Судья Абдоков Н.М. Дело № 33-645/11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 ноября 2011 года г.Черкесск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Дубовцевой А.Н.
судей Карасовой Н.Х., Сыч О.А.
при секретаре Абубекировой Д.М-Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационной жалобу Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике на решение Хабезского районного суда КЧР от 4 октября 2011 года по гражданскому делу по исковому заявлению Гозгешева Б.М. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дубовцевой А.Н., объяснения представителя ГУ ОПФР по КЧР Шебзуховой Ф.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Гозгешева Б.М. Кенчешаова З.Ф., полагавшего, что оснований для отмены судебного акта не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гозгешев Б.М. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике (далее ГУ ОПФР по КЧР), в котором просил включить период его работы в Хабезском филиале завода «<.....>» с 1986 года по 1995 года в льготный стаж, признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии на основании подпункта 2 пункта 2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях», обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.
В обоснование иска Гозгешев Б.М. указал, что в период с 1980 года по 2002 года он работал в Хабезском филиале завода «<.....>» в должности прессовщика. При этом он был занят на прессовании электротехнических изделий из пластмасс горячим способом, а также прессованием изделий из пластмасс. Указанные работы предусмотрены Списком № 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, и дают право на назначение досрочной трудовой пенсии.
По достижении возраста 57 лет в сентябре 2010 года Гозгешев Б.М. обратился в ГУ ОПФР по КЧР с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с наличием у него необходимого льготного стажа и общего страхового стажа более 25 лет.
Однако в назначении пенсии на льготных условиях ему было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих специальный стаж, хотя истцом были представлены трудовая книжка и архивные справки.
Ответчик с иском не согласился и просил отказать в его удовлетворении.
Решением Хабезского районного суда от 4 октября 2011 года исковые требования Гозгешева Б.М. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике были удовлетворены частично. Судом постановлено включить в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в общей сложности 13 лет 4 месяца, исключив из указанного стажа 1995 год; решение Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике в Хабезском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истцу признано незаконным; за истцом признано право на назначении досрочной трудовой пенсии на льготных условиях; суд обязал Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике назначить Гозгешеву Б.М. досрочную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии с 17 сентября 2010 года.
В кассационной жалобе представитель ГУ ОПФР по КЧР просит решение суда отменить по тем основаниям, что суд неправильно истолковал нормы материального права и необоснованно включил периоды работы Гозгешева Б.М. в качестве смазчика - прессовщика и прессовщика в льготный стаж, поскольку такая должность не предусмотрена Списком № 2.
В возражениях на кассационную жалобу представитель истца Кенчешаов З.Ф. просит решение Хабезского районного суда от 4 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 ФЗ № 173-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Право на пенсию по возрасту на льготных условиях устанавливается тем работникам, чьи профессии и должности предусмотрены Списком № 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10
Разделом 33 Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, прессовщики изделий из пластмасс (код 23200000-17008) признаются работниками с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Согласно Постановлению Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 29 «Об утверждении Разъяснения «О порядке применения Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» рабочие и мастера предприятий, занятые в производстве изделий горячим способом из пластмасс, могут пользоваться правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу 10 «Химическое производство» Списка N 2 при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ не ниже 3 класса опасности; при этом литейщикам пластмасс и прессовщикам изделий из пластмасс пенсия в связи с особыми условиями труда может устанавливаться также по разделу 33 «Общие профессии» Списка N 2 независимо от того, с веществами каких классов опасности они работают.
Из материалов дела усматривается, что Гозгешев Б.М., 2 сентября 1953 года рождения, с 7 апреля 1980 года по 3 января 2002 года работал в Хабезском филиале завода «<....>», преобразованный впоследствии в завод «<.....>», затем АООТ «<.....>», прессовщиком изделий из пластмасс. Указанный период работы подтвержден записями в трудовой книжке (л.д. 7-11).
Также в материалах дела имеется копия приказа № №... от 14 мая 1990 года по заводу «<.....>», из которого следует, что 7 апреля 1980 года Гозгешев Б.М. был переведен прессовщиком изделий из пластмасс 3 разряда (л.д. 44).
В личной карточке, копия которой также имеется в деле, Гозгешев Б.М. с 1980 года значится как прессовщик 3 разряда, в 1988 году – прессовщик электротехники (л.д. 47-48).
17 сентября 2010 года Гозгешев Б.М. обратился в Управление ГУ ОПФР по КЧР в Хабезском районе с заявлением о назначении пенсии на льготных условиях на основании пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В назначении пенсии заявителю было отказано в связи с отсутствием у него специального (льготного) стажа (л.д. 17-20).
Удовлетворяя заявленные Гозгешевым Б.М. требования о признании отказа в назначении пенсии на льготных условиях незаконным и о признании его права на такую пенсию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца специального стажа, подтвержденного в установленном порядке.
Так, в соответствии с п.1 ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. N 16/19ПА установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17 декабря 2001 года в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в п.1 перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
При этом законодатель не установил, что стаж на соответствующих видах работ должен быть подтвержден конкретными документами определенной формы.
Следовательно, в подтверждение указанного стажа могут быть приняты любые документы, содержащие сведения о занятости работника на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Работа Гозгешева Б.М. в качестве прессовщика изделий из пластмасс подтверждается трудовой книжкой, копиями приказов, а также копиями лицевых счетов. Ставить под сомнение указанные доказательства оснований не имеется.
Добытые по делу доказательства дают основания считать, что работа истца в указанный период подпадает под признаки работы с тяжелыми условиями труда, предусмотренными приведенным списком.
При этом по делу отсутствуют доказательства, что в спорный период истцу был установлен сокращенный рабочий день либо неделя по сравнению с нормальной продолжительностью рабочего дня и что его занятость не была полной, либо отвлечение его на выполнение иных работ, не связанных с непосредственной трудовой функцией.
Учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии по возрасту на льготных условиях Гозгешеву Б.М. исполнилось 57 лет, для назначения такой пенсии ему достаточно иметь 6 лет 6 месяцев специального стажа. Льготный стаж истца составляет более 12 лет.
Судебная коллегия соглашается с постановленным решением, как соответствующим нормами действующего материального законодательства, представленным сторонами доказательствам и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы ГУ ОПФР по КЧР являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, они не опровергают выводов суда первой инстанции и по своей сути направлены на переоценку представленных сторонами доказательств.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабезского районного суда КЧР от 4 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: