о внеочередном предоставлении жилого помещения



Судья Османова И.И. Дело № 33- 584/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Черкесск 25 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе

председательствующего Дубовцевой А.Н.,

судей: Сыч О.А., Негрий Н.С.,

при секретаре судебного заседания Лафишевой Ж.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда от 10 августа 2012 года по исковому заявлению прокурора Зеленчукского района в интересах Лымаревой Т.И. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения прокурора Мурадовой А.Ю., Лымаревой Т.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Зеленчукского района обратился в суд в интересах Лымаревой Т.И. с исковым заявлением к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Лымарева Т.И., <.....> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в силу норм Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятых в соответствии с ним региональных правовых норм Карачаево-Черкесской Республики. Решением Сторожевского сельского Совета народных депутатов Зеленчукского района №... от <дата> <Л.А.> была назначена опекуном своей внучки Лымаревой Т.И., у которой она проживает по настоящее время по адресу: КЧР, а. Зеленчукский район, ст. Сторожевая, <адрес>. До настоящего времени <Л.А.> жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели ей также не выделялись. Какого-либо жилья за Лымаревой Т.И. не зарегистрировано.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской в суд не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 августа 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального права, регламентирующих вопросы внеочередного предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей. В частности, представитель ответчика ссылается на то, что удовлетворение исковых требований о предоставлении Лымаревой Т.И. жилья вне очереди, нарушает права других лиц, таких же, как Лымарева Т.И., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Лымарева Т.И., имеют право на получение жилья вне очереди.

Прокурор в возражениях просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Лымарева Т.И. родилась <.....> (л.д. 13). Мать Лымаревой Т.И. – <Л.Е.> умерла 06 октября 1991 года, что подтверждается свидетельством о смерти, актовая запись №... от <дата> (л.д. 15).

Из справки от 19 июля 1994 года (л.д. 14) следует, что в книге записей о рождении Черкесского городского отдела ЗАГСа от 11 июля 1990 года имеется запись №... о рождении Лымаревой Т.И., где матерью указана <Л.Е.>, а отцом <Л.И.>, кроме этого указано, что сведения об отце записаны по указанию матери, то есть с ее слов.

Решением Сторожевского сельского Совета народных депутатов Зеленчукского района №... от 29 октября 1991 года <Л.А.> была назначена опекуном своей внучки Лымаревой Т.И. (л.д. 25)

Постановлением главы администрации Адыге-Хабльского района от 17 октября 2011 года №... «О признании жителей Сторожевского сельского поселения нуждающимися в жилье» Лымарева Т.И. признана сиротой нуждающейся в жилье (л.д. 30).

На основании приказа Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики №... от 21 августа 2008 года «О постановке на учет на получение бюджетных средств на приобретение жилья» <Л.А.> была принята на учет для обеспечения жилым помещением (л.д. 9).

Согласно справки о совокупном доходе №... от 24 сентября 2012 года следует, что совокупный доход Лымаревой Т.И. составляет <.....> рублей. Из справки №... от 25 сентября 2012 года следует, что Лымарева Т.И. состоит на учете в Администрации Сторожевского сельского поселения как малоимущая.

Из материалов дела также следует, что Лымарева Т.И. обучалась в Федеральном государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Ставропольский государственный университет» г. Ставрополь с 2007 года по 2012 года и получила диплом о высшем образовании (л.д. 18 - 24).

По данным КЧР ГУП «Техинвентаризация» Зеленчукского филиала (л.д. 27), ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по Карачаево-Черкесской Республике (л.д. 26), какое-либо недвижимое имущество, в том числе жилое помещение (домовладение) по Зеленчукскому району и по Карачаево-Черкесской Республике за Лымаревой Т.И. не зарегистрировано.

Из справки администрации Сторожевского сельского поселения Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (л.д. 9), свидетельств о государственной регистрации (л.д. 55, 56), технического паспорта (л.д. 48) следует, что домовладение, расположенное в Зеленчукском районе, ст.Сторожевая, <адрес> принадлежит <Л.А.> (бабушке Лымаревой Т.И.). Согласно записи похозяйственной книги по указанному адресу проживет Лымарева Т.И., ее бабушка Лымарева Т.И. и дядя – <ФИО>10

Из справки администрации Сторожевского сельского поселения от 20 сентября 2012 года следует, что Лымарева Т.И. прописана и проживает без права на жилое помещение в ст. Сторожевая, Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики по <адрес>. Согласно похозяйственной книги 14 лицевого счета №... домовладение принадлежит на праве собственности ее бабушке <Л.А.>, <дата> года рождения. Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно пришел к выводу о том, что у Лымаревой Т.И. имеется право на предоставление ей жилого помещения, как лицу из числа детей – сирот, так как она в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, не имеет собственного жилья, состоит в очереди на получение жилья и является нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о предоставлении Лымаревой Т.И. во внеочередном порядке жилого помещения.

Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из указанного, данные положения распространяются на детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23 – летнего возраста, после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми – сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами их числа вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения, поэтому вышеуказанные лица, достигшие возраста 23 лет, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, имеют право на внеочередное предоставление им жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, круг лиц, имеющих право получить жилье вне очереди (п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) установлен ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

При таких обстоятельствах Лымарева Т.И., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете и нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.

Таким образом, выводы суда первой инстанции правомерно основаны не только на положениях действующего жилищного законодательства, но и на положениях ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которой гарантируется каждому гражданину право на жилище.

При этом судебная коллегия не соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что предоставлением жилого помещения Лымаревой Т.И. вне очереди, нарушаются права других детей – сирот, таких же, как и она, которые состоят в списке, так как обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится Лымарева Т.И., не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поскольку внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением. Лымарева Т.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем при осуществлении своей деятельности орган государственной власти субъекта Российской Федерации должен реализовывать государственную социальную политику, направленную на защиту интересов таких лиц.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятого по делу судебного постановления. Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повлечь отмену судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черкесского городского суда от 10 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: