о приобретении и предоставлении жилого помещения



Судья Лепшоков Р.А.          Дело № 33-98/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Черкесск                    29 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Байрамуковой И.Х.,

судей Сыч О.А., Болатчиевой А.А.,

при секретаре судебного заседания Дружбиной И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 февраля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Черкесска в интересах Залепухина А.Ю. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения

по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда КЧР от 30 декабря 2011 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Байрамуковой И.Х., объяснения представителя Министерства образования и науки КЧР Узденовой З.Ш., истца Залепухина А.Ю., прокурора Псху А.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Черкесска обратился в суд в защиту прав и законных интересов Залепухина А.Ю. с исковым заявлением к Министерству образования и науки КЧР и Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о приобретении и предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Залепухин А.Ю., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, в силу норм Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятого в соответствии с ним Закона Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике». Постановлением главы г.Черкесска от 16.02.2000г. №... над несовершеннолетним Залепухиным А.Ю. была учреждена опека, опекуном назначен ФИО - дедушка несовершеннолетнего. Родители Залепухина А.Ю. лишены родительских прав решением Черкесского городского суда от 07 августа 2001 года. Приказом Министерства образования и науки КЧР от <дата> года №... Залепухин А.Ю. поставлен на учёт для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, денежные средства на данные цели ему также не выделялись. Жилое помещение за Залепухиным А.Ю. не зарегистрировано. В связи с этим прокурор просил суд: обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Залепухина А.Ю. в г.Черкесске за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже норм предоставления, установленных в г.Черкесске; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретённое для Залепухина А.Ю. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Залепухиным А.Ю. договор социального найма без ограничения сроком и передать его ему в постоянное пользование.

Определениями Черкесского городского суда от 04 октября 2011 года и от 29 ноября 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики и Мэрия муниципального образования г.Черкесска.

В судебном заседании прокурор Дзыба Р.Э. поддержала требования, изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Истец Залепухин А.Ю. также поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.

    Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР Узденова З.Ш. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие и отказать в удовлетворении исковых требований.

    Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, свою позицию по заявленному иску прокурора не выразил.

Представитель третьего лица - Министерства финансов КЧР в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Мэрии муниципального образования г.Черкесска в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 30 декабря 2011 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Судом постановлено обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа в городе Черкесске, общей площадью не менее норм предоставления, установленных в городе Черкесске, для одного человека, для последующего предоставления этого жилого помещения Залепухину А.Ю.; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Залепухину А.Ю. по бессрочному договору социального найма приобретённое для него благоустроенное жилое помещение в городе Черкесске и передать ему это помещение в постоянное пользование.

В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки КЧР Узденова З.Ш. просит указанное решение суда отменить ввиду того, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, представитель ответчика, ссылаясь на статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что удовлетворение исковых требований о предоставлении Залепухину А.Ю. жилья вне очереди, нарушает права других лиц, таких же, как Залепухин А.Ю., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Залепухин А.Ю. имеют право на получение жилья вне очереди.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР Узденова З.Ш. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.

Прокурор Псху А.Р. и истец Залепухин А.Ю. полагали решение суда законным и обоснованным, просили оставить его без изменения.

Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР и представитель третьего лица - Мэрии муниципального образования г.Черкесска в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель третьего лица - Министерства финансов КЧР в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ в Карачаево-Черкесской Республике принят Закон КЧР № 83-РЗ от 16.12.2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» (далее - Закон КЧР №83-РЗ).

Согласно ст.1 Закона КЧР №83-РЗ на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.

В силу ст.2 Закона КЧР №83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции посчитал, что истец Залепухин А.Ю. имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обжалуя вынесенное судом решение, представитель ответчика (также как и в суде первой инстанции) не оспаривает нуждаемость Залепухина А.Ю. в обеспечении жилым помещением и его право на получение жилья в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, а также того, что он принят на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесен в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Представитель ответчика ссылается лишь на то, что удовлетворением требований о предоставлении Залепухину А.Ю. жилья вне очереди нарушаются права других лиц, таких же, как Залепухин А.Ю., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Залепухин А.Ю., имеют право вне очереди получить жилье.

Однако данные доводы не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди.

Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет.

Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылки жалобы на ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Залепухина А.Ю., а равно - действий прокурора, связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом.

Как уже отмечалось ранее, ответчик принял Залепухина А.Ю. на учет как относящегося к категории лиц, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом КЧР №83-РЗ от 16.12.2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», признав его нуждающимся в обеспечении жилым помещением; право Залепухина А.Ю. на получение жилья в г.Черкесске в соответствии с указанными правовыми актами, а также того, что он принят на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесен в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения, равно как и сам факт нуждаемости в жилом помещении, в судебном заседании не оспаривал.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены принятого по делу судебного постановления. Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст.330 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 30 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики Узденовой З.Ш. - без удовлетворения.

Председательствующий     

Судьи: