Судья Коркмазова Л.А. Дело № 33-663/11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2011 года г. Черкесск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Матакаевой С.К.
судей Дзыба З.И., Шишкина И.В.
при секретаре Шохиной Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства здравоохранения и курортов КЧР, Правительства КЧР на решение Черкесского городского суда от 16 сентября 2011 года по гражданскому делу по иску Прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер», Министерству здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности по приведению деятельности РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дзыба З.И., объяснения представителя Правительства КЧР Биджиева Д.Х-А., представителя Министерства здравоохранения и курортов КЧР Аджиева А.С., поддержавших доводы жалоб, возражения на жалобы представителя РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» Байдаева А.Ю., мнение прокурора Псху А.Р., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» (далее по тексту - Диспансер), Министерству здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия Правительства КЧР, Министерства здравоохранения и курортов КЧР, выразившегося в принятии недостаточных мер для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер»; об обязании Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Министерства здравоохранения и курортов КЧР в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять все предусмотренные законом меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер»; об обязании РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» обеспечить деятельность диспансера в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что при проведении проверки деятельности Диспансера по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены грубые нарушения, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Данные нарушения отражены в актах проверок деятельности Диспансера, проведенных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в КЧР.
Решением Черкесского городского суда от 16 сентября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерства здравоохранения и курортов КЧР ставится вопрос об отмене решения суда в части признания бездействия Министерства незаконным и обязании Министерства принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» за недоказанностью вины.
В кассационной жалобе Правительства КЧР ставится вопрос об отмене решения суда в части признания незаконным бездействия Правительства КЧР, выраженного в принятии недостаточных мер для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер», обязании Правительства КЧР принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер», приняии в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований Прокурора КЧР к Правительству КЧР за недоказанностью вины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Проверкой, проведенной Прокурором КЧР, установлено, что здания, в котором расположены стационар и поликлиника РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер», находятся в неудовлетворительном санитарном и техническом состоянии. Так, Диспансер размещается в помещении 1937 года постройки, расположенном в 45 метрах от жилой застройки, в непосредственной близости от городского рынка. Здание Диспансера нуждается в капитальном ремонте. Палаты стационара переполнены больными, на одного больного в среднем приходится по 2,75 кв.м. Указанные нарушения не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Из Справки главного врача РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» от 01.02.2010 г. о состоянии физиатрической службы в КЧР, адресованной Министру здравоохранения и курортов КЧР, следует, что заболеваемость внелегочными формами туберкулеза на 100 000 населения в 2009 г. по КЧР составила 3,5 чел, по РФ – 2,7 чел. Процент смертности лиц, состоящих на учете менее года, к общему числу умерших от туберкулеза, в 2009 г. составил по КЧР 21,7, по РФ – 20,8. В Справке констатируется неудовлетворительное состояние зданий Диспансера, ставится вопрос об улучшении положения деятельности Диспансера на Правительственном уровне.
01 июня 2010 года прокурором КЧР в адрес Председателя Правительства КЧР было направлено представление с требованием устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в работе Диспансера.
14 июля 2010 года на представление был получен ответ, из которого следует, что в 1999 году Правительством КЧР для Диспансера приобретено здание по адресу г. Черкесск, ул. Ленина, 304-а. До 2009 года проводилась реконструкция указанного здания, в связи с чем из средств федерального и республиканского бюджета было затрачено 116782,4 тыс. рублей. Из данного письма следует, что изыскиваются средства в сумме 1 500 рублей для подключения Диспансера к электрическим сетям в 3 декаде октября 2010 года.
В ходе рассмотрения дела судом поликлиническое отделение Диспансера было переведено в новое здание по ул. Ленина, 304-а, стационар остался в старом здании.
Проверками, проведенными Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в КЧР в сентябре 2010 г, в январе 2011 г., в марте 2011 г. в Диспансере выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52 –ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
При эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность, эксплуатацию зданий, сооружений в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (часть 1 статьи 24 № ФЗ-52).
Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.
За нарушение санитарного законодательства в силу статьи 55 ФЗ-52 устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 ФЗ-52 понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Полно установив юридически значимые обстоятельства по делу, правильно применив материальный закон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, т.к. ни Правительство КЧР в нарушение требований ст.6 Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан, ФЗ- 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.20 Закона КЧР от 06 января 1998г № 371 -XX11 «О Правительстве КЧР», ни Министерство здравоохранения и курортов КЧР, являясь исполнительным органом государственной власти в КЧР, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области здравоохранения и курортов, ссылаясь на наличие Федеральной и Республиканской целевых программ, не предприняли до настоящего времени все предусмотренные законом меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер», по обеспечению деятельности РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Довод кассационной жалобы Министерства здравоохранения и курортов КЧР о том, что принимаются все возможные меры для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер», является несостоятельным. Судом первой инстанции установлено, что принимаемые Министерством меры недостаточны, нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в Диспансере не устраняются в течение длительного периода времени.
Довод кассационной жалобы Правительства КЧР о том, что Правительство КЧР является ненадлежащим ответчиком по делу, признается неубедительным. Согласно ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся, в частности, защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Других доводов, влекущих отмену состоявшегося судебного акта, кассационные жалобы Министерства здравоохранения и курортов КЧР и Правительства КЧР не содержат.
Поскольку судом первой инстанции были правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, спор разрешен с правильным применением норм процессуального и материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалоб.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Черкесского городского суда от 16 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства здравоохранения и курортов КЧР и Правительства КЧР - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи