о приобретении и предоставлении жилого помещения



Судья Лепшоков Р.А.          Дело №33-724/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Черкесск                          15 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Байрамуковой И.Х.,

судей Сыч О.А., Карасовой Н.Х.,

при секретаре судебного заседания Курговой А.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 декабря 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Айсановой В.Н. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения

по кассационной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда КЧР от 01 ноября 2011 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Байрамуковой И.Х., объяснения представителя Министерства образования и науки КЧР Узденовой З.Ш., действующей на основании доверенности №... от 22.03.2011г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения истицы Айсановой В.Н., просившей решение суда оставить без изменения, мнение прокурора Псху А.Р., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд в защиту прав и законных интересов Айсановой В.Н. с исковым заявлением к Министерству образования и науки КЧР и Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о приобретении и предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Айсанова В.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, в силу норм Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятого в соответствии с ним Закона Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике». Приказом Министерства образования и науки КЧР от <дата> №... Айсанова В.Н. поставлена на учёт для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, денежные средства на данные цели ей также не выделялись. Жилое помещение за Айсановой В.Н. не зарегистрировано. <данные изъяты> В связи с этим прокурор просил суд: обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Айсановой В.Н. в Прикубанском муниципальном районе за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже норм предоставления, установленных в Прикубанском муниципальном районе; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретённое для Айсановой В.Н. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Айсановой В.Н. договор социального найма без ограничения сроком и передать его ей в постоянное пользование.

В судебном заседании прокурор Мурадова А.Ю. просила суд удовлетворить иск и обязать ответчиков предоставить Айсановой В.Н. жилое помещение в <адрес>.

Истица Айсанова В.Н. в судебное заседание не явилась, в поданном суду письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие и удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР Узденова З.Ш. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.

Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов КЧР в суд не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 01 ноября 2011 года постановлено обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа в <адрес>, общей площадью не менее норм предоставления, установленных в <...> муниципальном районе КЧР, для одного человека, для последующего предоставления этого жилого помещения Айсановой В.Н.; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Айсановой В.Н. по бессрочному договору социального найма приобретённое для неё благоустроенное жилое помещение в <...> муниципальном районе КЧР и передать ей это помещение в постоянное пользование.

В кассационной жалобе представитель Министерства образования и науки КЧР Узденова З.Ш. просит указанное решение суда отменить ввиду того, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, представитель ответчика, ссылаясь на статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что удовлетворение исковых требований о предоставлении Айсановой В.Н. жилья вне очереди, нарушает права других лиц, таких же, как Айсанова В.Н., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Айсанова В.Н. имеют право на получение жилья вне очереди.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ в Карачаево-Черкесской Республике принят Закон КЧР № 83-РЗ от 16.12.2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» (далее - Закон КЧР №83-РЗ).

Согласно ст.1 Закона КЧР №83-РЗ на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.

В силу ст.2 Закона КЧР №83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.

<...>

<...>

Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции посчитал, что истица Айсанова В.Н. имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обжалуя вынесенное судом решение, представитель ответчика(также как и в суде первой инстанции) не оспаривает нуждаемость Айсановой В.Н. в обеспечении жилым помещением и ее право на получение жилья в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, а также того, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Кассатор ссылается лишь на то, что удовлетворением требований о предоставлении Айсановой В.Н. жилья вне очереди нарушаются права других лиц, таких же, как Айсанова В.Н., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Айсанова В.Н., имеют право вне очереди получить жилье.

Однако, данные доводы не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди.

Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет.

Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылки кассационной жалобы на ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Айсановой В.Н., а равно - действий прокурора, связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом.

Как уже отмечалось ранее, ответчик принял Айсанову В.Н. на учет как относящуюся к категории лиц, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом КЧР №83-РЗ от 16.12.2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», признав ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением; право Айсановой В.Н. на получение жилья в соответствии с указанными правовыми актами, а также того, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения, равно как и сам факт нуждаемости в жилом помещении, в судебном заседании не оспаривал.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных прокурором требований о предоставлении Айсановой В.Н. жилого помещения.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что, разрешая вопрос о месте предоставления жилого помещения Айсановой В.Н., суд первой инстанции не в полной мере учел вышеприведенные требования ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также требования п.3 ст.1 Закона КЧР от 16.12.2008 N 83-РЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республики", в силу которых указанным в данных Законах категориям граждан должны предоставляться жилые помещения по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. При этом предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно находиться в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства, месту регистрации рождения либо месту последнего проживания в случае, если место рождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) находится за пределами Российской Федерации. В случае согласия лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя, жилое помещение может быть предоставлено в любом другом муниципальном образовании Карачаево-Черкесской Республики, за исключением муниципального образования город Черкесск.

Исходя из буквального содержания приведенных норм, они не предполагают возможности возложения на уполномоченный орган обязанности предоставить жилое помещение в любом месте(кроме г.Черкесска) по усмотрению получателя жилья.

По смыслу п.3 ст.1 Закона КЧР от 16.12.2008 N83-РЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республики" предоставление жилого помещения в ином, чем прямо предусмотрено законом месте, является не обязанностью, а правом уполномоченного органа, реализуемым с согласия получателя жилья.

Соответственно вывод суда первой инстанции о возможности возложения на ответчиков обязанности предоставить Айсановой В.Н. жилое помещение в любом месте по ее выбору (кроме г.Черкесска) не основан на законе.

<...>

Из материалов дела также следует, что прокурор, обращаясь в суд с исковым заявлением, просил суд обязать ответчиков приобрести для Айсановой В.Н. жилое помещение в <...> муниципальном районе, общей площадью не ниже норм предоставления, установленных в Прикубанском муниципальном районе и передать ей это помещение в постоянное пользование.

В силу ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, включая право изменения основания или предмета поданного им искового заявления, при этом, по смыслу части 3 ст.39, ст.131 ГПК РФ, указанные изменения должны быть оформлены в письменном виде и вручены лицам, участвующим в деле.

Между тем, прокурором изменения исковых требований не были оформлены в порядке, предусмотренном ст.ст.39,131 ГПК РФ(в письменном виде), были заявлены им устно в последнем судебном заседании, однако рассмотрены судом и удовлетворены, т.е. суд первой инстанции рассмотрел спор(в части места предоставления жилого помещения) не по заявленным прокурором исковым требованиям, указанным им в иске, а по измененным требованиям, которые не были приняты судом в установленном процессуальным законом порядке. В связи с этим, не может расцениваться как соответствующее требованиям ст.ст.39,131 ГПК РФ и заявление Айсановой В.Н.(л.д.85), которое также не было принято судом в установленном процессуальным законом порядке.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что вывод суда первой инстанции в части места предоставления жилого помещения, а именно - возложения на ответчиков обязанности по обеспечению Айсановой В.Н. жилой площадью в <адрес>, нельзя признать соответствующим закону, поскольку он сделан в нарушение вышеназванных правовых норм, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ является основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.

При этом, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда в указанной части, не передавая дело на новое рассмотрение(абз. 4 ст.361 ГПК РФ).

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения, поскольку ее доводы не содержат каких-либо обстоятельств или правовых оснований, которые могли бы являться поводом к отмене или изменению обжалуемого решения. Доводы жалобы фактически сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с оценкой указанных обстоятельств, произведенной судом в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196, 198 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.361,362, 363, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 01 ноября 2011 года изменить, изложив абзацы второй и третий резолютивной части решения суда в следующей редакции:

«Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Айсановой В.Н. в Прикубанском муниципальном районе за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже норм предоставления, установленных для одного человека в <данные изъяты> муниципальном районе.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретённое для Айсановой В.Н. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Айсановой В.Н. договор социального найма без ограничения сроком и передать это помещение Айсановой В.Н. в постоянное пользование».

В остальной части решение Черкесского городского суда КЧР от 01 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: