о взыскании недополученной суммы



Судья Коцубин Ю.М., Дело № 33-121/11

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Черкесск 09 марта 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего: Гришиной С.Г.,

судей: Болатчиевой А.А., Чепурова В.В.,

при секретаре Лайпанове И.И.,

рассмотрела в открытом в судебном заседании кассационное представление прокурора города Черкесска на решение Черкесского городского суда от 02 декабря 2010 года по гражданскому делу по иску Наймановой Розы Исмаиловны к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования города Черкесска о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца и о взыскании недополученной суммы.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Болатчиевой А.А., мнение прокурора Мурадовой Ю.И., поддержавшей доводы кассационного представления, объяснения Наймановой Р.И., полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Найманова Р.И. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования города Черкесска (УСЗН г.Черкесска) о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца и о взыскании недополученной суммы. В своём исковом заявлении от 30 июля 2010 года Найманова Р.И. указала, что её муж - <ФИО> принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. В результате заболеваний, связанных с выполнением этих работ, <дата> её муж умер. Причинно-следственная связь заболеваний с выполнением работ по ликвидации аварии на ЧАЭС установлена заключением экспертного совета от 2 декабря 1991 года. В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части 1 настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. После смерти мужа ни ей, ни её сыну не было назначено ежемесячное возмещение вреда по случаю потере кормильца. Сама она с 1993 года по 1996 год стала инвалидом, затем инвалидность была снята. Она не работала и не имела источника средств к существованию. В настоящее время она получает пению по старости. Среднемесячный заработок её мужа перед смертью на 1988 год составлял <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп. Со всеми повышающими коэффициентами эта сумма на 1992 год составляла <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп, а с 1 января 2010 года - <данные изъяты> руб <данные изъяты> коп. Задолженность за последние 3 года составила <данные изъяты> руб. Истица просила суд: 1) обязать ответчика назначить ей ежемесячную сумму в возмещение вреда по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты> руб, начиная с 1 августа 2010 года, с последующей еёиндексацией, за счёт казны Российской Федерации; 2) взыскать с ответчика задолженность по возмещению вреда по случаю потери кормильца за период с 1 июля 2007 года по 1 августа 2010 года в размере <данные изъяты> руб. Заявлением от 28 октября 2010 года истица уточнила свои исковые требования и просила суд: 1) обязать ответчика назначить ей ежемесячную сумму в возмещение вреда по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты> руб, начиная с 1 октября 2010 года, с последующей индексацией этой суммы, за счёт казны Российской Федерации; 2) взыскать с ответчика задолженность по возмещению вреда по случаю потери кормильца за период с 1 сентября 2007 года по 1 октября 2010 года в размере <данные изъяты> руб.

Ответчик представил в суд письменные возражения на иск, в которых указал, что требуемая истицей компенсация предусмотрена законом только для нетрудоспособных лиц, которые находились на иждивении инвалида-чернобыльца при его жизни. При этом нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего, если они достигли пенсионного возраста либо являются инвалидами, имеющими ограничение к трудовой деятельности. Муж истицы умер <дата> вследствие заболевания, связанного с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Истица достигла возраста <данные изъяты> лет 25 марта 2005 года, то есть стала нетрудоспособной спустя 16 лет после смерти супруга, а потому она не имеет права на получение ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца.

В судебном заседании представитель истицы - Марданов А.М. поддержал доводы и требования истицы, изложенные в исковом заявлении. В дополнение к первоначальным требованиям просил суд: 1) обязать ответчика назначить истице ежемесячную сумму в возмещение вреда по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты> руб, начиная с 1 октября 2010 года, с последующей индексацией этой суммы; 2) взыскать с ответчика в пользу истицы задолженность по возмещению вреда по случаю потери кормильца за период с 1 сентября 2007 года по 1 октября 2010 года в размере <данные изъяты> руб. Объяснил, что муж истицы умер вследствие лучевой болезни, и истица вправе получать от государства платежи в возмещение вреда по случаю потери кормильца, независимо от каких бы то ни было условий. Пенсионный фонд платит истице пенсию по потере кормильца, что подтверждает тот факт, что истица потеряла кормильца. Поэтому независимо от того, стала ли истица нетрудоспособна в течение 5 лет после смерти мужа, или нет, она имеет право на получение выплат по потере кормильца.

Представитель ответчика - УСЗН г.Черкесска в судебном заседании просила истице в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Объяснила, что истица не имеет право на получение требуемой компенсации, так как на момент смерти мужа не являлась нетрудоспособной, вышла на пенсию по истечении 10 лет после смерти мужа. Её муж не умер вследствие лучевой болезни. По делу не доказано наличие иждивенства, ни наступление нетрудоспособности в течение 5 лет со дня смерти мужа истицы. Кроме того, при расчёте исковых требований истица не выделила 1/3 часть из общей суммы осовремененного заработка своего мужа.

Прокурор в судебное заседание не явился, дело было рассмотрено в отсутствие прокурора.

Решением Черкесского городского суда от 02 декабря 2010 года исковые требования Наймановой Р.И. удовлетворены в части и суд постановил:

Обязать Управление социальной защиты населения мэрии муниципального образования города Черкесска назначить и выплачивать Наймановой Р.И. ежемесячную компенсацию возмещения вреда по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, начиная с 1 октября 2010 года, с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Управления социальной защиты населения мэрии муниципального образования города Черкесска за счёт казны Российской Федерации в пользу Наймановой Р.И. долг по ежемесячной компенсации возмещения вреда по случаю потери кормильца за период с 1 сентября 2007 года по 30 сентября 2010 года в сумме <данные изъяты> рубля.

В остальной части (в части, превышающей <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки ежемесячно и <данные изъяты> рубля задолженности) Наймановой Р.И. в удовлетворении иска к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования города Черкесска отказать.

В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, в связи неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В возражениях на кассационную жалобу Найманова Р.И. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение подлежит отмене в связи неправильным применением норм материального права.

Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшими инвалидами, а в случае их смерти -нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.

Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года» 179-ФЗ), введенным в действие со 2 марта 1996 года редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ.

Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ).

Кроме того, пункт 25 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения.

Так, пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка:

инвалидам 1 группы -5000 руб.,

инвалидам 2 группы - 2500 руб.,

инвалидам 3 группы- 1000 руб.

Статья 14 базового Закона была дополнена новой редакцией частью второй следующего содержания:

«В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число».

Из содержания этой нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией пункта 25 части первой статьи 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые суммы.

Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона.

22 августа 2004 года на основании Федерального Закона РФ № 122-ФЗ и с 19 декабря 2004 года вышеуказанные положения фактически повторены в п. 15 ч.1 ст. 14 базового Закона.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.

Аналогичная норма содержится и в абзаце втором пункта 4 Разъяснения Минтруда России 30 ноября 2001 года № 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года № 83.

Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 года № ГКПИ-122 установлено, что пункт 4 Разъяснения Минтруда России в части слов «денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности» не противоречит части второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ oт 19 июня 2002 года № 11-П указано, что из пункта 25 части первой, части второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти- нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении,впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (то есть после 15 февраля 2001 года). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О конституционном Суде РФ» выявленный Конституционным Судом РФ конституционно - правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Найманова Р.И. до 15 февраля 2001 года получателями денежной компенсации не являлись, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального Закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ.

Более того, её супруг также никогда не был получателем сумм возмещения вреда, умер до принятия Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Сведений о его степени инвалидности материалы дела не содержат.

В связи с чем ответчик мог назначить суммы возмещения вреда по случаю потери кормильца, исходя из сумм компенсации, предусмотренной п. 15 части 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 в редакции Федерального Закона от 28 августа 2004 года № 122-ФЗ, с учетом Постановления Правительства РФ № 1024 от 16 декабря 2009 года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 607 от 21 августа 2001 года денежная компенсация выплачивается нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 ноября 2001 года N 83, зарегистрированным в Минюсте РФ 21 декабря 2001 года за N 3098, также разъяснено, что право на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с пунктом 25 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 года) имеют нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении умершего инвалида.

Найманова Р.И. до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации не являлись, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального Закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ.

Более того, её супруг также никогда не был получателем сумм возмещения вреда, умер до принятия Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Сведений о его степени инвалидности материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости исчисления сумм в возмещение вреда по случаю потери кормильца из сумм осовремененного заработка умершего супруга противоречат положениям п. 15 части 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 в редакции Федерального Закона от 28 августа 2004 года № 122-ФЗ, с учетом Постановления Правительства РФ № 1024 от 16 декабря 2009 года.

Кроме того, материалы гражданского дела не содержат сведений о том, что истица обращалась в органы социальной защиты в порядке, предусмотренном п. 6 Разъяснений « О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 30.11.2001 г. N 83, которым предусмотрено, что членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на основании ч. 2 ст. 2 указанного Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ выплачивается ежемесячная денежная сумма, определяемая в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска исходя из заявленных требований, не имелось.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Черкесского городского суда КЧР от 02 декабря 2010 года отменить и вынести по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Наймановой Р.И. к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования города Черкесска, о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю потери кормильца и о взыскании недополученной суммы отказать.

Председательствующий:

Судьи: