о возмещении морального вреда



Судья Туаршев Я.А.                            Дело № 33-40-12

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Черкесск                              1 февраля 2012 года                         

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

    председательствующего Гришиной С.Г,

    судей Дзыба З.И., Шишкина И.В.

    при секретаре Лайпанове И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации на решение Адыге-Хабльского районного суда от 7 декабря 2011 года по делу по исковому заявлению Змиенко В.Е. к Министерству Финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда.

    Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Дзыба З.И., доводы представителя Министерства Финансов Российской Федерации Байрамуковой Л.М. в поддержку кассационной жалобы, заключение прокурора Мурадовой А.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Змиенко В.Е. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в сумме <...> рублей, причиненного ему в результате незаконного привлечения его к уголовной ответственности, незаконного содержания под стражей     в течение 2 дней, применении к нему незаконной меры пресечения в виде подписки о невыезде в течение одного года двух месяцев и 21 дня, незаконного отстранения от должности. Истец также просил взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере <...> рублей. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что работал в должности начальника территориального пункта ОФМНС России по КЧР в Адыге-Хабльском районе, 21.01.2010 г. в отношении него было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 290 УК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления, за ним признано право на реабилитацию. По мнению истца, незаконным привлечением его к уголовной ответственности ему причинен моральный вред, компенсацию которого он просил взыскать с ответчика.

    Решением Адыге-Хабльского районного суда от 7 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены в части. С Министерства Финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Змиенко В.Е. в порядке реабилитации в счет компенсации морального вреда взыскано <...> рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере <...> рублей.

    В кассационной жалобе Управления Федерального казначейства КЧР, поданной по доверенности в интересах Минфина РФ, ставится вопрос об отмене решения суда, принятию по делу нового судебного акта, поскольку Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по данному делу; кроме того, истцом не представлено суду достаточных доказательств причинения ему морального вреда.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу судебного акта.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 150 Гражданского кодекса РФ к нематериальным благам относятся, в том числе, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства.

Согласно ст. 1100 Гражданского кодекса РФ, компенсация морального вреда в связи с требованием о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде осуществляется независимо от вины причинителя вреда и независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с этим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Поскольку моральный вред был причинен истцу в результате уголовного преследования, осуществлявшегося органами, финансируемыми из федерального бюджета, суд пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности по возмещению причиненного истцу морального вреда на Министерство финансов РФ за счет казны Российской Федерации. В связи с указанным, довод кассационной жалобы о том, что Минфин РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, признается основанным на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

Как следует из дела, Змиенко В.Е. работал в должности начальника территориального пункта ОФМНС России по КЧР в Адыге-Хабльском районе.

     21.01.2010 г. в отношении него было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч.4 ст.290 УК РФ (получение взятки). В тот же день он был задержан в порядке ст. 91, 92 УПК РФ, 22.01.2010 г. судом в отношении него была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

    Змиенко В.Е. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 290 УК РФ. Постановлением следователя от 01.02.2010 г. он был временно отстранен от занимаемой должности начальника территориального пункта ОФМНС России по КЧР в Адыге-Хабльском районе.

Приговором Адыге-Хабльского районного суда от 28.02. 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда КЧР от 12.04.2011 года, Змиенко В.Е. был оправдан по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 290 УК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления, за ним признано право на реабилитацию.

В общей сложности Змиенко В.Е. содержался под стражей в течение 2 дней, мера пресечения в виде подписки о невыезде применялась к нему в течение одного года двух месяцев и 21 дня, он был незаконно отстранен от должности.

С учетом указанного, в соответствии с положениями ст. ст. 16, 151, 1070, 1100 ГК РФ суд пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований о компенсации морального вреда по праву.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

В силу статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. N 10 размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд исходил из того, что истец являлся должностным лицом, в отношении него органами предварительного следствия было незаконно возбуждено и в дальнейшем направлено в суд уголовное дело по факту получения им взятки; информация о совершении Змиенко В.Е. преступления с разрешения следствия до вынесения приговора была размещена в газете «День Республики», в связи с чем стала достоянием широкого круга лиц, создала о нем мнение как о коррупционере и взяточнике; следствием он был незаконно заключен под стражу в течение 2 дней, а затем к нему незаконно была применена мера пресечения в виде подписки о невыезде; Змиенко В.Е. был незаконно отстранен от должности; возбуждение уголовного дела повлекло для Змиенко В.Е. расстройство здоровья, что подтверждено документами, исследованными судом.

Судебная коллегия полагает, что при определении размера компенсации морального вреда суд учел требования разумности и справедливости, характер причиненных Змиенко В.Е. нравственных страданий, а так же конкретные фактические обстоятельства дела, а поэтому сумма компенсации морального вреда, взысканная в пользу истца, уменьшению не подлежит.

Довод кассационной жалобы о том, что истец не представил суду доказательств причинения ему морального вреда, опровергается материалами дела.

    Поскольку судом первой инстанции были правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, спор разрешен с правильным применением норм процессуального и материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

    Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Решение Адыге-Хабльского районного суда от 7 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи