Р Е Ш Е Н И Е
3 ноября 2011 года г. Черкесск
Судья Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Дзыба З.И.,
с участием прокурора Зиздок С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Усть-Джегутинского межрайонного прокурора на постановление Усть-Джегутинского районного суда от 11 октября 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Бытдаева Н.Х., <...>, проживающего по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л А :
Постановлением Усть-Джегутинского межрайонного прокурора от 07.09.2011 г. в отношении индивидуального предпринимателя Бытдаева Н.Х. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренному ч.1 ст.8.21 КоАП РФ (выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения).
Постановлением Усть-Джегутинского районного суда от 11 октября 2011 года производство по данному делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ИП Бытдаева Н.Х. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.
В протесте Усть-Джегутинского межрайонного прокурора на принятое судом постановление ставится вопрос о его отмене ввиду нарушения судом требований административного законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, заслушав объяснения прокурора Зиздок С.В., поддержавшей доводы протеста, объяснения ИП Бытдаева Н.Х., полагаю постановление суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Бытдаев Н.Х. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28 июня 2002 года Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по КЧР, основным видом деятельности ИП Бытдаева Н.Х. является производство минерального порошка.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу ввиду отсутствия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, указал на то, что в суде не нашли подтверждение факты выброса вредных веществ в атмосферный воздух предприятием, принадлежащим ИП Бытдаеву Н.Х.
Данный вывод суда сделан без надлежащей оценки имеющихся в деле доказательств, без выяснения действительных обстоятельств дела, в связи с чем принятый по делу судебный акт подлежит отмене.
Из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что ИП Бытдаев Н.Х. осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух в нарушение ч.1 ст.4 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее ФЗ-96), ч.4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» без специального разрешения, данные действия подлежат квалификации по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Согласно ст. 1 ФЗ-96 «вредное (загрязняющее) вещество» - это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ-96 выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 года N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6 Положения). Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) (пункт 8).
В судебном заседании ИП Бытдаев Н.Х. пояснил, что владеет заводом по производству минерального порошка. Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по КЧР ему выдавалось разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения сроком до 01.01.2004 г., инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу завода была согласована сроком до 01.04.2008 г. Позднее им предпринимались действия для инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. 23.08.2011 г. им заключен договор с ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» по отбору проб промышленных выбросов и отходов. После исполнения указанного договора он обратится в соответствующие органы за разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.
Кроме показаний ИП Бытдаева Н.Х., факт выброса принадлежащим ему предприятием вредных веществ в атмосферный воздух подтверждается следующими доказательствами.
Из представленного ИП Бытдаевым Н.Х. «Проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», разработанного в 2007 г. и по утверждению Бытдаева Н.Х. отражающего работу предприятия в настоящее время, следует, что принадлежащее ему предприятие по производству минерального порошка имеет источники выделений загрязняющих веществ в атмосферу в количестве 21 шт. (агрегаты, установки, аппараты и т.п.), источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в количестве 19 шт., в том числе организованные - 7, категория экологической опасности предприятия – 2. От указанных источников в течение года в атмосферный воздух выделяется 18.29169 тонн загрязняющих веществ 16 наименований.
То обстоятельство, что предприятие действительно выделяет в атмосферный воздух загрязняющие вещества, подтверждается протоколом исследования воздуха Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР» № 93-95 от 25.08.2011 г., из которого видно, что пробы воздуха, отобранные на улицах г. Усть-Джегуты рядом с предприятием ИП Бытдаева Н.Х., содержат углерода оксид, серы диоксид, азота диоксид, бензол и т.д. (л.д. 17-18). Согласно же приложению №2 к приказу Минприроды РФ от 31.12.2010 N 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию», углерода оксид, серы диоксид, азота диоксид, бензол входят в Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.
Согласно договора аренды №012 от 19.10.2006 г., Бытдаев Н.Х. сдал в срочное возмездное владение и пользование ООО «Промэкология» установку для утилизации различных отходов нефтепродуктов, резервуар 300 куб.м., площадку с твердым покрытием 120 кв.м., площадку с навесом 40 кв.м., складское помещение 70 кв.м.
В связи с тем, что общей территорией предприятия пользуется как ИП Бытдаев Н.Х., так и ООО «Промэкология», Дополнительным соглашением №001 к договору аренды №012 от 19.10 2006 г. предусмотрено, что ООО «Промэкология» производит оплату за неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории, а ИП Бытдаев Н.Х. производит оплату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
ИП Бытдаев Н.Х. суду показал, что оплата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух им производятся.
Из материалов дела усматривается, что постановлением №160\2011 от 22.09.2011 г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КЧР (Роспироднадзор) ИП Бытдаев Н.Х. привлекался к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Из указанного постановления №160\2011 от 22.09.2011 г. следует, что предприятие ИП Бытдаева Н.Х. осуществляет выброс вредных веществ в атмосферу - оксида углерода, диоксида серы, азота, ксилола, толуола, в связи с чем Бытдаев Н.Х. обязан осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Данное постановление ИП Бытдаевым Н.Х. не обжаловано.
Из письма Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по КЧР №ВЛ-18\1012 от 01.04.2003 г. следует, что данным Управлением выдавалось ИП Бытдаеву Н.Х. разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения сроком до 01.01.2004 г., инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу завода согласовывалась сроком до 01.04.2008 г.
Доказательств того, что ИП Бытдаев Н.Х. на сегодняшний день имеет разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не представлено.
Таким образом, исследованные судом доказательства достоверно свидетельствуют о том, что предприятие ИП Бытдаева Н.Х. осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при этом разрешения на эти выбросы не имеется.
Действия ИП Бытдаева Н.Х. следует квалифицировать по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, т.к. принадлежащее ему предприятие осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Санкция ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает следующие виды административного взыскания - административный штраф или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Бытдаев Н.Х., признавая факт выброса предприятием вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, просил применить административное наказание в виде административного штрафа, т.к. административное приостановление деятельности предприятия приведет к затягиванию процедуры получения им разрешительной документации на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сделает невозможным проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, т.к. последняя предполагает отбор проб промышленных выбросов при работающем предприятии.
Обсуждая вопрос о виде административного наказания, суд принимает во внимание раскаяние лица, привлекаемого к административной ответственности, а также то обстоятельство, что фактов загрязнения атмосферного воздуха выбросами предприятия, принадлежащего ИП Бытдаеву Н.Х., суду не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает назначить ИП Бытдаеву Н.Х. административное наказание в виде административного штрафа, т.к. применение вида административного наказания в виде административного приостановления деятельности предприятия приведет к затягиванию процедуры получения разрешительной документации на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Руководствуясь ст. ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А :
Постановление Усть-Джегутинского районного суда от 11 октября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Бытдаева Н.Х. – отменить.
Признать индивидуального предпринимателя Бытдаева Н.Х. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Судья Верховного суда КЧР З.И.Дзыба