угрожаемой зоне отчуждения (закупки у населения) животных и изъятия продуктов животноводства в целях профилактики и ликвидации африканской чумы свиней на территории Зеленчукского муниципального района и по невыполнению Постановления администрации Зеленчукского муниципального района №695 от 29.10.2010 г.; признать незаконным Постановление администрации Зеленчукского муниципального района №765 от 07.12.2010 г. о снятии карантина; обязать Правительство КЧР и администрацию Зеленчукского муниципального района устранить допущенные нарушения ветеринарного законодательства и провести мероприятия, направленные на предупреждение возникновения вируса африканской чумы свиней в виде установления границ угрожаемой зоны и осуществления закупки у населения свиней в её пределах.

    В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Управление ветеринарии КЧР, Минсельхоз КЧР, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору КЧР.

    В судебном заседании прокурор Мурадова А.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме, представитель Правительства КЧР Кулябцев Р.Ф., представитель Администрации Зеленчукского муниципального района Шалин Т.А. требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.

       Решением Черкесского городского суда от 11 июля 2011 года требования прокурора удовлетворены в части. Суд признал незаконным бездействие Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Администрации Зеленчукского муниципального района, выразившееся в ненадлежащей организации и неполном осуществлении необходимых мероприятий, направленных на ликвидацию очага и предупреждение распространения африканской чумы свиней в станице Зеленчукской Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики в октябре-декабре 2010 года. В остальной части заявление Прокурора Карачаево-Черкесской Республики оставлено без удовлетворения.

    В кассационной жалобе Правительства КЧР ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия Правительства КЧР, принятии в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.

    Установлено, что в конце октября 2010 года в личных подсобных хозяйствах Зайнетдиновой Е.П. и Рыбалко Т.И., проживающих в ст.Зеленчукской Зеленчукского муниципального района КЧР,    были выявлены    заболевания    принадлежащих    им    свиней африканской чумой свиней (далее «АЧС»). В связи с этим Постановлением Администрации Зеленчукского муниципального района от 29.10.2010 года № 695 на ст.Зеленчукскую был наложен карантин по АЧС и утверждён план мероприятий по профилактике и ликвидации АЧС на территории района. Согласно указанного плана, эпизоодическим    очагом    АЧС признаны    личные    подсобные    хозяйства Зайнетдиновой Е.П. и Рыбалко Т.И., первой угрожаемой зоной - до 5 км от очага, второй угрожаемой зоной - до 100 км от очага. В числе утверждённых этим планом мероприятий было указано на необходимость уничтожения всех находящихся в эпизоодическом очаге свиней бескровным методом в срок до 31октября 2010 года и организацию закупа у населения всех свиней в первой угрожаемой зоне для убоя в ближайшем мясокомбинате или убойных пунктах.

    Решением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по КЧР от 30 октября 2010 года было заявлено о необходимости проведения отчуждения свиней и изъятия продуктов свиноводства в личных подсобных хозяйствах ст.Зеленчукская в срок до 10 ноября 2010 года. Экземпляр указанного решения был направлен руководителю Правительства КЧР.

    В течение ноября 2010 года Правительство КЧР никаких мер реагирования по факту заболевания свиней в ст. Зеленчукской африканской чумой свиней не предпринимало.

    Постановлением Правительства КЧР от 2 декабря 2010 года № 464 Управлению ветеринарии КЧР и Управлению КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности совместно с органами местного самоуправления Зеленчукского района было предписано: 1) провести в ст.Зеленчукской ликвидационные мероприятия в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утверждённой Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства ССР от 21 ноября 1980 года; 2) обеспечить в эпизоотическом очаге отчуждение живых свиней и изъятие продукции свиноводства. Этим же постановлением Управлению ветеринарии КЧР было поручено внести предложение о размерах возмещения ущерба, причинённого собственникам в результате отчуждения живых свиней и изъятия продукции свиноводства. Кроме того, была создана специальная комиссия по отчуждению живых свиней и изъятию продукции свиноводства на территории ст. Зеленчукской, Министерству внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики было рекомендовано оказывать этой комиссии содействие в проведении отчуждения живых свиней и изъятия продукции свиноводства на территории ст.Зеленчукская.

    По результатам проведения хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий в эпизоотическом очаге по АЧС на территории ст.Зеленчукская и Зеленчукского района был составлен комиссионный акт от 7 декабря 2010 года, в котором комиссия посчитала возможным снять карантин по АЧС в ст.Зеленчукская.

    Однако данный акт подписан только двумя из десяти членов образованной Правительством КЧР комиссии.

    Постановлением Администрации Зеленчукского муниципального района от 7 декабря 2010 года № 765 карантин по заболеванию АЧС в ст.Зеленчукской с 7 декабря 2010 года был снят, однако ограничения по заболеванию АЧС в первой и второй угрожаемых зонах были сохранены на 6 месяцев.

    Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что со стороны Правительства КЧР и Администрации Зеленчукского муниципального района имели место ненадлежащая организация и неполное осуществление необходимых мероприятий, направленных на ликвидацию очага и предупреждение распространения АЧС, что могло привести к неконтролируемому росту случаев заболевания АЧС и распространению этого заболевания на другие населённые пункты республики, а также за её пределы.

    Согласно п.4.1 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утверждённой Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 года (далее - Инструкция), исполнительный комитет районного (городского, областного, краевого) Совета народных депутатов, Совет Министров автономной республики и Совет Министров союзной республики, не имеющей областного деления, по получении материалов об установлении диагноза АЧС создаёт специальную комиссию, выносит решение об объявлении соответствующей территории неблагополучной по АЧС и об установлении в ней карантина, определяет границы эпизоотического очага и границы первой и второй угрожаемых зон, а также организует проведение в них необходимых мероприятий по профилактике и ликвидации болезни. Эпизоотическим очагом АЧС считаются свиноводческие фермы, отдельные свинарники, скотобазы, свиноводческие лагеря, подсобные хозяйства, населённые пункты или их часть, отдельные дворы, где имеются больные африканской чумой свиньи. Первая угрожаемая зона - это территория, непосредственно прилегающая к эпизоотическому очагу АЧС, на глубину 5-20 км от его границ с учётом хозяйственных, торговых и других связей между населёнными пунктами, хозяйствами и эпизоотическим очагом; вторая угрожаемая зона - это территория, опоясывающая первую угрожаемую зону, глубиной до 100-150 км от эпизоотического очага (п.4.1.1). Специальная комиссия по борьбе с АЧС решает все вопросы, связанные с ликвидацией болезни и недопущением её распространения, и в этих целях: принимает план действий по борьбе с африканской чумой свиней, рассматривает и утверждает систему информации, которая должна обеспечивать оперативную связь и координацию всех запланированных действий; организует перепись и учёт всего свинопоголовья в угрожаемых зонах; выделяет необходимую технику, дезинфекционные машины, дезинфектанты, автотранспорт и другие технические средства; организует в первой угрожаемой зоне закупку у населения свиней, их убой; определяет мясоперерабатывающие предприятия для убоя и переработки свиней из угрожаемых зон, а также источники финансирования закупки животных у населения (п.4.3). В первой угрожаемой зоне в кратчайший срок закупают у населения всех свиней и затем направляют их так же, как и свиней всех других хозяйств, предприятий и организаций этой зоны, для убоя на ближайшие мясокомбинаты или оборудованные для этих целей убойные пункты, определённые специальной комиссией. Убой свиней в первой угрожаемой зоне проводят с соблюдением ветеринарно-санитарных правил, исключающих возможность распространения вируса (п.5.2.4). Карантин с неблагополучного по АЧС хозяйства, пункта, района снимают через 30 дней после уничтожения всех свиней в эпизоотическом очаге и убоя свиней в первой угрожаемой зоне, проведения других мероприятий, предусмотренных Инструкцией, и представления заключения комиссии о полноте проведения всех мероприятий (п.6.1). При этом на срок 6 месяцев после снятия карантина устанавливаются ограничения, запрещается вывоз свиней, продуктов и сырья, полученных от их убоя, за пределы неблагополучных районов, областей, республик транспортом всех видов (п.6.2). В течение срока действия ограничений на дорогах при выезде за пределы неблагополучных районов, областей, республик должны функционировать контрольные ветеринарно-милицейские посты (п.6.4).

    Судом установлено, что на территории Зеленчукского района были выполнены не все действия, предусмотренные названной Инструкцией.

    Так, в акте от 7 декабря 2010 года указано, что расчёт финансовых средств, необходимых для закупки свинопоголовья у населения, был произведён несвоевременно, и по этой причине не выполнены мероприятия по изъятию свинопоголовья у населения в первой угрожаемой зоне, то есть, в ст.Зеленчукской. По истечении 30 дней этот вопрос не был решён (п.6).

    Таким образом, при осуществлении гарантийных мероприятий по АЧС в ст.Зеленсукской и Зеленчукском муниципальной районе не было выполнено основное требование Инструкции, решения Управления Россельхознадзора от 30 октября 2010 года и Правил «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 N 310, а именно - не был произведён закуп и убой (отчуждение) всего свинопоголовья в первой угрожаемой зоне, то есть закуп и убой всех свиней в ст.Зеленчукской.

    Вывод суда первой инстанции о том, что в данном нарушении имеется вина как Администрации Зеленчукского муниципального района, в обязанность которой входило непосредственное осуществление мероприятий по ликвидации и предотвращению распространения АЧС, так и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, которое должно было организовать проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации АЧС и осуществлять предусмотренные ветеринарным законодательством Российской Федерации специальные мероприятия по ликвидации очагов заболевания, является правильным.

    Рассматривая требования в части признания незаконным Постановления администрации Зеленчукского МР №765 от 07.12.2010 г. о снятии карантина, суд первой инстанции правильно указал, что условия снятия карантина были нарушены, поскольку карантин можно было снять только через 30 дней после уничтожения всех свиней в эпизоотическом очаге и убоя свиней в первой угрожаемой зоне, проведения всех других мероприятий; предусмотренных Инструкцией, и представления заключения комиссии о полноте проведения всех мероприятий. Карантин был объявлен 29 октября 2010 года, убой всех свиней в первой угрожаемой зоне произведён не был, однако несмотря на это 7 декабря 2010 года карантин был снят.

    Приказом Минсельхоза России от 17 мая 2005 года № 81 утверждён Перечень карантинных и особо опасных болезней животных, в котором указано на африканскую чуму свиней. Приказом Минсельхоза России от 22 июня 2006 года №184 утверждён Перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства. В этом перечне также указано на африканскую чуму свиней.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 года № 310 утверждены Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, которые регулируют порядок отношений при отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных, а также предотвращения распространения возбудителей заразных болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных (п.1). Согласно этим Правилам они являются обязательными для всех граждан, юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении мероприятий по предотвращению возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных (п.2). Как указано в Правилах, животные могут быть отчуждены, а продукты животноводства изъяты при предотвращении возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных согласно перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (п.3). Решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных принимает руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель в 2-дневный срок с даты получения соответствующей информации. Указанное решение направляется главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации, государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также для принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства - руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам -владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения (п.7). Организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (п.8). Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесённого ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели (п.9). Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства (п.11).

    Судом установлено, что одной из основных причин невыполнения требований Инструкции и вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 N 310, об обязательном отчуждении свиней в связи с АЧС в ст.Зеленчукской было установление Правительством КЧР явно заниженных цен на закупаемых у населения ст.Зеленчукской свиней. Установленная закупочная цена в размере 57 руб. за 1 кг живого веса была значительно ниже рыночных цен в размере 150-160 руб. за 1 кг. Правительство КЧР не выделило денежные средства в объёме, обеспечивающем реальное возмещение собственникам свиней имущественного ущерба, связанного с изъятием у них животных.

    Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что бездействие Правительства КЧР и Администрации Зеленчукского муниципального района выразилось в ненадлежащей организации и неполном осуществлении необходимых мероприятий, направленных на ликвидацию очага и предупреждение распространения АЧС в ст.Зеленчукской в октябре-декабре 2010 года, в связи с чем указанное бездействие является незаконным.

    Довод кассационной жалобы Правительства КЧР о том, что решение о закупе свиней и его убое в первой угрожающей зоне не входит в компетенцию Правительства КЧР, проверен, но признан необоснованным, т.к. обязанность исполнительного органа субъекта по организации и проведению отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства предусмотрена как Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утверждённой Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 года, так и Правилами «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 N 310.

    Так, согласно п. 4.1. Инструкции обязанности по решению вопросов об объявлении хозяйства, населенного пункта неблагополучными по африканской чуме свиней и установлении в них карантина, определения границы не только эпизоотического очага, но и границы первой и второй угрожаемых зон, организации проведения в них необходимых мероприятий по профилактике и ликвидации болезни возлагаются не только на исполнительный комитет районного Совета народных депутатов, но также и на исполком городского, областного, краевого Совета народных депутатов, Совет Министров автономной республики и Совет Министров союзной республики.

    В соответствии с Правилами «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 N 310, именно исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должен принять решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направить гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения. Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели. Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, также определяется субъектом Российской Федерации.

    Довод жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, признается коллегией надуманным. В заявлении прокурор КЧР ставил вопрос о признании незаконным бездействия Правительства КЧР и Администрации Зеленчукского района, выразившегося в том, что не были предприняты действия, определенные конкретными нормативными актами, а именно: в непринятии мер по определению границ первой угрожаемой зоны, по организации и проведению в первой угрожаемой зоне отчуждения (закупки у населения) животных и изъятия продуктов животноводства в целях профилактики и ликвидации африканской чумы свиней на территории Зеленчукского МР, а также по невыполнению Постановления администрации Зеленчукского МР №695 от 29.10.2010 г. Указанные требования судом рассмотрены, им дана правильная юридическая оценка. Суд признал незаконным бездействие Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Администрации Зеленчукского муниципального района, выразившееся в ненадлежащей организации и неполном осуществлении необходимых мероприятий, направленных на ликвидацию очага и предупреждение распространения африканской чумы свиней в станице Зеленчукской Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики в октябре-декабре 2010 года, то есть суд признал незаконным бездействие Правительства КЧР и администрации района в разрешении конкретного вопроса, как то и просил прокурор в своем заявлении.

    Согласно ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. С учетом особенностей правовой природы указанной категории дел закон закрепляет за судом - в отличие от искового производства - возможность выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований. Такое регулирование имеет целью обеспечение полноты проверки законности оспариваемых решений, действий (бездействия) и установление дополнительных гарантий права на судебную защиту граждан как слабой стороны в публичных правоотношениях. Часть 3 ст. 246 ГПК РФ налагает на суд обязанность всесторонне и полно рассмотреть заявленные требования с учетом всех положенных в их обоснование доводов и аргументов и вынести законное и обоснованное решение по делу, что и было сделано судом первой инстанции.

    Согласно ч.2 ст. 362 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

    В связи с указанным обжалованное решение по настоящему делу не может быть отменено, т.к. судом рассмотрены по существу все заявленные прокурором требования, которым дана правильная юридическая оценка.

    Поскольку судом первой инстанции были правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, спор разрешен с правильным применением норм процессуального и материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

            Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Черкесского городского суда от 11 июля 2011 года – оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства КЧР – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи