о взыскании денежных средств, потраченных на стационарное лечение



Судья Лепшоков Р.А. Дело № 33-733/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    23 декабря 2011 года г.Черкесск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего: Гришиной С.Г.

судей Дубовцевой А.Н., Болатчиевой А.А.

при секретаре Калмыковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вешкина С.А. на решение Черкесского городского суда КЧР от 3 ноября 2011 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Черкесска в интересах Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования КЧР к Вешкину С.А. о взыскании денежных средств, потраченных на стационарное лечение.

    Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дубовцевой А.Н., прокурора Мурадову А.Ю., представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования КЧР Левченко Е.А. и ЗАО <М.> Ногайлиева К.И., полагавших, что оснований для отмены судебного акта не имеется, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Черкесска обратился в суд с иском к Вешкину С.А., в котором просил взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации в лице Карачаево-Черкесского Республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования денежные средства в сумме <...> руб., затраченные на стационарное лечение граждан <Б.> и <Л.>

В обоснование заявления прокурор указал, что приговором Черкесского городского суда от 2 февраля 2011 года Вешкин С.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ – нарушение лицом, управляющем автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. В результате ДТП гражданам <Б.> и <Л.> были причинены телесные повреждения, в связи с чем в период с 28 августа 2010 года по 13 октября 2010 года они находились на стационарном лечении в Карачаево-Черкесской республиканской клинической больнице и на их лечение было затрачено <...> руб.

Прокурор города Черкесска просил суд взыскать указанные средства с виновника ДТП Вешкина С.А. в пользу Российской Федерации в лице Карачаево-Черкесского Республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1973 года «О возмещении средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от умышленных преступных действий» и ст.67 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Решением Черкесского городского суда от 3 ноября 2011 года исковые требования прокурора города Черкесска были удовлетворены, с Вешкина С.А. в пользу Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики было взыскано <...> руб. и государственная пошлина в размере <...> руб.

В кассационной жалобе Вешкин С.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора города Черкесска по тем основаниям, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, неправильно истолковал закон, судебное решение является немотивированным, исковое заявление подано ненадлежащим лицом.

Возражений на кассационную жалобу не поступило.

Проверив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, 28 августа 2010 года ответчик Вешкин С.А., управляя автомобилем ВАЗ 2107, регистрационный номер №..., следуя по ул.Кавказской в г.Черкесске, нарушил Правила дорожного движения, в результате чего совершил столкновение с автомобилем ВАЗ 2114, транзитные номера <...> под управлением <П.>., в связи с чем пассажирам автомобиля ВАЗ 2107 <Б.>. и <Л.> был причинен тяжкий вред здоровью.

Приговором Черкесского городского суда от 2 февраля 2011 года Вешкин С.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ - нарушение лицом, управляющем автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

В период с 28 августа по 13 октября 2010 года <Б.> и <Л.> находились на стационарном лечении в Карачаево-Черкесской республиканской клинической больнице. Лечебным учреждением на их лечение было затрачено <...> – на лечение <Б.> <...> руб. и на лечение <Л.> <...> руб. (л.д. 123, 159, 161-162).

Оплату указанного лечения произвело Закрытое акционерное общество <...> - ЗАО <М.> перечислив в РГЛПУ «Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница» в октябре-ноябре 2010 года <...> руб. из средств обязательного медицинского страхования (л.д. 111-114), оплатив в том числе и лицевые счета <Б.> и <Л.> (л.д. 123).

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскал с виновника ДТП Вешкина С.А. денежные средства, затраченные на лечение пострадавших от ДТП <Б.> и <Л.>

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом по следующим основаниям.

На момент возникновения правоотношений, послуживших предметом судебного разбирательства, действовал Закон РФ от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» (далее Закон), согласно ст.1 которого обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст.2 вышеназванного Закона для неработающего населения страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно ст.12 Закона финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Статья 28 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» устанавливает, что страховая медицинская организация имеет право требовать от юридических и физических лиц, ответственных за причиненный вред здоровью гражданина, возмещение ей расходов в пределах суммы, затраченной на оказание застрахованному медицинской помощи.

Материалами дела установлено, что <Б.> и <Л.> на момент ДТП являлись неработающими гражданами. При этом из лицевых счетов пациентов видно, что у <Б.> имелся страховой полис обязательного медицинского страхования №..., у <Л.>№..., выданные филиалом ЗАО <М.> в г.Черкесске (л.д. 109-110).

В силу ст.2 Закона страхователем неработающих <Б.>. и <Л.> выступало Правительство КЧР, осуществляющее отчисления на обязательное медицинское страхование указанных граждан в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования КЧР.

В соответствии со ст.2 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» одним из субъектов медицинского страхования является страховая медицинская организация - юридическое лицо, осуществляющее медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Права и обязанности страховой медицинской организации установлены ст.15 Закона, в соответствии с которой страховая медицинская организация обязана осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе; осуществлять возвратность части страховых взносов страхователю или застрахованному, если это предусмотрено договором медицинского страхования. Страховые медицинские организации для обеспечения устойчивости страховой деятельности создают резервные фонды.

Согласно ст.26 Закона отношения субъектов медицинского страхования регулируются Законом, законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами, а также условиями договоров, заключенных между субъектами медицинского страхования.

Исходя из толкования указанной нормы (ст.26 Закона) оплата медицинской помощи производится на основе договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, заключаемого медицинским учреждением и страховщиком, и может осуществляться в двух вариантах: оплата территориальным фондом обязательного медицинского страхования медицинских услуг, оказанных медицинскими учреждениями, и оплата медицинских услуг страховой медицинской компанией, которая получает средства от территориального фонда обязательного страхования на основе сведений о заключенных договорах страхования и в соответствии с дифференцированным среднедушевым нормативом финансирования ОМС.

Взаимодействие фонда обязательного медицинского страхования с медицинской страховой организацией регламентируется договором о финансировании обязательного медицинского страхования.

Согласно имеющейся в деле копии Устава ЗАО <М.> является страховой медицинской организацией, одним из предметов деятельности которого является осуществление обязательного и добровольного медицинского страхования (л.д. 69-90).

1 января 2010 года Территориальным фондом обязательного медицинского страхования КЧР (Фондом) и ЗАО <М.> (Страховщиком) был заключен договор № 32\СМО\10 (л.д. 124-129). В соответствии с п.1.2 указанного договора Фонд принимает на себя обязательства по финансированию деятельности Страховщика в объеме зачисленных финансовых средств по заключенным им договорам обязательного медицинского страхования граждан, а Страховщик – использовать полученные финансовые средства в соответствии с их целевым назначением и условиями договора. Согласно п. 2.11 договора Страховщик образует из полученных от Фонда средств необходимые для предстоящих выплат резервы. В частности, в резерв оплаты медицинских услуг направляются финансовые средства, формируемые Страховщиком для оплаты предстоящей медицинской помощи застрахованным гражданам, как остаток средств, не истраченных на оплату медицинских услуг в текущем периоде.

То есть по условиям договора Страховщик (ЗАО <М.> не вправе использовать поступившие от Фонда (Территориального фонда обязательного медицинского страхования) денежные средства по своему усмотрению или на свои нужды, а только на оплату медицинских услуг по договорам обязательного медицинского страхования граждан либо на создание резерва.

На основании договора ЗАО <М.> и РГЛПУ «Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница» на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию (л.д. 64-68) ЗАО <М.> перечислил РГЛПУ «Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница» в октябре –ноябре 2010 года денежные средства обязательного медицинского страхования в сумме <...> руб., что подтверждено копиями платежных поручений № №..., №... и №... (л.д. 111-113), оплатив в том числе лицевые счета <Б.> на сумму <...> руб. (л.д. 159) и <Л.> на сумму <...> руб. (л.д. 161-162).

Исходя из условий договора №32\СМО\10 от 1 января 2010 года, заключенного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования КЧР и ЗАО <М.> в случае, если бы указанные средства не были перечислены за лечение гр-н <Б.> и <Л.>., они были бы зачислены в резерв средств обязательного медицинского страхования. То есть фактически убытки, связанные с лечением пострадавших в ДТП граждан, были причинены Территориальному фонду обязательного медицинского страхования КЧР.

Анализируя вышеприведенные нормы Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», пп.4.1 п.4 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, зарегистрированных в Минюсте РФ <дата> N 5359, можно сделать вывод, что фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, ТФОМС финансирует страховую медицинскую организацию за счет государственных средств и вправе требовать возмещения затраченных государственных средств. Следовательно, Территориальный фонда обязательного медицинского страхования КЧР вправе предъявить регрессный иск к физическому лицу, ответственному за причиненный вред здоровью гражданина в пределах сумм, затраченных на оказание медицинской помощи, поскольку взысканные средства поступят в систему обязательного медицинского страхования и будут потрачены на нужды обязательного медицинского страхования.

Таким образом, довод кассационной жалобы о том, что иск предъявлен ненадлежащим истцом, несостоятелен, так как с регрессным иском вправе обратиться как страховая медицинская организация, в данном случае ЗАО <М.> так и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования КЧР. Поскольку ЗАО <М.> было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица и его представитель пояснил, что не намерен предъявлять иск к Вешкину С.А., в соответствии с ч.4 ст.430 ГК РФ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования КЧР является надлежащим истцом.

Также несостоятелен и довод кассационной жалобы об отсутствии права прокурора предъявлять иск в интересах Территориального фонда обязательного медицинского страхования КЧР – в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, финансовые средства которого являются федеральной (государственной) собственностью, прокурор вправе обратиться с регрессным иском о взыскании с виновных денежных средств в интересах государства.

Вопреки доводам кассационной жалобы, суд первой инстанции правильно применил Закон РФ от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», а не Федеральный закон от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в РФ», поскольку в силу ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Так как правоотношения возникли в августе –октябре 2010 года, применению подлежал закон от 28 июня 1991 года.

Таким образом, разрешая данный спор, суд свои выводы мотивировал в судебном решении со ссылкой на исследованные в судебном заседании доказательства, нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, и правильно установив обстоятельства, имеющие значения для дела, постановил законное и обоснованное решение.

Выводы суда по обстоятельствам, имеющим значение для разрешения спора, основаны на правильном применении положений законодательства об обязательном медицинском страховании, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с правилами, установленными ст.67 ГПК РФ.

Поскольку обстоятельства, которые могли бы в силу ст.362 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения по доводам кассационной жалобы не установлены, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 3 ноября 2011 года оставить без изменения, а жалобу Вешкина С.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: