об отказе в назначении и выплате пенсии по инвалидности и возложении соответствующей обязанности



Судья Коркмазова Л.А.                                                                                  Дело № 33-598/2011

                                КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск                                                                            05 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Болатчиевой А.А.

судей Карасовой Н.Х. и Сыч О.А.

при секретаре Дружбиной И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лихоманова Р.А. к Прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным решения об отказе в назначении и выплате пенсии по инвалидности и возложении соответствующей обязанности

по кассационной жалобе Лихоманова Р.А. на решение Черкесского городского суда КЧР от 02 августа 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Карасовой Н.Х., объяснения Лихоманова Р.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя Прокуратуры КЧР Псху А.Р., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

     Лихоманов Р.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что с 09 сентября 2010 года является инвалидом третьей группы, причина инвалидности «общее заболевание», был уволен из органов прокуратуры КЧР 21 сентября 2010 года по собственному желанию. 19 октября 2010 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, однако ему было отказано в связи с тем, что причиной инвалидности является общее заболевание. Считая, что инвалидность им получена в период службы, просил решение об отказе в назначении пенсии по инвалидности признать незаконным, возложить на прокуратуру КЧР обязанность по назначению пенсии и ее выплате.

    Решением Черкесского городского суда от 02 августа 2011 года в удовлетворении исковых требований Лихоманова Р.А. отказано.

В кассационной жалобе Лихоманов Р.А. просит отменить данное решение и передать дело на новое рассмотрение, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, суд не обосновал в своем решении, почему он принял одни положения закона и отверг другие, поскольку суд изложил п.7 (абз.1,6) Постановления Правительства от 12 августа 1994 г. № 942 в той части, что прокурорам и следователям, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, пенсии по инвалидности назначаются на условиях и размерах, установленных п.«а»ст.21 и п.«а»ст.22 Закона от 12.02.1993 года №4468-1, тогда как он ссылался в иске на абз.3,4 п.7 Постановления Правительства №942, согласно которому прокурорам и следователям, признанным инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры, пенсии назначаются на условиях и в размере, предусмотренном п.«б»ст.21 и п.«б»ст.22 указанного Закона. По мнению истца, законодатель в данном случае не указывает причину получения инвалидности, а ссылается на получение инвалидности в период прохождения службы в органах прокуратуры, выводы суда о получении им инвалидности по общему заболеванию неверны в силу того, что он получил инвалидность в период прохождения службы в органах прокуратуры.

    Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

       Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Лихоманов Р.А. <дата> был принят в органы прокуратуры КЧР на должность следователя прокуратуры Урупского района и был уволен с этой должности <дата> по собственному желанию (л.д.21,22).

<дата> истец вновь был принят в органы прокуратуры на должность помощника прокурора Зеленчукского района КЧР (л.д.23). Приказом №149 от 21 сентября 2010 года истец освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры КЧР по собственному желанию на основании ст.ст.77 п.3, 80 Трудового Кодекса РФ (л.д.6, 19,20).

<дата> ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» истцу была установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности «общее заболевание» (л.д.5).

19 октября 2010 года истец обратился к прокурору КЧР с заявлением о назначении пенсии по инвалидности на основании Закона РФ от 12.02.2003 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей» (л.д.7).

Прокуратурой КЧР в назначении пенсии по инвалидности истцу отказано со ссылкой на то, что он не является инвалидом вследствие военной травмы или инвалидом вследствие заболевания, полученного в период военной службы (л.д.9).

Считая данный отказ незаконным, Лихоманов Р.А. обратился с иском в суд о признании его незаконным и обязании ответчика произвести назначение и выплату пенсии.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не относится к категории лиц, указанных в ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей," и пришел к выводу о правомерности отказа прокуратуры в назначении истцу пенсии.

Данный вывод суда является правильным, основанным на нормах закона и фактических обстоятельствах дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Закона РФ N 2202-1 от 17.01.1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, установлены формулировки причин инвалидности для данной категории прокурорских работников в зависимости от наличия причинно-следственной связи имеющегося повреждения здоровья с исполнением служебных обязанностей.

В силу пункта 7 (абз.1) названного Положения прокурорам и следователям, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, пенсии по инвалидности назначаются на условиях и в размерах, установленных пунктом "а" статьи 21 и пунктом "а" статьи 22 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Из положений пункта "а" статьи 21 указанного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 следует, что прокуроры и следователи, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, отнесены к инвалидам вследствие военной травмы.

Согласно абз.3 п.7 вышеназванного Положения прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры, признанным инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры, пенсии назначаются на условиях и в размерах, предусмотренных пунктом "б" статьи 21 и пунктом "б" статьи 22 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Группа и причина инвалидности, а также время, когда она наступила, устанавливаются медико-социальными (врачебно-трудовыми) экспертными комиссиями.

Пунктом "б" статьи 21 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определен круг лиц, относящихся к числу инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы) - лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

При этом указано, что обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

Статьей 22 Закона закреплен порядок установления размера пенсии по инвалидности.

Таким образом, пенсия по инвалидности на основании названных положений может быть назначена инвалидам вследствие военной травмы и инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы.

Как следует из ст. 20 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом. Пунктом 14 Правил предусмотрено, что в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Аналогичные положения содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", в частности, в пункте 20.

Поскольку при обращении в учреждение медико-социальной экспертизы, истец не представил документов, подтверждающих причинную связь заболевания, повлекшего инвалидность, с прохождением службы, причина инвалидности указана как "общее заболевание".

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о правомерности отказа прокуратуры в назначении и выплате пенсии по инвалидности являются обоснованными, так как установленная причина инвалидности Лихоманова Р.А. - «общее заболевание».

Как следует из материалов дела доказательств представления истцом в прокуратуру КЧР и учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих причинную связь заболевания, повлекшего инвалидность, с прохождением службы, не имеется и в судебном заседании такие данные Лихомановым Р.А. не приведены.

На основании установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, правильно сослался на абз. 6 п.7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, согласно которому прокурорам и следователям, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, пенсии по инвалидности назначаются на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Не имеют правового значения для разрешения заявленных истцом требований и указание им в жалобе на то, что законодатель в случае, предусмотренном п. «б» ст.21 и п. «б» ст.22 Закона от 12.02.1993 года №4468-1, не указывает причину получения инвалидности, а ссылается на получение инвалидности в период прохождения службы в органах прокуратуры. Доказательства получения истцом инвалидности в период прохождения службы в органах прокуратуры отсутствуют, заключение медико-социальной экспертизы истцом не оспаривается.

При этом всем доказательствам, представленным истцом в обоснование своих требований, судом дана должная оценка и оснований для пересмотра этих выводов суда судебная коллегия не усматривает.

Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, они не содержат дополнительной аргументации, не опровергают выводы суда первой инстанции и направлены на переоценку установленных судом и приведенных в оспариваемом судебном акте обстоятельств.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит, что нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

                     О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черкесского городского суда от 02 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Лихоманова Р.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи