Судья Кравченко А.А. Дело № 33-30/11
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Черкесск 26 января 2011 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Гришиной С.Г.,
судей: Болатчиевой А.А., Дзыба З.И.,
при секретаре Джирикове А.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хижняк А.И. на решение Зеленчукского районного суда от 12 ноября 2010 года по гражданскому делу по жалобе Хижняк А.И. о признании незаконными действий военнослужащих и военного коменданта Зеленчукского гарнизона по досмотру транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Болатчиевой А.А., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Хижняк А.И. обратился в суд с жалобой на действия военнослужащих и военного коменданта Зеленчукского гарнизона по досмотру 25 апреля 2010 года военнослужащими его автомобиля. В обоснование жалобы указал, что, направляясь на принадлежащем ему автомобиле ВАЗ 2107 на территорию жилого городка Сторожевая-2, он был остановлен на КПП дежурными военнослужащими, которые предложили ему открыть багажник для проверки, поскольку на КПП в тот момент находился комендант Карчегаев И.Н., который запретил дежурными пропускать автомобиль без досмотра. Он заявил им, что они не имеют права осматривать его автомобиль. Его беседа с комендантом о его незаконных действиях конфликт не разрешила. После проверки багажника он проехал в жилой городок.
В судебном заседании Хижняк А.И. просил суд признать незаконными действия коменданта Зеленчукского гарнизона 25 апреля 2010 года, поддержал свои требования по основаниям, изложенным в заявлении, и пояснил, что он является подполковником запаса. Во время военной службы он получил квартиру в жилом городке ст. Сторожевая-2. В настоящее время он проживает в ст. Сторожевой, однако часто ездит в ст. Сторожевую-2. Считал, что городок ст. Сторожевая-2 не является закрытым городком, так как он не огорожен, как положено, на его территорию приезжают и проходят любые граждане. Поскольку он является лицом гражданским, то военнослужащие не имеют права досматривать его автомобиль, поскольку это могут лишь работники милиции. Полагал, что в соответствии с ч.1 ст. 20.27 КРФ об АП военнослужащие могут досматривать гражданских лиц только на территории, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции.
Начальник Зеленчукского гарнизона Шемайтис А.И. и комендант Зеленчукского гарнизона Карчегаев И.Н. жалобу не признали и пояснили, что ст. Сторожевая-2 является закрытым военным городком, на территории которого действует особый пропускной режим. Досматривая автомобиль Хижняк А.И., дежурные по КПП выполняли свои прямые служебные обязанности. Усиление пропускного режима было до 17 мая 2010 года.
Решением Зеленчукского районного суда от 12 ноября 2010 года в удовлетворении жалобы Хижняк А.И. о признании действий военнослужащих и военного коменданта Зеленчукского гарнизона по досмотру автомобиля незаконным, отказано.
В кассационной жалобе Хижняк А.И. ставится вопрос об отмене обжалуемого судебного акта, считая его незаконным и необоснованным.
В возражениях на кассационную жалобу военного коменданта Зеленчукского территориального гарнизона Карчегаева И.Н. ставится вопрос об оставлении обжалуемого судебного акта без изменения, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительного кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела Хижняк А.И. является подполковником запаса и проживает в ст. Сторожевая-2 (л.д. 12).
Федеральным законом от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено в закрытых военных городках (статья 8).
Распоряжением Правительства Российской Федерации №. 752-р от 1 июня 2000 года по представлению Министерства обороны РФ, то есть с соблюдением требований Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года, был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, в который был включен и военный городок ст. Сторожевая-2 Карачаево-Черкесской Республики.
В статье 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.1998, дано понятие закрытого военного городка как военного городка воинских частей, расположенного в населенном пункте, или обособленного военного городка, расположенного вне населенного пункта, в обоих случаях имеющих систему пропусков. Перечень закрытых военных городков утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации. В Законе РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-муниципальном образовании" военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включают специальные условия проживания граждан, а также пропускной режим въезда и выезда. Анализируя понятие военного городка, данное в статье 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", судебная коллегия приходит к выводу о том, что закрытый военный городок является своеобразным закрытым образованием. Поскольку отсутствует федеральный закон, определяющий правовой статус закрытого военного городка и специальные условия проживания в нем граждан, суд полагает, что при разрешении возникшего между сторонами спора следует руководствоваться по аналогии Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" и постановлением Правительства Российской Федерации N 655 "Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации" ( ч.3 ст. 11 ГПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования, ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории.
Отказывая в удовлетворении жалобы суд первой инстанции, правомерно исходил из законности действий военнослужащих по досмотру транспортного средства Хижняк А.И. закрытого военного городка, поскольку, в соответствии с приказами, изданными в соответствии с требованиями Устава и нормами действующего законодательства, кроме всего прочего, в служебные обязанности при несении службы в суточном наряде по военному городку, входила организация пропускного режима, проверка документов при входе (выходе) прибывающих лиц, а также при вносе (выносе) имущества и досмотр всей автомобильной техники.
Так, в соответствии с п.п.256, 257, 291, 294 Устава внутренней службы вооружённых сил РФ, утверждённым Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года №1495 для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники и боеприпасов, помещений и другого военного имущества воинской части..., своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений назначается суточный наряд; предусматривается, что в состав суточного наряда входят, в том числе, дежурный и помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту; дежурный по контрольно-пропускному пункту отвечает за соблюдение пропускного режима при входе прибывающих на территорию полка лиц, а так же при вносе и ввозе имущества; помощник дежурного по контрольно-пропускному пункту отвечает за правильность пропуска на территорию полка прибывающих лиц, а так же за правильность вноса и ввоза какого-либо имущества (л.д.62-67).
Пунктом 5 приказа начальника Зеленчукского гарнизона №38 от 28 декабря 2009 г. «Об организации гарнизонной службы в 2010 году», изданным в соответствии с требованиями устава гарнизонной и караульной службы ВС РФ от 10 ноября 2007 г. №1495, директивы Генерального штаба от 2002 г. №332-500 и приказов Министра обороны РФ от 2008 г. №030 и Командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 2009 г. №026, в том числе, для предупреждения и пресечения террористических актов и диверсий в отношении военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала, военному коменданту Зеленчукского гарнизона приказано, в том числе, в целях упорядочения пропускного режима на территорию Зеленчукского гарнизона установить сторожевой пост; проверку документов при входе прибывающих лиц, а так же при вносе имущества и досмотр всей автомобильной техники на предмет нахождения в ней оружия, боеприпасов и взрывоопасных предметов возложить на сторожевой пост (л.д. 13-20).
Пунктом 4 приказа начальника Зеленчукского гарнизона №11 от 22 апреля 2010 г. «Об усилении бдительности, поддержании высокой боевой готовности в период празднования дня Труда и 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», изданным во исполнение указаний первого заместителя Министра Обороны-начальника Генерального штаба ВС РФ от 20 марта 2010 г. №205-2-046, начальника Главного штаба Сухопутных войск от 15 апреля 2010 г. №457-38, начальника штаба Северо-Кавказского военного округа от 17 апреля 2010 г. №3-807 в целях поддержания порядка, воинской дисциплины и недопущения противоправных действий в отношении военнослужащих и их семей в период празднования дня Труда и 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов военному коменданту Зеленчукского гарнизона приказано, в том числе, пропускной режим на территорию жилого и военных городков организовать в строгом соответствии с требованиями устава ВС РФ, приказа МО РФ от 2008 г. №030 и приказа Командующего войсками СКВО от 2009 г. №026; въезд транспортных средств на территорию жилого и военных городков осуществлять строго по пропускам с обязательным досмотром автомобилей при этом особое внимание уделять гражданскому грузовому и легковому транспорту (л.д.21-25).
Приказом командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 17 декабря 2009 г. №030 «Об организации противодействия терроризму в войсках Северо-Кавказского военного округа в 2010 г.» при введении режимов усиления противодействия терроризму воинским частям приказано выполнить ряд мероприятий, в том числе усилить пропускной режим на территорию военных объектов (л.д.60-61).
Что касается доводов заявителя о том, ответчиком фактически нарушается статус военного городка, в том числе отсутствует ограждение, что не исключает возможности проникновения на территорию посторонних лиц, не свидетельствует об отсутствии обязанности заявителя подчиняться законным требованиям коменданта Зеленчукского гарнизона.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд не дал оценки фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия, находит не состоятельными. Фактические обстоятельства, изложенные в кассационной жалобе, были предметом изучения и соответствующей правовой оценки судом первой инстанции. Доводы кассатора не содержат дополнительной аргументации и направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права, оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для его отмены или изменения в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Зеленчукского районного суда от 12 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Хижняк А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: