Судья Лепшоков Р.А. Дело № 33-213/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 16 мая 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Байрамуковой И.Х.,
судей Болатчиевой А.А., Карасовой Н.Х.,
при секретаре судебного заседания Каракотове А.У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2012 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Карачаевского района в интересах Курджиева С.Ф. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда КЧР от 19 марта 2012 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Байрамуковой И.Х., объяснения представителя Министерства образования и науки КЧР - Боташевой М.И., действующей на основании доверенности №... от 18.04.2012г., объяснения истца Курджиева С.Ф., прокурора Псху А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Карачаевского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов Курджиева С.Ф. с исковым заявлением к Министерству образования и науки КЧР и Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о приобретении и предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Курджиева С.Ф., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в силу норм Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятого в соответствии с ним Закона Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2008г. №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике». Постановлением главы администрации Карачаевского района КЧР от 31.12.1999г. №... над несовершеннолетним Курджиевым С.Ф. была учреждена опека, опекуном назначена его бабушка - Ш.
Приказом Министерства образования и науки КЧР от 31.01.2011г. №... Курджиев С.Ф. поставлен на учёт для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, денежные средства на данные цели ему также не выделялись. Какого-либо жилья за Курджиевым С.Ф. не зарегистрировано. В связи с этим прокурор просил суд: обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Курджиева С.Ф. за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в Карачаевском муниципальном районе КЧР; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретённое для Курджиева С.Ф. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Курджиевым С.Ф. договор социального найма без ограничения сроком и передать его ему в постоянное пользование.
В судебном заседании прокурор Хубиев Б.О. поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Истец Курджиева С.Ф. также поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства образования и науки КЧР - У. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, свою позицию по заявленному прокурором иску не выразил.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 19 марта 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Судом постановлено: обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики, отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа в Карачаевском муниципальном районе КЧР, общей площадью не менее норм предоставления, установленных в Карачаевском муниципальном районе КЧР, для одного человека, для последующего предоставления этого жилого помещения Курджиеву С.Ф.; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Курджиеву С.Ф. по бессрочному договору социального найма приобретённое для него благоустроенное жилое помещение в Карачаевском муниципальном районе КЧР и передать ему это помещение в постоянное пользование.
В апелляционной жалобе ответчика - Министерства образования и науки КЧР ставится вопрос об отмене указанного решения суда ввиду того, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, представитель ответчика, ссылаясь на статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что удовлетворение исковых требований Курджиева С.Ф. о предоставлении жилья вне очереди нарушает права других лиц, таких же, как Курджиев С.Ф., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Курджиев С.Ф., имеют право на получение жилья вне очереди.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства образования и науки КЧР поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.
Прокурор и истец Курджиев С.Ф. полагали решение суда законным и обоснованным, просили оставить его без изменения.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Судебная коллегия, учитывая, что участвующие в деле лица были извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц на основании норм ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиками, что Курджиев С.Ф., <дата> года рождения, уроженец <адрес> относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Родители Курджиева С.Ф., отец - Ф. и мать - Т., решением Карачаевского районного суда от <дата> лишены родительских прав в отношении сына Салауата (л.д. 8-9).
Из материалов дела и доказательств, представленных суду апелляционной инстанции, усматривается, что Курджиев С.Ф. в малолетнем возрасте остался без попечения родителей. По этой причине Постановлением главы администрации Карачаевского района КЧР от 31.12.1999г. №... опекуном над несовершеннолетним внуком Курджиевым С.Ф. была назначена Ш..(л.д. 7). Какого-либо жилья за Курджиевым С.Ф. не закреплялось и такового до настоящего времени у него не имеется, в связи с чем он продолжает проживать со своим опекуном Ш. по адресу: КЧР, Карачаевский район, <адрес> За Курджиевым С.Ф. и его родителями - Ф. и Т. какое - либо недвижимое имущество, в том числе жилое помещение не зарегистрировано.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой №... от 27.12.2011 г., выданной главой администрации Карачаевского муниципального района КЧР (л.д.13), справками РГУП «Карачаево-Черкессктехинвентаризация» №... от 27.02.2012г.(л.д.23), №..., №... от 15.05.2012г., уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от 15.03.2012 г. (л.д.35,36,37), от 16.05.2012г., справкой Карачаевского филиала КЧР ГУП «Техинвентаризация» №... от 15.03.2012г. (л.д.30), справками РГУП БТИ по Карачаевскому городскому муниципальному образованию №..., №... от 15.05.2012г. и другими исследованными судом документами.
Курджиев С.Ф. признан в установленном законом порядке малоимущим, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту жительства (л.д.24).
Приказом Министра образования и науки КЧР №... от 31.01.2011г. Курджиев С.Ф. был принят на учет для обеспечения жилым помещением во исполнение Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в настоящее время он значится в базе данных и в списках указанной категории лиц на обеспечение жилым помещением (л.д. 14).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ в Карачаево-Черкесской Республике принят Закон КЧР №83-РЗ от 16.12.2008 г. «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» (далее - Закон КЧР №83-РЗ).
Согласно ст.1 Закона КЧР №83-РЗ на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.
В силу ст.2 Закона КЧР №83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось в судебном заседании ответчиками, что Курджиев С.Ф. в малолетнем возрасте остался без родительского попечения, местом его устройства на воспитание под опеку на основании постановления главы администрации Карачаевского района КЧР является а.Каменномост, Карачаевского района КЧР, а равно Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лица, у которого Курджиев С.Ф., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, находился на воспитании под опекой на основании постановления органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.
Курджиев С.Ф. до настоящего времени зарегистрирован и проживает со своим опекуном в а.Каменномост, по <адрес> признан в установленном порядке малоимущим, не имеет жилья и нуждается в жилом помещении, в связи с чем был поставлен и состоит на учете для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения. Каких-либо доказательств, подтверждающих обеспеченность истца жилой площадью, ответчиками суду представлено не было.
Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции посчитал, что истец Курджиев С.Ф. имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Обжалуя вынесенное судом решение, ответчик не оспаривает нуждаемость Курджиева С.Ф. в обеспечении жилым помещением и его право на получение жилья в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, а также того, что он принят на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесен в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Ответчик ссылается лишь на то, что удовлетворением требований Курджиева С.Ф. о предоставлении жилья вне очереди нарушаются права других лиц, таких же, как Курджиев С.Ф., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Курджиев С.Ф. имеют право вне очереди получить жилье.
Однако данные доводы не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди.
Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет.
Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылки жалобы на ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Курджиева С.Ф., а равно - действий прокурора, связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом.
Как уже отмечалось ранее, ответчик принял Курджиева С.Ф. на учет как относящегося к категории лиц, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом КЧР №83-РЗ от 16.12.2008 г. «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», признав его нуждающимся в обеспечении жилым помещением; право Курджиева С.Ф. на получение жилья на территории Карачаевского муниципального района КЧР в соответствии с указанными правовыми актами, а также того, что он принят на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесен в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения, равно как и сам факт нуждаемости в жилом помещении, в судебном заседании не оспаривал.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены принятого по делу судебного постановления. Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст.330 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 19 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: