Судья Матакаев А.-Г.И. Дело № 33-614/11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 19 октября 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской республики в составе:
председательствующего Дубовцевой А.Н.
судей Карасовой Н.Х. и Сыч О.А.
при секретаре Каракотове А.У.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Меремуковой С.Ю. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Карачаево-Черкесской Республике о восстановлении на работе
по кассационной жалобе Меремуковой С.Ю. на решение Адыге-Хабльского районного суда КЧР от 07 сентября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Карасовой Н.Х., объяснения представителя ответчика - Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №4 по Карачаево-Черкесской Республике -Гашокова У.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы и просившего решение суда оставить без изменения, мнение прокурора Мурадовой А.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Меремукова С.Ю. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что в Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Межрайонная ИФНС России №4 по КЧР) на момент увольнения и расторжения служебного контракта замещала должность главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета. При этом в инспекции работала с <дата> в различных отделах и на разных должностях.
Приказом и.о. начальника Межрайонной ИФНС России №4 по КЧР от <дата> №... Меремукова С.Ю. была освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п.6 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы. Увольнение по указанному основанию считает незаконным, поскольку, по ее мнению, работодателем грубо нарушена предусмотренная законом процедура сокращения ее штатной единицы, так как ответчик не предложил ей все имеющиеся у него вакантные должности и не учел ее преимущественное право на оставление на работе. В связи с этим просила суд восстановить ее на работе в должности главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета, взыскать с ответчика в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула и денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истица Меремукова С.Ю. не явилась, ее представитель Калашьян А.Н. отказался от исковых требований в части взыскания морального вреда, в остальной части заявленные требования истицы поддержал.
Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС России №4 по КЧР- Гашоков У.А. иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Решением Адыге-Хабльского районного суда КЧР от 07 сентября 2011 года в удовлетворении исковых требований Меремуковой С.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Меремуковой С.Ю. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности вследствие нарушения судом норм материального права. Считает, что судом не учтены указания судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 20 июля 2011 года, необоснованно сделана на ссылка на то, что исковое заявление построено на требованиях норм трудового законодательства, при этом суд не дал надлежащей оценки положениям ст.ст.31,33,38 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Полагает, что суд не принял во внимание допущенные ответчиком нарушения прав истицы, выраженные в том, что ей не были предложены все имеющиеся у работодателя вакансии, в том числе не предложена единица государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета, которая была образована из ранее занимаемой истицей должности главного государственного налогового инспектора того же отдела; не рассмотрен вопрос ее преимущественного права на оставление на работе, предусмотренный ч.7 ст.31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; выборный профсоюзный орган о возможном расторжении служебного контракта был уведомлен ненадлежащим образом.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России №4 по КЧР прост решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Меремуковой С.Ю. - без удовлетворения, считая доводы жалобы несостоятельными.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Меремукова С.Ю. состояла на государственной гражданской службе и замещала должность главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета в Межрайонной ИФНС России №4 по КЧР.
На основании приказа Федеральной налоговой службы России от 31.01.2011 года № ММ-7-4/35 «О структуре Управления ФНС России по КЧР» Управлением Федеральной налоговой службы по КЧР издан приказ №20С от 01.02.2011 г. «Об утверждении структур Межрайонных инспекций ФНС России по КЧР». В Приложении к приказу обозначена численность работников аппарата Управления (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 60 единиц, тогда как приказом от 16 ноября 2010 года №286 была утверждена численность из 63 единиц <данные изъяты>
Согласно штатному расписанию на период с 01.02.2011 года отдел работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета предусматривает наличие одной должности главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета. До указанного периода в штатное расписание были введены две должности главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета (<данные изъяты>
Приказом №09 от 02.02.2011 года Межрайонной ИФНС России №4 по КЧР «О проведении организационно-штатных мероприятий в связи с изменением структуры Межрайонной ИФНС России №4 по КЧР по сокращению должностей» предусмотрена необходимость выдачи предупреждений гражданским служащим о сокращении должности и возможном предстоящем увольнении в письменной форме под роспись, информирование профсоюзного органа инспекции в письменном виде не позднее, чем за 2 месяца, о проводимых организационно-штатных мероприятиях, связанных с сокращением соответствующих должностей и увольнением с государственной службы <данные изъяты>
Письмом от <дата> №... профсоюзный комитет инспекции проинформирован о возможном расторжении служебных контрактов на основании п.6ч.1ст.33 Закона с государственными гражданскими служащими: <ФИО> <ФИО> 1 <ФИО> 2 при этом уведомлен о том, что возможно расторжение служебных контрактов и с другими гражданскими служащими в случае их отказа от предложенных должностей<данные изъяты>
02.02.2011 года Меремукова С.Ю. предупреждена о сокращении должности главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета в Межрайонной ИФНС России №4 по КЧР.
Приказом и.о. начальника Межрайонной ИФНС России №4 по КЧР от <дата> №... Меремукова С.Ю. была освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Считая увольнение незаконным, Меремукова С.Ю. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что работодателем при увольнении истицы соблюдена предусмотренная законом процедура увольнения истицы как государственного служащего с учетом требований Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в частности, его статей 31, 33 и 38.
Данный вывод суда судебная коллегия находит правильным, основанным на нормах закона и фактических обстоятельствах дела.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу п. 4 ст. 31 названного закона, в случае отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае контракт прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 настоящего Закона.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 настоящего ФЗ).
В п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.04.2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в редакции от 28.12.2006 года дано разъяснение о соотношении норм трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе. Исходя из ст.11 ТК РФ и ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ТК РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе РФ ".
Как следует из материалов дела от предложенных должностей: государственного налогового инспектора в отделе информационных технологий, ввода и обработки данных, а также по срочному служебному контракту на время отсутствия основного работника в должностях государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок и специалиста 2 разряда отдела финансового и общего обеспечения - Меремукова С.Ю. отказалась.
Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, рассматривая дело, правильно применил к спорным правоотношениям нормы Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и указал в решении на то, что увольнение истицы на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" приказом от <дата> произведено ответчиком законно, порядок увольнения был соблюден, нарушений закона со стороны работодателя при увольнении истицы допущено не было, в связи с чем, законных оснований для удовлетворения требований истицы у суда не имелось.
При этом судом в решении дана оценка доводам истицы о не предоставлении ей возможности замещения иной должности гражданской службы, о преимущественном праве оставления на работе, об информировании профсоюзного органа.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым судом дана в решении по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующего спорные отношения.
Ссылка в жалобе на то, что предложенная истице для замещения должность государственного налогового инспектора в отделе информационных технологий, ввода и обработки данных не соответствовала ее уровню квалификации, не влечет отмену решения суда, поскольку перед работодателем в силу п. 4 ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе" при увольнении работника по основанию п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" стоит обязанность предложить вакантную должность, а не вопрос обязательного трудоустройства истицы с учетом ее образования или квалификации. Право на заключение служебного контракта на предложенную постоянную вакантную должность - государственного налогового инспектора в отделе информационных технологий, ввода и обработки данных, а также по срочному служебному контракту на время отсутствия основных работников - истицей использовано не было, в связи с чем, работодатель правомерно расторг с ней трудовой договор.
Утверждения о том, что информирование о предстоящем сокращении штата выборного профсоюзного органа произведено ответчиком не надлежащим образом - не состоятелны, поскольку в соответствии со ст. 38 вышеназванного Закона, ответчик в письменной форме проинформировал профсоюзный орган 02.02.2011 г. о расторжении служебных контрактов и с другими гражданскими служащими в случае их отказа от предложенных должностей согласно утвержденному штатному расписанию, то есть проинформировал о предстоящем сокращении должностей, соответственно и должности истицы.
При этом, как видно из материалов дела иные сотрудники отдела, в том числе <ФИО> 3 также были предупреждены 02.02.2011 года о сокращении должностей государственной гражданской службы (л.д.56-65).
Другие доводы жалобы, в частности о том, что судом не учтены указания судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 20 июля 2011 года, необоснованно сделана на ссылка на то, что исковое заявление построено на требованиях норм трудового законодательства, не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Судебная коллегия находит, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального права не допущено, в связи с чем, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Адыге-Хабльского районного суда КЧР от 07 сентября 2011 года по гражданскому делу по исковому заявлению Меремуковой С.Ю. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №4 по Карачаево-Черкесской Республике о восстановлении на работе - оставить без изменения, кассационную жалобу Меремуковой С.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: