Судья Коркмазова Л.А. Дело № 33-193/2012
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 мая 2012 года г. Черкесск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Байрамуковой И.Х.,
судей: Болатчиевой А.А., Сыч О.А.,
при секретаре Каракотове А.У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Косякова В.П., Семенова А.Д., Лагучева В.А. и Управления Пенсионного фонда России по КЧР на решение Черкесского городского суда КЧР от 15 февраля 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению Косякова В.П., Семенова А.Д. и Лагучева В.А. к ГУ ОПФР по КЧР и Управления труда и социального развития в Усть-Джегутинском районе о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячных выплат назначенной пенсии по инвалидности, вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Болатчиевой А.А., объяснения Косякова В.П., Лагучева В.А., представителей истцов Айбазовой Ш.З. и Тамбиевой Н.М., объяснения представителя Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского муниципального района Эзиевой А.А., представителей Государственного Учреждения ОПФР по КЧР Тамбиевой И.В., Айбазовой З.У., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Косяков В.П., Семенов А. Д. и Лагучев В. А. обратились с иском к ГУ ОПФР Управление в Усть-Джегутинском районе и ГУ ОПФР по КЧР о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячных выплат назначенной пенсии по инвалидности, вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В обоснование иска указали, что им в 1993-1994 годах была назначена пенсия по инвалидности в размере фактического ущерба, который был определен из расчета семикратной минимальной оплаты труда и надбавки за участие на Чернобыльской АЭС в размере 30% от минимальной пенсии. Истцы полагали, что пенсия по инвалидности была им назначена вопреки требованиям законодательства, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, а именно п. 1 ч.1 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС» и Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Истцы неоднократно уточняли свои исковые требования и в окончательной редакции просили:
- обязать ГУ ОПФР Управление в Усть-Джегутинском районе и ГУ ОПФР по КЧР произвести перерасчет пенсии по инвалидности исходя из среднемесячного заработка за период работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению с применением повышающих коэффициентов 6; 6,4; 2,5; 1,9; 1,9;1,8;1,8;1,3; 1,51; 1,2; 1,27;1,2;1,05; 1,15 с последующей индексацией согласно действующего законодательства за период с 1 февраля 2002 года и по настоящее время и выплатить истцам образовавшуюся задолженность по недополученным размерам пенсии по инвалидности;
- обязать Управление труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского района произвести перерасчет пенсии по инвалидности исходя из среднемесячного заработка за период работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению с применением повышающих коэффициентов 6; 6,4; 2,5; 1,9; 1,9; 1,8; 1,8; 1,3; 1,51; 1,2; 1,27; 1,2; 1,05; 1,15 с последующей индексацией согласно действующего законодательства за период с 2 марта 1996 года по 31 декабря 2001 года и выплатить истцам образовавшуюся задолженность по недополученным размерам пенсии по инвалидности;
-суммы задолженности по недополученным пенсиям взыскать за счет средств казны Российской Федерации.
В судебном заседании истцы Косяков В.П., Лагучев В.А., представитель истца Семенова А.Д. – Тамбиева Н.М., исковые требования поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда России по КЧР – Тамбиева И.В., Айбазова З.У., просили в удовлетворении требований отказать. В обоснование своей позиции указали, что истцами не учтены изменения законодательства в части установления пенсий, которые происходили в оспариваемый период времени. Кроме того, размер пенсии по инвалидности был рассчитан в точном соответствии с действовавшим в то время законодательством и был наиболее благоприятным для истцов.
Представитель ответчика Управления труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского района Эзиева А.А. просила в удовлетворении требований отказать.
Решением Черкесского городского суда от 15 февраля 2012 года исковые требования Косякова В.П., Семенова А.Д. и Лагучева В.А. были удовлетворены частично.
Суд первой инстанции возложил на ГУ ОПФР Управление в Усть-Джегутинском районе и ГУ ОПФР по КЧР обязанность произвести истцам перерасчет пенсии по инвалидности исходя из среднемесячного заработка за период работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению с применением повышающих коэффициентов 6; 6,4; 2,5; 1,9; 1,9; 1,8; 1,8; 1,3; 1,51; 1,2; 1,27; 1,2; 1,05; 1,15 с последующей индексацией согласно действующего законодательства за период с 1 февраля 2002 года и по настоящее время и выплатить истцам образовавшуюся задолженность по недополученным размерам пенсии по инвалидности за счет средств Казны Российской Федерации.
В удовлетворении требований истцов к Управлению труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского района о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по инвалидности исходя из среднемесячного заработка за период работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению с применением повышающих коэффициентов 6; 6,4; 2,5; 1,9; 1,9; 1,8; 1,8; 1,3; 1,51; 1,2; 1,27; 1,2; 1,05; 1,15 с последующей индексацией согласно действующего законодательства за период с 2 марта 1996 года по 31 декабря 2001 года и выплате образовавшейся задолженности по недополученным размерам пенсии по инвалидности за счет средств Казны Российской Федерации было отказано.
В апелляционной жалобе Семенов А.Д., Лагучев В.А., Косяков В.П., просили решение Черкесского городского суда от 15 февраля 2012 года в части отказа в удовлетворении требований к Управлению труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского района о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по за период с 2 марта 1996 года по 31 декабря 2001 года отменить и исковые требования, удовлетворить.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда РФ по КЧР (далее по тексту - Управление) просит решение суда первой инстанции в части возложения обязанности произвести перерасчет пенсии по инвалидности за период с 1 февраля 2002 года и по настоящее время отменить. В обоснование указывает, что судом допущены нарушения норм материального права, выразившиеся неправильном толковании законодательных актов, регулирующих назначении пенсии по инвалидности лицам, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В суде апелляционной инстанции представители Управления Тамбиева И.В., Айбазова З.У. поддержали доводы своей жалобы и просили решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении требований истцов.
В возражениях на апелляционную жалобу Управления, а также в процессе рассмотрения дела Лагучев В.А., Косяков В.П., просили решение суда первой инстанции в части возложения обязанностей по перерасчету пенсии по инвалидности оставить без изменения, указывая, что оно является законным и обоснованным.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, коллегия приходит к выводу о том, что решение Черкесского городского суда от 15 февраля 2012 года в части возложения обязанности на Управление произвести перерасчет пенсии по инвалидности истцам за период с 1 февраля 2002 года по настоящее время подлежит отмене в связи с неправильным толкованием норм материального права.
При этом коллегия считает необходимым вынести новое решение, не передавая дело на рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку обстоятельства имеющие значения для дела установлены на основании имеющихся доказательств.
Семенов А.Д., Лагучев В.А., Косяков В.П. являются инвалидами вследствие заболевания, полученного в связи с радиационным воздействием во время исполнения служебных обязанностей при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеют право на получение компенсаций и льгот, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (далее - Базовый закон) № 1244-1 был принят 15 мая 1991г.
Первая редакция этого закона не предусматривала выплату возмещения вреда лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и признанным впоследствии инвалидами вследствие заболеваний, явившимися результатом воздействия радиации.
Не содержалось такое правило и в законе СССР от 12 мая 1991 г. № 2146-1 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».
Базовым законом в первоначальной редакции было закреплено право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на получение доплаты до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, выплачиваемой предприятиями, учреждениями и организациями до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности (п. 5 ст. 14) и назначение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. При этом, по желанию этих граждан, пенсия могла быть исчислена из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения или зоне отселения. (ст. 29 раздел IV. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы).
Новая редакция Базового закона была принята 18 июня 1992 г.
Однако и в этой редакции закон не предусматривал выплату сумм возмещения вреда органами социальной защиты, а гражданами пострадавшим от Чернобыльской катастрофы и признанными инвалидами вследствие воздействия радиации, было предоставлено право на получение по выбору двух видов пенсии:
- пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством РФ, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда ;
- пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
При этом, в первом случае, пенсия могла быть исчислена из среднего фактического заработка без ограничения, рассчитанного в соответствии с действовавшими повышающими коэффициентами и кратностью тарифной ставки (оклада) за период работы до вывода из зоны по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зонах отчуждения или отселения или на поставарийной эксплуатации Чернобыльской АЭС; а во втором случае - из расчета среднего заработка без ограничения как пострадавшим от источника повышенной опасности и независимо от трудового стажа.
Впервые выплата возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, была предусмотрена Базовым законом в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ и введенного в действие в части возмещения вреда с 2 марта 1996 г.
В соответствии с п. 25 ст. 14 этой редакции Базового закона гражданам, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания, и признанные инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплата денежных сумм была возложена на органы социальной защиты населения.Кроме того, инвалиды-чернобыльцы имели право на назначение пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания (ст. 29 Закона).
Анализ содержания указанных редакций Базового закона позволяет сделать вывод о том, что пенсия по инвалидности, назначаемая ранее инвалидам-чернобыльцам в размере возмещения фактического ущерба, и определенная из среднего фактического заработка без ограничения, рассчитанного в соответствии с действовавшими повышающими коэффициентами и кратностью тарифной ставки за период работы до вывода из зоны по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зонах отчуждения или отселения до внесения изменений в п. 1 ч. 1 ст. 29 Базового Закона пенсия по инвалидности выполняла не свойственные ей функции, так как она фактически являлась выплатой, возмещающей причиненный вред.
Со 2 марта 1996 года (дата вступления в силу в этой части Федерального закона от 24 ноября 1995 года) пенсии по инвалидности возвращена ее изначальная социально - правовая природа - быть основным и постоянным источником средств к существованию для инвалидов - чернобыльцев. Кроме того, с учетом пункта 25 части первой статьи 14 новое законодательство, не снизило уровень социальной защиты, гарантируемый государством для граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как следует из материалов пенсионного дела Лагучева В.А. ему впервые пенсия по инвалидности была назначена 8 апреля 1993 года (том 3 л.д. 13), пересчитанная на основании его заявления 13 февраля 1995 года (том 3 л.д. 28), 15 июня 2001 года (том 3 л.д. 54), 23 июля 2001 года (том 3 л.д. 58). При этом как следует из распоряжения пенсионного отдела от 13 февраля 1995 года, для расчета пенсии за основу был принят заработок за период нахождения на Чернобыльской АЭС с применением всех повышающих коэффициентов на 1995 год (том 3. л.д. 27).
При таких обстоятельствах доводы Лагучева В.А. о нарушении ответчиком пенсионных прав истца опровергаются материалами дела и не могли быть приняты за основу при разрешении требований.
Косякову В.П. впервые пенсия по инвалидности была назначена 17 августа 1994 года (том 3 л.д. 127), пересчитывалась на основании его заявления 17 июня 1996 года (том 3 л.д. 144), 25 августа 1999 года (том 3 л.д. 153).
При этом, как следует из материалов пенсионного дела за основу был принят осовремененный заработок полученный за время работы на Чернобыльской АЭС (том 3 л.д. 146 на обороте, л.д. 147).
Семенову А.Д. впервые пенсия по инвалидности была назначена 25 сентября 1992 года, пересчитывалась по его заявлению 6 февраля 1995 года При этом как следует из распоряжения пенсионного отдела от 9 февраля 1995 года, для расчета пенсии за основу был принят заработок за период нахождения на Чернобыльской АЭС с применением всех повышающих коэффициентов на 1995 год (том 3. л.д. 254).
При таких обстоятельствах доводы Семенова А.Д. о нарушении ответчиком пенсионных прав истца также опровергаются материалами дела и не могли быть приняты за основу при разрешении требований.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что права истцов закрепленные в п. 1 ст. 29 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" о назначении гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, пенсии по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с законодательством, но не ниже пенсии, исчисленной из расчета семикратной суммы МРОТ на период назначения или перерасчета пенсии нарушены не были.
В дальнейшем в названный Закон вносились изменения. Согласно ФЗ N 179 от 24.11.1995 года из ст. 29 Закона было исключено правило о назначении пенсии в размере возмещения фактического ущерба.
При этом в п. 25 ст. 14 Закона в редакции ФЗ от 24.11.1995 года N 179 и от 07.09.2000 года N 122 было предусмотрено право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности в порядке, предусмотренном законодательством для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
Таким образом, пенсия по инвалидности в размере фактического ущерба в настоящее время трансформировалась в выплату в возмещение вреда здоровью, рассчитанную из условного заработка, которую истцы получают в настоящее время.
Доводы Управления о том, что истцами ошибочно отождествляются такие правовые категории как пенсия по инвалидности и пенсия по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, коллегия находит обоснованными. Пенсия по инвалидности устанавливалась на основании Закона РСФСР от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в РСФСР", тогда как пенсия по инвалидности в размере фактического ущерба устанавливалась на основании статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" в ред. Закона от 18.06.1992 N 3061-1. Данные пенсии исчислялись различными способами. Ни один из видов пенсии по инвалидности, рассчитанный по нормам Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", не определялся в процентах к утраченному заработку, соответствующих степени утраты профессиональной трудоспособности, в то время как пенсия по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба определялась в процентах, соответствующих степени утраты трудоспособности к заработку инвалида-чернобыльца.
Материалы пенсионных дел свидетельствуют о том, что с момента принятия Федерального закона от 24 ноября 1995 года пенсии истцам фактически были установлены по нормам пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации государственные пенсии, в частности их размеры, устанавливаются законом. Пенсия по инвалидности истцам были установлены в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года. Однако, в последующем применение Управлением законодательства, регулирующего возникшие правоотношения вопреки доводам истцов не повлекло снижение уровня социальной защиты, поскольку в совокупности с новой редакцией нормы пункта 25 части первой статьи 14 этого же Закона, государством было гарантировано возмещение вреда, вызванного повреждением здоровья вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истцов как к Управлению труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского района, так и к ГУ ОПФР по КЧР о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячных выплат назначенной пенсии по инвалидности, вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истцов о незаконности решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований к Управлению труда и социального развития администрации Усть-Джегутинского района о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по инвалидности исходя из среднемесячного заработка за период работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению с применением повышающих коэффициентов 6; 6,4; 2,5; 1,9; 1,9; 1,8; 1,8; 1,3; 1,51; 1,2; 1,27;1,2; 1,05; 1,15 с последующей индексацией согласно действующего законодательства за период с 2 марта 1996 года по 31 декабря 2001 года, коллегия находит несостоятельными.
Так, п. 1 ст. 29 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" предусматривающий назначение гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, пенсии по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, был изменен. Согласно ФЗ N 179 от 24.11.1995 года из ст. 29 Закона было исключено правило о назначении пенсии в размере возмещения фактического ущерба, в связи с чем оснований для удовлетворения иска и в этой части не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 328, ст. 329, п.3 ч.2 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Черкесского городского суда от 15 февраля 2012 года в части удовлетворения исковых требований Косякова В.П., Семенова А.Д. и Лагучева В.А. к ГУ ОПФР Управление в Усть-Джегутинском районе и ГУ ОПФР по КЧР о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячных выплат назначенной пенсии по инвалидности, вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС отменить и в этой части вынести новое решение.
В удовлетворении требований Косякова В.П., Семенова А.Д. и Лагучева В.А. к ГУ ОПФР Управление в Усть-Джегутинском районе и ГУ ОПФР по КЧР о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по инвалидности исходя из среднемесячного заработка за период работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению с применением повышающих коэффициентов 6; 6,4; 2,5; 1,9; 1,9; 1,8; 1,8; 1,3; 1,51; 1,2; 1,27; 1,2; 1,05; 1,15 с последующей индексацией за период с 1 февраля 2002 года по настоящее время и выплате истцам образовавшейся задолженности по недополученным размерам пенсии по инвалидности за счет средств Казны Российской Федерации отказать.
В остальной части решение Черкесского городского суда от 15 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Косякова В.П., Семенова А.Д. и Лагучева В.А. без удовлетворения.
Председательствующий Байрамукова И.Х.
Судьи: Болатчиева А.А. Сыч О.А.