Судья Яичникова А.В. Дело № 33-379/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 25 июля 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Байрамуковой И.Х.
судей Болатчиевой А.А., Боташевой М.М.
при секретаре судебного заседания Джанибекове М.У.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прикубанского района КЧР в интересах Мурадовой Д.Ш. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда КЧР от 04 июня 2012 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Боташевой М.М., объяснения представителя Министерства образования и науки КЧР Боташевой М.И., действующей на основании доверенности №... от 18.04.2012г., мнение прокурора Псху А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Прикубанского района обратился в Черкесский городской суд в защиту прав и законных интересов Мурадовой Д.Ш. с исковым заявлением к Министерству образования и науки КЧР и Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Мурадова Д.Ш., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-O3 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятых в соответствии с ним региональных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики. Постановлением Главы администрации Прикубанского района КЧР от 13 марта 2006 года № 26 опекуном над Мурадовой Д.Ш. была назначена ее бабушка -<ФИО> Приказом Министра образования и науки КЧР №... от 28 мая 2010года Мурадова Д.Ш. поставлена на учет для обеспечения
жилым помещением как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени Мурадовой Д.Ш. жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели ей также не выделялись. В связи с этим прокурор просил суд обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке для Мурадовой Д.Ш. в Прикубанском муниципальном районе за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже установленных норм приобретения; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Мурадовой Д.Ш. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Мурадовой Д.Ш. договор социального найма без ограничения сроком и передать его в постоянное пользование Мурадовой Д.Ш.
В судебном заседании прокурор Степаненко Д.В. поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить.
Истец Мурадова Д.Ш., извещенная о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР, извещенный о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, телефонограммой просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки КЧР, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Харатокова М.Х. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 04 июня 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме; Министерство образования и науки КЧР обязано приобрести во внеочередном порядке для Мурадова Д.Ш. в Прикубанском муниципальном районе за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже установленных норм предоставления; Министерство имущественных и земельных отношений КЧР обязано на приобретенное для Мурадовой Д.Ш. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Мурадовой Д.Ш. договор социального найма без ограничения сроком и передать ей его в постоянное пользование.
В апелляционной жалобе Министерства образования и науки КЧР ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что решение вынесено с существенным нарушением норм материального права, судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, представитель ответчика ссылается на то, что принятым решением нарушаются права других лиц, таких же, как Мурадова Д.Ш., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения и, которые также как Мурадова Д.Ш., имеют право на получение жилья вне очереди.
В представленных на апелляционную жалобу письменных возражениях прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалоб -без удовлетворения, считая доводы жалобы несостоятельными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР Боташева М.И. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.
Прокурор Псху А.Р. полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.
Истица Мурадова Д.Ш. в судебное заседание не явилась, извещенной о дате и времени разбирательства дела, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явился, извещенный о дате и времени судебного заседания, в ходатайстве просил суд рассмотреть гражданское дело без участия представителя ответчика, какой-либо позиции относительно постановленного судом решения не указал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиками, что Мурадова Д.Ш., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Мать Мурадовой Д.Ш. - <ФИО>1 скончалась <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти 1-БО №..., выданным <дата> филиалом №... Новомосковского отдела ЗАГС Тульской области. Отец Мурадовой Д.Ш. -<ФИО>2 решением Прикубанского районного суда КЧР от <дата> признан безвестно отсутствующим.
Из материалов дела и доказательств, представленных суду апелляционной инстанции, усматривается, что Мурадова Д.Ш. в малолетнем возрасте осталась без попечения родителей. По этой причине Постановлением Главы администрации Прикубанского муниципального района КЧР от <дата> №... опекуном над Мурадовой Д.Ш. была назначена ее бабушка -<ФИО>
Какого-либо жилья за Мурадовой Д.Ш, не закреплялось, и такового до настоящего времени у нее не имеется, в связи с чем, она проживает в <адрес>
Данные обстоятельства подтверждаются справками КЧР РГУП «Техинвентаризация», справкой администрации Чапаевского сельского поселения Прикубанского района КЧР, уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР и другими исследованными судом документами.
Приказом Министра образования и науки КЧР №... от <дата> истица была принята на учет для обеспечения жилым помещением в соответствии в соответствии с Постановлением Правительства КЧР от 21 марта 2008 года №104 «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Карачаево-Черкесской Республике».
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.. Согласно ч.1 и ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон №59-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна попечителя, приемная семья).
В соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ в Карачаево-Черкесской республике принят Закон КЧР № 83-РЗ от 16 декабря 2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» (далее -Закон КЧР №83-Р3).
Согласно ст.1 Закона КЧР №83-Р3 на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.
В силу ст.2 Закона КЧР № 83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения, и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, и если имеется хотя бы одно из следующих условий:
- местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на
воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения
является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего
проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его
рождения находится за пределами Российской Федерации;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном
обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики;
- Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у
которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на
воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов
опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.
правовыми нормами, а также того, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Ответчик в апелляционной жалобе ссылается лишь на то, что удовлетворением требований о предоставлении Мурадовой Д.Ш. жилья вне очереди нарушаются права других лиц, таких же, как Мурадова Д.Ш., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения и которые также, как Мурадова Д.Ш., имеют право вне очереди получить жилье.
Данные доводы являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди.
Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет.
Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной
категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылка в апелляционной жалобе ответчика на ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации является необоснованной, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Мурадовой Д.Ш., а равно - действий прокурора, связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом.
Как уже отмечалось ранее, ответчик принял Мурадову Д.Ш. на учет как относящуюся к категории лиц, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом КЧР №83-РЗ от 16.12.2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике», признав ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением; право Мурадовой Д.Ш. на получение жилья в Прикубанском муниципальном районе в соответствии с указанными правовыми актами, а также того, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения, равно как и сам факт нуждаемости в жилом помещении, в судебном заседании не оспаривал.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены принятого по делу судебного постановления. Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст.330 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 04 июня 2012 года по делу по исковому заявлению прокурора Прикубанского района КЧР в интересах Мурадова Д.Ш. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: