Судья Боташева А.Р. Дело № 33-526/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2012 года г.Черкесск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Дубовцевой А.Н.
судей Карасовой Н.Х., Сыч О.А.
при секретаре Голиковой Ж.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Евгамукова П.Р. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике о включении периодов работы в специальный стаж и признании права на назначение досрочной трудовой пенсии
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике на решение Прикубанского районного суда КЧР от 15 июня 2012 года
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дубовцевой А.Н., объяснения представителей ГУ ОПФР по КЧР Казаковой Д.В. и Дахуновой Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения Евгамукова П.Р., полагавшего, что оснований для отмены судебного акта не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Евгамуков П.Р. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике (далее ГУ ОПФР по КЧР) в Прикубанском районе, в котором просил обязать ответчика включить в трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью период его работы с 3 сентября 1996 года по 31 декабря 2000 года в должности тренера-преподавателя в РГУ «Школа высшего спортивного мастерства КЧР» и назначить ему досрочную пенсию по старости с момента обращения в ГУ ОПФР по КЧР в Прикубанском районе.
В обоснование иска Евгамуков П.Р. указал, что осуществлял педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях более 25 лет, в связи с чем обратился в ГУ ОПФР по КЧР в Прикубанском районе за назначением досрочной пенсии, однако в назначении пенсии ему было отказано со ссылкой на то, что работа в РГУ «Школа высшего спортивного мастерства КЧР» в должности тренера-преподавателя с 3 сентября 1996 года по 31 декабря 2000 года в педагогический стаж не входит, поскольку данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Евгамуков П.Р. считает данный отказ неправомерным, нарушающим его право на досрочную пенсию, в связи с чем вынужден обратиться в суд.
В дальнейшем Евгамуков П.Р. увеличил исковые требования и просил суд обязать ответчика включить в стаж педагогической деятельности период работы с 16 июня 1986 года по 31 марта 1989 года в должности тренера-преподавателя в ВДСО «Трудовые резервы», а также признать днем фактического обращения за назначением досрочной пенсии 25 октября 2011 года и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с указанной даты.
Решением Прикубанского районного суда от 15 июня 2012 года исковые требования Евгамукова П.Р. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике были удовлетворены частично, судом постановлено обязать ответчика включить в педагогический стаж Евгамукова П.Р. периоды работы с 16 июня 1986 года по 31 марта 1989 года в должности тренера-преподавателя в ВДСО «Трудовые резервы», с 3 сентября 1996 года по 19 ноября 1999 года и с 1 октября 2000 года по 31 декабря 2000 года в должности тренера-преподавателя в Карачаево-Черкесской республиканской школе высшего спортивного мастерства, правопреемником которой является РГУ «Школа высшего спортивного мастерства КЧР».
В удовлетворении требований об установлении факта обращения в пенсионный орган 25 октября 2011 года и возложении обязанности на ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с указанной даты Евгамукову П.Р. отказано.
В апелляционной жалобе представитель ГУ ОПФР по КЧР просил решение суда отменить по тем основаниям, что судом первой инстанции существенно нарушены нормы материального права – нормативные акты, на которые суд ссылается в мотивировочной части, не подтверждают, что работа тренера-преподавателя во Всероссийском добровольном спортивном обществе и школе спортивного мастерства относится к педагогической деятельности. Кроме того, суд необоснованно принял во внимание показания свидетелей, хотя данные доказательства являются недопустимыми при подтверждении характера работы.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Указанным Списком предусмотрена должность тренера – преподавателя в детско-юношеских спортивных школах всех наименований, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва, детско-юношеских спортивно-адаптивных школах всех наименований.
В ранее действовавших: Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067, также были указаны соответственно должность «тренера-преподавателя внешкольных учреждений, в том числе детско-юношеских спортивных школах» и должность «тренера-преподавателя детско-юношеских спортивных школ (всех наименований)».
Согласно п.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из материалов дела видно, что согласно трудовой книжке с 2 сентября 1996 года по 5 марта 2003 года Евгамуков П.Р. работал тренером- преподавателем в ШВСМ (Школе высшего спортивного мастерства г.Черкесска (л.д.12).
Трудовая книжка Евгамукова П.Р. с записями об иных периодах трудовой деятельности утрачена, что подтверждается находящимся в деле ответом руководителя РГБУ «Школа высшего спортивного мастерства» на судебный запрос, согласно которому в октябре 2000 года в данном учреждении произошла кража документов, были похищены документы на всех работников школы - штатные расписания, личные дела, трудовые книжки, ведомости по заработной плате. По факту кражи было возбуждено уголовное дело, сведения о данной краже были направлены во все фонды, в том числе и в пенсионный фонд (л.д. 72).
В деле также имеются справки, из которых видно, что Евгамуков П.Р. работал тренером-преподавателем в Республиканской школе высшего мастерства КЧР с 2 сентября 1996 года по 5 марта 2003 года на 1,5 ставки, в РГУ «Школа высшего спортивного мастерства КЧР» с 1 октября 2005 года по 1 октября 2007 года – на 0,5 ставки (л.д. 40). Республиканская школа высшего мастерства с 9.04.2002г. переименована в Республиканское государственное учреждение «Школа высшего спортивного мастерства КЧР», с 2.09.2011г. – республиканское государственное бюджетное учреждение «Школа высшего спортивного мастерства КЧР» (л.д.41).
Согласно справке №... от 24.04.2012 г., выданной РГБУ «Школа высшего мастерства КЧР», Евгамуков П.Р. в данном учреждении занимался с детьми школьного возраста (л.д. 39). Также имеется справка, подтверждающая, что истец работал с нагрузкой 36 часов в неделю и 18 часов в неделю (л.д.43).
В период с 16 июня 1986 года по 31 марта 1989 года Евгамуков П.Р. работал тренером – преподавателем в ВДСО «Трудовые резервы», что подтверждается справками №... от 28.09.2011г и №... от 01.04.2009г. (л.д. 146-147).
Судебная коллегия полагает правильными выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о включении периодов работы истца в должности тренера-преподавателя во внешкольных учреждениях в педагогический стаж по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей от 06.09.1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067.
В пункте 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Данный Список содержит в разделе «наименование учреждений» - «внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские школы», к которым могут быть отнесены школа высшего спортивного мастерства и Всероссийское добровольное спортивное общество (ВДСО) «Трудовые резервы.
Из приказа Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 28.12.1995 года № 1588-ИТ «О вопросах пенсионного обеспечения» следует, что в соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об образовании» спортивные школы отнесены к образовательным учреждениям дополнительного образования. В разные годы наименование спортивных школ изменялось (ДСШ, ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮСТШ, СДЮСТШОР, СШМ, ШВСМ), хотя их задачи практически сохранились. Таким образом, спортивная школа с 1992 г. является образовательным учреждением, а должность тренера - педагогической деятельностью.
Как указывалось выше, должности «тренера-преподавателя внешкольных учреждений, в том числе детско-юношеских спортивных школах» и «тренера-преподавателя детско-юношеских спортивных школ (всех наименований)» предусмотрены Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067.
Включая периоды работы истца в должности тренера-преподавателя с 16 июня 1986 года по 31 марта 1989 года в ВДСО «Трудовые резервы», с 3 сентября 1996 года по 19 ноября 1999 года и с 1 октября 2000 года по 31 декабря 2000 года в Карачаево-Черкесской республиканской школе высшего спортивного мастерства, правопреемником которой является РГУ «Школа высшего спортивного мастерства КЧР», суд, руководствуясь вышеуказанными нормативно-правовым актами, действующими в соответствующие периоды, а также с учетом Типового положения о школе высшего спортивного мастерства, должностной инструкции тренера-преподавателя, Устава общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения, обоснованно исходил из того, что в указанные периоды истец занимался педагогической деятельностью с детьми в детских спортивных школах, учредителями которых были различные органы и организации.
При изложенных выше обстоятельствах наименование данных спортивных школ не в соответствии с наименованием, предусмотренным списками, как обстоятельство, не зависящее от истца, не может лишить его права на назначение льготной пенсии.
Довод апелляционной жалобы о недопустимости свидетельских показаний при установлении характера работы, поскольку пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 24 июля 2009 г.) «О трудовых пенсиях в РФ» содержит запрет на подтверждение характера работы показаниями свидетелей, не является основанием для отмены судебного решения, так как характер работы истца помимо свидетельских показаний подтвержден иными письменными доказательствами.
Таким образом, выводы суда основаны на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда КЧР от 15 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: