о внеочередном предоставлении жилья



Судья Хохлачева С.В. Дело №33-613\12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Черкесск 03 октября 2012года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Матакаевой С.К.

судей Дзыба З.И., Боташевой М.М.

при секретаре судебного заседания Салпагарове У.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Джегутинского района в интересах Журавлева А.И. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилья

по апелляционному представлению прокурора Усть-Джегутинского района на решение Черкесского городского суда КЧР от 31 июля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Боташевой М.М., объяснения истца Журавлева А.И., представителя ответчика Министерства образования и науки КЧР Боташевой М.И., действующей на основании доверенности №... от 11.07.2012 года, прокурора Псху А.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Журавлева А.И. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилья. В обоснование иска указано, что Журавлев А.И., <дата> года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также принятого в соответствии с ним Закона КЧР от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике». <...> Прокурор после уточнения исковых требований просил обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке в Усть-Джегутинском муниципальном районе за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее <...> кв.м. нормы предоставления на одного человека в Усть-Джегутинском муниципальном районе; обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР на приобретенное для Журавлева А.И. и зарегистрированное в собственность КЧР жилое помещение, заключить с Журавлевым А.И. договор социального найма без ограничения сроком и передать его Журавлеву А.И. в постоянное пользование; обязать Министерство финансов КЧР выделить соответствующие денежные средства, согласно заявки Министерства образования КЧР, из бюджета КЧР на приобретение жилого помещения для Журавлева А.И.

В судебном заседании прокурор и истец Журавлев А.И. исковые требования поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчиков-Министерства образования и науки КЧР и Министерства имущественных и земельных отношений КЧР иск не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика - Министерства финансов КЧР в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дела в отсутствие ответчика, указав, что удовлетворением требований истца будут нарушены права других детей - сирот, которые состоят в списке на внеочередное предоставление жилья.

Решением Черкесского городского суда от 31 июля 2012 года исковые требования прокурора Усть-Джегутинского муниципального района в интересах Журавлева А.И. об обязании Министерства образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке в Усть-Джегутинском муниципальном районе за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв.м. нормы предоставления на одного человека в Усть-Джегутинском муниципальном районе; об обязании Министерства имущественных и земельных отношений КЧР приобрести для Журавлева А.И. зарегистрированное в собственность КЧР жилое помещение, заключить с Журавлевым А.И. договор социального найма без ограничения сроком и передать его Журавлеву А.И. в постоянное пользование; об обязании Министерства финансов КЧР выделить соответствующие денежные средства, согласно заявки Министерства образования и науки КЧР, из бюджета КЧР на приобретение жилого помещения для Журавлева А.И. оставлены без удовлетворения.

На решение суда и.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора принесено апелляционное представление, в котором прокурор просит решение Черкесского городского суда от 31 июля 2012 года отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение. В обоснование представления прокурором указано, что выводы суда о том, что Журавлев А.И. проживает со своим бывшим опекуном С. в доме, принадлежащем его дедушке Н.., в связи с чем, не нуждается в улучшении жилищных условий, не основаны на материалах дела, из которых видно, что Журавлев А.И. не имеет собственного жилья, а запись в домовой книге, не свидетельствует о его праве собственности на жилое помещение, в котором он с родственниками проживает. Кроме этого, прокурор просит исправить допущенную судом описку при указании должности прокурора, участвовавшего по делу. В разбирательстве данного гражданского дела принимала участие старший помощник Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Максименко В.В., однако в решении суда должность прокурора указана как помощник, что искажает данные о лице, участвовавшем в деле.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор апелляционное представление, принесенное на решение суда, поддержал, просил суд отменить решение и принять по делу новое решение, которым требования прокурора удовлетворить.

Истец Журавлев А.И. поддержал доводы апелляционного представления, просил отменить решение суда, принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные прокурором требования.

Представитель ответчика-Министерства образования и науки КЧР доводы апелляционного представления не поддержала, просила решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика-Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без участия представителя ответчика, своей позиции по существу спора не выразил.

Представитель ответчика-Министерства финансов КЧР в судебное заседание, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, не явился.

Дело в апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков-Министерства имущественных и земельных отношений КЧР и Министерства финансов КЧР.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, обсудив эти доводы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобах, представлении и возражениях относительного жалобы, представления.

<...>

На основании исследованных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основанием для принятия Журавлева А.И. на учет Министерством образования и науки КЧР в качестве нуждающегося в жилом помещении, явились несоответствующие действительности сведения о его нуждаемости в улучшении жилищных условий, тогда как оснований для признания Журавлева А.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий не имелось, так как за ним имеется закрепленное жилое помещение по месту жительства.

Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

<...>

Указанные обстоятельства являются юридически значимыми для разрешения данного спора, они не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Судебная коллегия находит, что указанные выше допущенные судом первой инстанции нарушения являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможно восстановление и защита нарушенных прав Журавлева А.И. При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда и принять новое решение, исходя из следующего.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 01.03.2005 г.) закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Из материалов дела видно, что Журавлеву А.И. после окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации 21 октября 2011 года жилое помещение предоставлено не было.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ в Карачаево-Черкесской Республике принят Закон КЧР №83-РЗ от 16.12.2008г. «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» (далее - Закон КЧР №83-РЗ).

Согласно ст.1 Закона КЧР №83-РЗ на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.

В силу ст.2 Закона КЧР №83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения, и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

<...>

<...>

<...>

Из материалов дела видно, что в течение более 3-х лет ответчик своей обязанности по обеспечению истца жилым помещением вне очереди не исполняет, конституционное право истца на жилище до настоящего времени не реализовано.

Судебная коллегия учитывает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории гражданам должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, судебная коллегия считает, что истец имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что заявленные прокурором в интересах Журавлева А.И. требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 31 июля 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Журавлева А.И. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилья отменить, и принять по делу новое решение.

Исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Журавлева А.И. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилья удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке для Журавлева А.И. в Усть-Джегутинском муниципальном районе за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее <...> кв.метров нормы предоставления на одного человека в Усть-Джегутинском муниципальном районе.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР на приобретенное для Журавлева А.И. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение, заключить с Журавлевым А.И. договор социального найма без ограничения сроком и передать его Журавлеву А.И. в постоянное пользование.

Обязать Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики выделить соответствующие денежные средства, согласно заявки Министерства образования КЧР, из бюджета Карачаево-Черкесской Республики на приобретение жилого помещения для Журавлева А.И..

Председательствующий:

Судьи: