о взыскании задолженности с учетом индексации по ежемесячным выплатам на приобретение продовольственных товаров



Судья Шишкин И.В. Дело № 33-33/11

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Черкесск 26 января 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего: Гришиной С.Г.,

судей: Болатчиевой А.А., Дзыба З.И.,

при секретаре Лайпанове И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора г. Черкесска на решение Черкесского городского суда от 1 декабря 2010 года по гражданскому делу по иску Александровой А.П. и Кривицкой Х.М. к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска о взыскании задолженности с учетом индексации по ежемесячным выплатам на приобретение продовольственных товаров.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Болатчиевой А.А., объяснение представителя Александровой А.П. и Кривицкой Х.М. -Васильевой Л.И., полагавшей, что оснований для отмены судебного акта не имеется, мнение прокурора Мурадовой А.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Александрова А.П. и Кривицкая Х.М. обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее по тексту Управление) о взыскании задолженности с учетом индексации по ежемесячным выплатам на приобретение продовольственных товаров. В обоснование иска Александрова А.П. и Кривицкая Х.М. указали, что являются вдовами инвалидов, умерших вследствие заболевания, возникшего в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании пункта 13 части первой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" супруги являлись получателями ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. По мнению истцов, в соответствии с частью четвертой статьи 14 названного Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) указанная компенсация должна распространяться на вдов умерших инвалидов, однако ответчик отказывается в добровольном порядке назначить ей указанную сумму.

Управление социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска просило в удовлетворении требований отказать.

Решением Черкесского городского суда от 1 декабря 2010 года исковые требования Александровой А.П. и Кривицкой Х.М. удовлетворены. Суд возложил обязанность на Управление социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска назначить и выплачивать Александровой А.П. и Кривицкой Х.М. с 1 октября 2010 г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> руб., взыскав задолженность по данным выплатам в пользу Александровой А.П. с 1 ноября 2000 года по 1 октября 2010 года в сумме <данные изъяты> руб., а в пользу Кривицкой Х.М. за период с 1 сентября 2001 года по 1 октября 2010 года в сумме <данные изъяты> р. <данные изъяты> коп.

В кассационном представлении помощника прокурора г. Черкесска содержится просьба об отмене состоявшегося по делу судебного постановления со ссылкой на то, что судом первой инстанций была допущена существенная ошибка в применении и толковании норм материального права.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит частичному изменению вследствие неправильного применения норм материального права, в части взыскания сумм задолженности по ежемесячным выплатам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Александрова А.П. состояла в зарегистрированном браке с <ФИО_1>, умершим 8 октября 2000 года вследствие заболевания, возникшего в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Кривицкая Х.М. состояла в зарегистрированном браке с <ФИО_2>, умершим 19 августа 2001 года вследствие заболевания, возникшего в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Разрешая дело по существу, суд исходил из того, что согласно пункту 13 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) муж истицы при жизни являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Поскольку в соответствии с частью четвертой статьи 14 указанного Закона меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются

на семьи потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, то у истиц в связи со смертью супругов, возникло право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Данные выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права.

Частью четвертой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Данная норма фактически определяет две категории лиц имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой статьи 14 Базового Закона:

- семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой;

- семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Базового Закона;

В материалах гражданского дела имеется данные о том, что <ФИО_1> и <ФИО_2> умерли вследствие лучевой болезни или другого заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой.

Так, согласно решения межведомственного экспертного совета № 13 от 27 июня 2001 года заболевание и смерть <ФИО_1> связаны с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (л.д. 23). Аналогичное заключение № 18 от 15 мая 2002 года имеется и в связи со смертью <ФИО_2>

При таких обстоятельствах истицы имеют право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на приобретение продовольственных товаров как члены семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой.

Доводы кассационного представления о том, что судом первой инстанции взыскана задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продуктов питания с момента возникновения права на неё, а не с момента обращения за такой выплатой коллегия находит заслуживающими внимания.

В соответствии с п. п. 2 - 5 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 907, гражданин для получения компенсации обращается в орган в сфере социальной защиты населения по месту жительства. В соответствии с п. 6 Правил компенсация подлежит назначению истцам с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Как следует из материалов дела истцам после соответствующего обращения было отказано Управлением в назначении выплат в августе 2010 года. Следовательно, задолженность по данному виду компенсации в соответствии с вышеуказанным Правилами образовалась с 1 августа 2010 года по <данные изъяты> р.<данные изъяты> коп. за август и сентябрь 2010 года.

Доводы представителя истцов о том, что компенсация на приобретение продуктов питания входит в общий объем возмещения вреда и подлежит взысканию с момента возникновения права на неё, то есть с момента смерти кормильца умершего вследствие лучевой болезни и другого заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, коллегия находит несостоятельными. Так, возможность назначения и выплат компенсации на приобретение продовольственных товаров связана не только с возникновением права на неё, но и совершением лиц заинтересованных в получении данных средств определенных действий. В данном случае, это обращение в соответствующий орган в сфере социальной защиты населения по месту жительства со всеми необходимыми документами.

Кроме того, то обстоятельство, что меры социальной поддержки входят в общий объем возмещения вреда, причиненного здоровью, не означает, что нельзя не учитывать особенности правового регулирования их предоставления. Так, для получения компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров, члены семьи должны фактически находится на иждивении гражданина, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, поскольку закон связывает возможность предоставления данной меры социальной поддержки с потерей именно кормильца. Более того, заявителю необходимо представить заключение межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы, а также ряд других документов, указанных в Правилах выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 907.

Системный анализ Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" позволяет сделать вывод о том, что возможность предоставления всех мер социальной поддержи согласно Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 носит заявительный характер.

В материалах гражданского дела отсутствуют доказательства подачи заявления Александровой А.П. с заявлением о выплате компенсации в ноябре 2000 года, а Кривицкой Х.М. в сентябре 2001 года.

При таких обстоятельствах действия суда первой инстанции по взысканию компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров за период предшествующий первичному обращению истиц нельзя признать правильным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Черкесского городского суда от 1 декабря 2010 года по гражданскому делу по иску Александровой А.П. и Кривицкой Х.М. к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска о взыскании задолженности с учетом индексации по ежемесячным выплатам на приобретение продовольственных товаров - изменить в части взыскания сумм задолженности.

Взыскать с Управления социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска за счет средств федерального бюджета в пользу Александровой А.П. задолженность по ежемесячным выплатам на приобретение продовольственных товаров за период с 1 августа 2010 года по 1 октября 2010 года <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

В удовлетворении исковых требований Александровой А.П. к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска о взыскании задолженности с учетом индексации по ежемесячным выплатам на приобретение продовольственных товаров за период с 1 ноября 2000 года по 1 августа 2010 года отказать.

Взыскать с Управления социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска за счет средств федерального бюджета в пользу Кривицкой Х.М. задолженность по ежемесячным выплатам на приобретение продовольственных товаров за период с 1 августа 2010 года по 1 октября 2010 года <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

В удовлетворении исковых требований Кривицкой Х.М. к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска о взыскании задолженности с учетом индексации по ежемесячным выплатам на приобретение продовольственных товаров за период с 1 сентября 2001 года по 1 августа 2010 года отказать.

В остальной части решение Черкесского городского суда от 1 декабря 2010 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи