Судья Коркмазова Л.А. дело №33-576/11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 23 сентября 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
Председательствующей Матакаевой С.К.,
судей Дзыба З.И., Шишкина И.В.,
при секретаре судебного заседания Шохиной Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства здравоохранения и курортов КЧР на решение Черкесского городского суда от 28 июня 2011 года по исковому заявлению Бадахова А.А. к Министерству здравоохранения и курортов КЧР, Карачаево-Черкесскому Республиканскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании понесенных расходов на лечение.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Матакаевой С.К., объяснения представителя истца Лепшокова Х.М.-А., представителей ответчиков, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бадахов А.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и курортов КЧР, Карачаево-Черкесскому Республиканскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании понесенных расходов на лечение. В обосновании иска указал, что по направлению, выданному Министерством здравоохранения и курортов КЧР от <...>2010 года, он был доставлен в ГУЗ «Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи». Несмотря на то обстоятельство, что медицинская помощь ему должна была быть оказана бесплатно, он был вынужден заключить договор на оказание платной медицинской услуги, в связи с отсутствием соответствующего финансирования со стороны Министерства здравоохранения и курортов КЧР. В связи с чем, просил взыскать с ответчиков расходы, затраченные на лечение в сумме <...> рублей.
Впоследствии истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнил свои исковые требования, просил взыскать <...> рублей.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и курортов КЧР считает требования незаконными, ссылаясь на отсутствие в республиканском бюджете по отрасли «Здравоохранение» финансовых средств на компенсацию расходов на указанные цели.
Представитель ответчика Карачаево-Черкесского Республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования просила в удовлетворении иска отказать, указывая, что фонд не может возместить расходы на лечение, оказанные на платной основе.
Представитель третьего лица Министерства Финансов РФ считал исковые требования Бадахова А.А. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению и взысканию суммы иска с Министерства здравоохранения и курортов КЧР.
Решением от 28 июня 2011 года Черкесский городской суд взыскал с Министерства здравоохранения и курортов КЧР в пользу Бадахова А.А. расходы на лечение в размере <...> коп.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения и курортов КЧР просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование требований кассационной жалобы заявитель указывает, что надлежащим ответчиком по делу является ТФОМС КЧР и взыскав сумму иска с них суд вышел за пределы предъявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что в период с <...> по <...> года истец находился на лечении в <...> больнице.
В связи с продолжавшимся ухудшением состояния для оказания медицинской помощи (госпитализации) Министерство здравоохранения и курортов КЧР направило Бадахова А.А. письмом от <...> года №... в специализированное медицинское учреждение - ГУЗ «СККЦ СВМП»,указав, что из средств ТФОМС КЧР будет произведена оплата за лечение.
Как следует из приведенных истцом обстоятельств, в связи с отказом ГУЗ «СККЦ СВМП» госпитализировать согласно вышеуказанному письму, истец заключил договор на медицинское обслуживание на платной основе с ГУЗ «СККЦ СВМП» и ему оказывалась на основании заключенного договора медицинская помощь.
За оказанные услуги Бадахов А.А. оплатил <...> рублей.
Суд удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчика денежных средств по заключенному договору, исходил из того обстоятельства, что на основании действующего законодательства, в связи с имеющимся у истца заболеванием, медицинская помощь в лечебном учреждении должна была оказываться на безвозмездной основе.
В рамках рассмотрения настоящего спора истец в суд первой инстанции представил достаточные и убедительные доказательства невозможности получения им необходимой медицинской помощи бесплатно.
То обстоятельство, что истец не воспользовался своим правом на получение бесплатной медицинской помощи, которая предусмотрена Федеральным законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", по независящим от него обстоятельствам не лишает его права на возмещение понесенных затрат на лечение, поскольку необходимость получения соответствующего немедленного лечения нашла подтверждение в суде первой инстанции и не оспаривалась сторонами.
Согласно положениям ст. 1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 года N 5487-1, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Как вытекает из абз. 1 - 3 раздела II Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год (далее - Программа) (аналогичные нормы закреплялась в программах за предыдущие годы), к видам медицинской помощи, предоставляемой гражданам России бесплатно, относится первичная медико-санитарная, скорая и специализированная медицинская помощь.
В рамках Программы специализированная медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий предоставляются бесплатно. Медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
Аналогичная норма имеется и в республиканской программе, согласно которой медицинская помощь на территории Карачаево-Черкесской Республики оказывается за счет средств бюджетов: федерального, республиканского, муниципального, а также за счет средств Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования
Согласно ст. 38 Конституции Карачаево-Черкесской Республики каждый имеет гарантированное право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в соответствии с ст. 40 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 года N 5487-1) (ред. от 18.07.2011 года)) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что истец имеет право на компенсацию соответствующих расходов, как неотъемлемую часть оказываемой медицинской помощи, то с учетом утверждаемых ежегодно Территориальных программ государственных гарантий оказания населению КЧР бесплатной медицинской помощи, в том числе, Территориальной программе на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства КЧР суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно Указу Главы Карачаево-Черкесской Республики от 26.07.2011 года N267 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики" основными задачами Министерства являются:
-обеспечение государственных гарантий медицинской помощи населению Карачаево-Черкесской Республики в соответствии со стандартами, нормами и нормативами в области здравоохранения (п.2.6.);
-защита и обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики в сфере здравоохранения (п.2.16.).
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство здравоохранения и курортов КЧР является ненадлежащим ответчиком, истцом не доказан факт невозможности пройти лечения по направлению, проверялись судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.
Иск был предъявлен к Министерству здравоохранения и курортов КЧР и ТФОМСУ КЧР. В судебном заседании представитель истца просил удовлетворить требования, взыскав сумму иска с обоих ответчиков. Министерству здравоохранения и курортов КЧР из числа ответчиков не исключался. При таких обстоятельствах необоснованны доводы кассационной жалобы, что суд вышел за пределы предъявленных требований.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований, предъявленных к Министерству здравоохранения и курортов КЧР.
Разрешая вопрос о размере подлежащей взысканию суммы, суд исходил из понесенных Бадаховым А.А. затрат, в т.ч. и на содержание в палате повышенной комфортности.
Соглашаясь с вынесенным решением по существу суд считает необходимым изменить решение в части взыскания с Министерства здравоохранения и курортов КЧР суммы <...> изменив указанную сумму.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание с учетом индекса потребительских цен, предусмотренного основными параметрами прогноза социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, а также индексации заработной платы работников бюджетной сферы на 2010 год и составляют в среднем: на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях – <...> рубля, в том числе за счет средств ОМС - <...> рубля.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Бадахов А.А. пролечился в стационаре 102 дня.
Судебная коллегия находит обоснованными требования в части взыскания оплаты лечения, однако не подлежат возмещению расходы, связанные с оплатой палаты повышенной комфортности.
Учитывая, что ответчики никакие расчеты не представили, исходя из минимальных затрат в республике на 1 койко-день т.е. <...> рубля, судебная коллегия считает, что сумма подлежащая взысканию составляет <...> руб. (<...>).
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства по делу, установил характер спорного правоотношения между сторонами, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений и, в соответствии с представленными сторонами доказательствами, вынес законное и обоснованное решение.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда по существу является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Вместе с тем, поскольку соответствующие расходы должны быть возмещены за счет казны Карачаево-Черкесской Республики, а Министерство здравоохранения и курортов КЧР в данном случае выступает в суде лишь распорядителем средств республиканского бюджета (п.1.6.Положения о Министерстве здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики), то в резолютивной части необходимо указать, что взыскание следует произвести за счет казны КЧР.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черкесского городского суда от 28 июня 2011 года по настоящему делу в части взыскания с Министерство здравоохранения и курортов КЧР в пользу Бадахова А.А. понесенных расходов за лечение в сумме <...> рублей изменить, изложив решение в этой части в следующей редакции: «Взыскать с Министерство здравоохранения и курортов КЧР за счет казны КЧР в пользу Бадахова А.А. понесенные расходы за лечение в сумме <...> рублей <...> копеек». В остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства здравоохранения и курортов КЧР без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: