о предоставлении жилого помещения



Судья Лепшоков Р.А.               Дело №33-386/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Черкесск                             01 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Гришиной С.Г.

судей Карасовой Н.Х.,Гречкина О.А.,

при секретаре судебного заседания Курговой А.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ортобаева М.А. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении жилого помещения

по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда КЧР от 23 мая 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Карасовой Н.Х., объяснения представителя Министерства образования и науки КЧР Боташевой М.И., объяснения истицы Ортобаевой М.А. и ее представителя - Саитовой А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ортобаева М обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование заявленных требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в силу норм Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятых в соответствии с ним региональных правовых норм Карачаево-Черкесской Республики. До достижения совершеннолетия опекуном была назначена ее бабушка - <ФИО> 2., у которой она проживает по настоящее время. Приказом Министра образования и науки КЧР от 01 сентября 2010 года №... она была поставлена на учет для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели ей также не выделялись, какого-либо жилья за ней не зарегистрировано. В связи с этим просила суд: обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести в установленном законом порядке на территории г.Черкесска за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не менее 33 кв.м. для последующего предоставления ей; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для нее и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с ней договор социального найма без ограничения сроком и передать ей в постоянное пользование.

В судебном заседании Ортобаева М.А. и ее представитель поддержали иск, просили с уточнением требований обязать ответчиков приобрести во внеочередном порядке соответствующее жилое помещение не ниже норм предоставления, установленных в Урупском районе, заключив с ней договор социального найма без ограничения сроком с передачей в постоянное пользование.

Представители ответчиков - Министерства образования и науки КЧР и Министерства имущественных и земельных отношений КЧР -Боташева М.И. и Харатокова М.Х. исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.

    Решением Черкесского городского суда КЧР от 23 мая 2012 года, исковые требования Ортобаевой М.А. удовлетворены в полном объеме. Судом постановлено: обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики, отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа в Урупском муниципальном районе КЧР, общей площадью не менее норм предоставления, установленных в Урупском муниципальном районе КЧР, для одного человека, для последующего предоставления этого жилого помещения Ортобаевой М.А.; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Ортобаевой М.А. по бессрочному договору социального найма приобретенное для нее благоустроенное жилое помещение в Урупском муниципальном районе КЧР и передать ей это помещение в постоянное пользование.

В апелляционной жалобе Министерства образования и науки КЧР ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что оно не соответствует обстоятельствам дела, вынесено с существенными нарушениями норм материального права. В частности, ответчик ссылается на то, что принятым решением нарушаются права других лиц, таких же, как Ортобаева М.А., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения и которые также, как и Ортобаева М.А., имеют право на получение жилья вне очереди.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства образования и науки КЧР Боташева М.И. поддержала доводы жалобы, просила решение суда отменить.

Истица Ортабаева М.А. и ее представитель Саитова А.А. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Надлежаще извещенный представитель Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, в настоящее судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела 25.07.2012 года без участия представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиками, что Ортобаева М.А., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Ортобаевой М.А. - <ФИО> умерла <дата>, отец - <ФИО>1 - решением Урупского районного суда от 06.06.2006 года лишен родительских прав в отношении истицы (л.д.11-13).

Из материалов дела и доказательств, представленных суду апелляционной инстанции, усматривается, что Ортобаева М.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. По этой причине опекуном над Ортобаевой М.А. постановлением главы Урупского муниципального района №... от 07.04.2006 года была назначена ее бабушка - <ФИО>2. (л.д.15, 38,41).

    Ортобаева М.А. проживала совместно с опекуном по адресу: <адрес> Урупского района.

При установлении попечительства за истицей закреплялась жилая площадь по адресу: п<адрес>, Урупского района, КЧР.

Впоследствии, постановлением главы администрации Урупского муниципального района от 15.02.2012 года №... со ссылкой на то, что опекун <ФИО>2 не оформила жилье по названному адресу на опекаемую, в постановление об установлении попечительства внесены изменения, пункт 3 о закреплении жилья исключен (л.д.40-42).

Как следует из исследованных в заседании суда апелляционной инстанции документов, в частности договора мены от <дата> <ФИО>3 (опекун истицы) поменяла домовладение, расположенное в ст. Новоцимлянское Ростовской области на принадлежащую <ФИО>4 квартиру в пос.Медногорский, <адрес>, следовательно закрепленное в 2006 году за истицей жилье принадлежало <ФИО>3

Кроме того, согласно справке МКУ «Отдел образования администрации Урупского муниципального района» от 26.07.2012 года, орган опеки и попечительства ошибочно закрепил жилую площадь по названому адресу за Ортабаевой М.А., в связи с чем, учитывая отсутствие зарегистрированного жилья за истицей, администрация Урупского муниципального района внесла изменения в постановление об установлении попечительства и закреплении жилья.

Исходя из исследованных в суде апелляционной инстанции договора купли-продажи от 25 сентября 2007 года, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 27.07.2012 года, <ФИО>3 продала принадлежащую ей квартиру в пос.Медногорский, <адрес> и приобрела квартиру по адресу: г.Черкесск, <адрес> в которой в настоящее время проживает истица, поскольку она с 01.09.2010 года обучается в Карачаево-Черкесском медицинском колледже (л.д.92).

Таким образом, у Ортабаевой М.А. какого-либо жилья, в том числе закрепленного за ней, не имеется и она и нуждается в жилом помещении.

Приказом Министра образования и науки КЧР №... от 01 сентября 2010 года истица была принята на учет для обеспечения жилым помещением во исполнение Закона КЧР от 16.12.2008 года №...-РЗ и в соответствии с Постановлением Правительства КЧР от 21.03.2008г. №... «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Карачаево-Черкесской республике» (л.д.16).

Как следует из материалов дела, Ортобаева М.А относится к категории малоимущих граждан (л.д.31).

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ в Карачаево-Черкесской республике принят Закон КЧР № 83-РЗ от 16.12.2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» (далее - Закон КЧР №83-РЗ).

Согласно ст.1 Закона КЧР №83-РЗ на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.

В силу ст.2 Закона КЧР №83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий:

- местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики;

- Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии со ст.3 Закона КЧР № 83-РЗ принятие на учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования.

Согласно ч.1 ст.3.1 указанного Закона жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики (ч. 2 ст. 3.1 Закона КЧР № 83-РЗ).

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось в судебном заседании ответчиками, что Ортабаева М.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, местом ее устройства на воспитание под опеку на основании решения органов опеки и попечительства Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики является Урупский муниципальный район КЧР, а равно Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лица, у которого Ортабаева М.А., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, находилась на воспитании под опекой на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

Ортабаева М.А. до настоящего времени не имеет жилья и нуждается в жилом помещении, в связи с чем, была поставлена и состоит на учете для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения.

Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Ортабаева М.А. имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью на территории Урупского муниципального района КЧР не ниже установленных социальных норм.

Эти выводы суда основаны на законе и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обжалуя вынесенное судом решение, представитель ответчика не оспаривает право Ортабаевой М.А. на получение жилья в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, а также того, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Податель жалобы ссылается лишь на то, что удовлетворением требований о предоставлении Ортабаевой М.А. жилья вне очереди нарушаются права других лиц, таких же, как Ортабаева М.А., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения и которые также, как Ортабаева М.А. имеют право вне очереди получить жилье.

Данные доводы являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди.

Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет.

Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылки кассационной жалобы на ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Ортабаевой М.А., связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом.

Как уже отмечалось ранее, ответчик принял Ортабаеву М.А. на учет как относящуюся к категории лиц, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом КЧР №83-РЗ от 16.12.2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике», признав ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением; право Ортабаевой М.А. на получение жилья в Урупском муниципальном районе в соответствии с указанными правовыми актами, а также того, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения, равно как и сам факт нуждаемости в жилом помещении, в судебном заседании не оспаривал.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные истицей требования.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены принятого по делу судебного постановления. Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст.330 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения, по доводам жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 23 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий     

Судьи: