Определение Верховного суда КБР от 07 июля 2011 года, которым подсудимому Казиеву С.К. изменена мера пресечения с заключения под стражу на подписку о невыезде и надлежащем поведении, оставлен без изменения, а апеляционное представление без удовлетворения



Судьи: Гориславская Г.И. Дело № 10-3/2011

Думаев А.Б.

Вологиров А.Ж.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Нальчик 08 августа 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего судьи Бецукова А.З.,

судей Маздогова В.Х. и Атабиева Х.Х.,

при секретаре Шарданове К.Н. с участием

прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами управления в Северо-Кавказском федеральном округе Медведевой И.В., подсудимого Казиева Сергея Канаматовича, его защитника –

адвоката Аталикова С.К. (удостоверение № 244, ордер № 336 от 08.08.2011 года)

рассмотрела в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционное представление руководителя группы государственных обвинителей Чибиневой О.П. на определение Верховного суда КБР от 07 июля 2011 года, которым подсудимому

Казиеву Сергею Канаматовичу, обвиняемому в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210; ч. 2 ст. 209; ст. 279; ч. 3 ст. 205; ст. 317; п.п. «а», «е», «ж», «з» ч. 2 ст. 105; ч. 3 ст. 30 – п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 226; п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 226; ч. 4 ст. 166; ч. 3 ст. 222 УК РФ, изменена мера пресечения с заключения под стражу на подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Заслушав доклад судьи Бецукова А.З., доводы прокурора Медведевой И.В., поддержавшей апелляционное представление об отмене определения суда, подсудимого Казиева С.К. и его защитника Аталикова С.К., просивших оставить определение суда без изменения, проверив представленные материалы, судебная коллегия,

установила:

Верховный суд КБР в составе трех федеральных судей в настоящее время рассматривает уголовное дело № 2-28/072-1/082-1/09/2-1/10/2-1/11 в отношении Казиева С.К. и других подсудимых, обвиняемых в связи с событиями 13 октября 2005 года в г. Нальчике.

Казиев С.К. по указанному уголовному делу обвиняется в принятии активного участия в преступном сообществе (преступной организации), созданном для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, и совершенных в составе преступного сообщества бандитизме, вооруженном мятеже, террористическом акте, посягательствах на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, убийствах граждан, неправомерных завладениях транспортными средствами без цели хищения (угонах), хищении и покушении на хищение огнестрельного оружия и боеприпасов, а также незаконном обороте огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в период с декабря 2004 года по 13 октября 2005 года в г. Нальчике и Кабардино-Балкарской Республике.

Обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210; ч. 2 ст. 209; ст. 279; ч. 3 ст. 205; ст. 317; п.п. «а», «е», «ж», «з» ч. 2 ст. 105; ч. 3 ст. 30 – п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 226; п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 226; ч. 4 ст. 166; ч. 3 ст. 222 УК РФ, предъявлено Казиеву С.К. постановлением руководителя следственной группы – следователя по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе Саврулина А.Ю. 18.11.2006 года.

Мера пресечения в виде заключения под стражу была избрана Казиеву С.К. 08.05.2006 года постановлением Нальчикского городского суда КБР. Под стражей Казиев С.А. содержался с 07.05.2006 года, когда был задержан в порядке ст.ст. 91-92 УПК РФ.

Определением Верховного суда КБР от 20.06.2011 года срок содержания под стражей Казиева С.К. и других подсудимых был продлен по 26.09.2011 года включительно.

Определением Верховного суда КБР от 07.07.2011 года Казиеву С.К. мера пресечения изменена с заключения под стражу на подписку о невыезде и надлежащем поведении. На Казиева С.К. возложена обязанность: не покидать место жительства – административно-территориальное образование – городской округ Нальчик без разрешения суда; не препятствовать производству по уголовному делу; в назначенный срок являться по вызовам суда, - после чего он освобожден из-под стражи в зале суда.

В апелляционном представлении руководитель группы государственных обвинителей Чибинева О.П. просит определение суда об изменении Казиеву С.К. меры пресечения отменить как необоснованное и направить дело в тот же суд. Ссылается на то, что Казиев С.К. обвиняется в совершении особо тяжких и тяжких преступлений, направленных против безопасности России, ее Конституционного строя, исполнительной власти, правоохранительных органов, а также против жизни и здоровья граждан Российской Федерации, представляет повышенную опасность для общества и безопасности государства, принимал непосредственное участие в составе преступного сообщества в нападении 13 октября 2005 года на 1 ОВД г. Нальчика. Имеющиеся у Казиева С.К. хронические заболевания не препятствуют его нахождению под стражей и получению лечения в условиях Республиканской больницы ИК-3 УФСИН РФ по КБР. Отказ Казиева С.К. от прохождения стационарного лечения в ИК-3 УФСИН РФ по КБР не может служить основанием для изменения ему меры пресечения.

В возражении на апелляционное представление защитник Казиева С.К. – адвокат Аталиков С.К. просит оставить определение суда от 07.07.2011 года без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения. Указывает, что Казиев С.К. страдает рядом заболеваний, в том числе, гепатитом «С», болезнь прогрессирует, состояние его здоровья ухудшается, он нуждается в круглосуточном наблюдении врачей в ГУЗ «ЦПБ со СПИД и ИЗ по КБР», а в Республиканской больнице ИК-3 УФСИН РФ по КБР врача-инфекциониста нет.

В суде апелляционной инстанции прокурор Медведева И.В. поддержала доводы представления и просила отменить определение суда об изменении Казиеву С.К. меры пресечения.

Подсудимый Казиев С.К. и его защитник Аталиков С.К. просили определение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционного представления, выслушав участников судебного заседания, проверив представленные материалы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда об изменении подсудимому Казиеву С.К. меры пресечения.

Согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Определение Верховного суда КБР от 07.07.2011 года об изменении подсудимому Казиеву С.К. меры пресечения с заключения под стражу на подписку о невыезде и надлежащем поведении отвечает указанным требованиям закона.

Изменение подсудимому Казиеву С.К. меры пресечения с заключения под стражу на подписку о невыезде и надлежащем поведении мотивировано тем, что основания избрания и продления Казиеву С.К. меры пресечения в виде заключения под стражу изменились в связи со значительным ухудшением состояния его здоровья, невозможностью участия его в судебном заседании, из-за чего судебное разбирательство после 20.06.2011 года трижды откладывалось.

По мнению суда первой инстанции, эффективность проводимого подсудимому лечения зависит, в том числе, и от его возможности беспрепятственно посещать иные медицинские учреждения, проходить обследования и получать консультации в пределах проживания, то есть г. Нальчика. Кроме того, суд считает, что проведение надлежащего лечения Казиеву С.К. будет способствовать сокращению сроков рассмотрения уголовного дела.

Определение суда об изменении Казиеву С.К. меры пресечения вынесено в судебном заседании в соответствии с требованиями УПК РФ по вопросам меры пресечения, основано на материалах уголовного дела и достаточно мотивировано.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 УПК РФ.

Согласно ст. 99 УПК РФ при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

Учитывая значительное ухудшение состояния здоровья подсудимого, препятствующее участию его в судебном разбирательстве, суд для обеспечения указанных в ст. 97 УПК РФ целей счел достаточным в отношении Казиева С.К. меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Довод апелляционного представления о том, что Казиев С.К. обвиняется в совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений, учтен судом первой инстанции при изменении ему меры пресечения. Тяжесть обвинения не является сама по себе достаточным основанием для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или продления срока содержания под стражей.

Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 07.04.2005 года по делу «Рохлина против Российской Федерации» указал, что жестокость наказания за совершенное преступление имеет значение при оценке риска того, что лицо скроется от правосудия. При этом Европейский Суд в очередной раз напомнил, что тяжесть совершенного преступления не может сама по себе служить основанием длительного срока содержания под стражей (п. 66).

По смыслу абз. 1 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» тяжесть подозрения, которой государственные обвинители, по существу, обосновывают необходимость продления ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, лишь учитывается при решении указанного вопроса и является второстепенной по сравнению с данными о том, что обвиняемый может скрыться от органов предварительного расследования или суда, фальсифицировать доказательства, оказать давление на потерпевшего, свидетелей.

Такими данными считаются сведения о личности подозреваемого, обвиняемого (возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства), справки о судимости, об угрозах в адрес потерпевшего, свидетелей (абз. 3 п. 4 указанного Постановления).

При изучении представленных суду апелляционной инстанции материалов подобных доказательств не обнаружено.

Подсудимый Казиев С.К. явился по первому вызову суда апелляционной инстанции, прошел стационарное лечение вскоре после освобождения из-под стражи, доказательств нарушения или попытки нарушения им условий подписки о невыезде и надлежащем поведении сторона обвинения не представила.

Исследованные судом апелляционной инстанции материалы подтверждают доводы подсудимого Казиева С.К. о том, что больница УФСИН РФ по КБР не имеет условий для его надлежащего лечения, не могла установить факт перехода имеющегося у него заболевания - гепатита «С» - в цирроз печени.

Согласно заключению эксперта (экспертиза по материалам дела) № 144 от 15.10.2009 года у Казиева С.К. имеются заболевания:

1.1. Хронический гепатит (вирусный HCV, токсический, дисметаболический), активная стадия; вторичный хронический панкреатит с внешнесекреторной недостаточностью; хронический холецистит, фаза обострения; жировой гепатоз; хронический двухсторонний пиелонефрит; дилатация чашечно-лоханочного комплекса.

1.2. Посттромбофлебитический синдром правой верхней и правой нижней конечностей, отечно-болевая форма. Хроническая венозная недостаточность 0-1 степени верхней и нижней конечностей справа.

1.3. Псориаз распространенный, папуло-бляшечная форма, стационарная стадия, неопределенный тип, осложненная псориатической артропатией.

Выставленный в Ессентукской центральной городской больнице диагноз «цирроз печени» при обследовании не подтверждается. Казиев С.К. нуждается в стационарном лечении, которое возможно как в условиях стационара специализированного типа, так и в условиях Республиканской больницы УФСИН России по КБР /л.д. 237-250/.

Определением суда от 03.06.2011 года Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1» УФСИН РФ по КБР было поручено организовать медицинское обследование подсудимого Казиева С.К. по поводу имеющегося у него заболевания – вирусного гепатита «С» - в условиях Государственного учреждения здравоохранения «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Министерства здравоохранения КБР, медицинского центра «Инвитро» или медицинского центра «Врач-пациенту», либо с приглашением в ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН РФ по КБР специалистов указанных медицинских учреждений. Данное поручение было обусловлено невозможностью полного обследования Казиева С.К. и определения тяжести имеющихся у него заболеваний в условиях больницы УФСИН РФ по КБР /л.д. 251-252/.

В результате обследования по указанному поручению суда у Казиева С.К. выявлен цирроз печени вирусной этиологии, активная фаза декомпенсации, подтвержденный заключением о медицинском освидетельствовании от 07.07.2011 года, и препятствующий участию в судебном заседании /л.д. 259/.

Подсудимый Казиев С.К. 04.07.2011 года письменно ходатайствовал о рассмотрении уголовного дела без его участия в связи с ухудшением его здоровья /л.д. 258/.

Отказ Казиева С.К. от лечения в ИК-3 был мотивирован в его письменном заявлении тем, что оно не способствует улучшению здоровья, наоборот, состояние его здоровья ухудшается /л.д. 257/.

При этих обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит необоснованным довод апелляционного представления о том, что Казиев С.К., находясь в следственном изоляторе, при необходимости проходил обследования и получал консультации врачей-специалистов Республиканской клинической больницы и ГУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ» Министерства здравоохранения КБР.

Суд, принимая решение об изменении меры пресечения, достоверно установил, что подсудимый Казиев С.К. надлежащего лечения в ИК-3 УФСИН РФ по КБР не получает, принял во внимание и законный интерес других участников по рассмотрению уголовного дела в разумный срок. Факты неоднократного откладывания судебных заседаний из-за невозможности Казиева С.К. участвовать в них по состоянию здоровья сторона обвинения не оспаривает.

Вывод суда о том, что эффективность проводимого подсудимому лечения зависит, в том числе, и от возможности беспрепятственно посещать иные медицинские учреждения, проходить обследования и получать консультации в пределах г. Нальчика, нашел подтверждение.

Как видно из представленной Казиевым С.К. заверенной копии медицинской карты № 4675 стационарного больного, он 11.07.2011 года поступил в ГУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ» Министерства здравоохранения КБР и находился на стационарном лечении до 28.07.2011 года.

Подсудимый Казиев С.К. пояснил, что благодаря этому лечению состояние его здоровья улучшилось, что и позволяет ему принять участие в заседании суда апелляционной инстанции. Данные ему согласно медицинской карте рекомендации по поддержанию здоровья не могут быть соблюдены в условиях содержания под стражей.

В апелляционном представлении обращается внимание на то, что в заключениях врачей нет указания на препятствование нахождению под стражей Казиева С.К. его заболеваний.

Однако, данное обстоятельство не может служить основанием для отмены определения суда, поскольку мера пресечения подсудимому Казиеву С.К. изменена без применения ч. 1.1 УПК РФ, предписывающей изменять заключение под стражу на более мягкую меру пресечения при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования.

К тому же, из представленных суду апелляционной инстанции материалов не видно, проходил ли подсудимый Казиев С.К. специальное медицинское освидетельствование в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 года № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» для установления наличия или отсутствия у него тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей.

Не может быт принят и довод прокурора Медведевой И.В. о невозможности создания для каждого обвиняемого индивидуальных условий для лечения. Такой подход к вопросу охраны здоровья обвиняемых противоречит ст. 41 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Обеспеченное судом первой инстанции комплексное обследование состояния здоровья подсудимого Казиева С.К. и предоставленная ему возможность для стационарного лечения в ГУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ» Министерства здравоохранения КБР не могут расцениваться как создание для него специальных условий для лечения.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, влекущих в соответствии со ст. 389.15 УПК РФ отмену определения Верховного суда КБР от 07.07.2011 года об изменении подсудимому Казиеву С.К. меры пресечения с заключения под стражу на подписку о невыезде и надлежащем поведении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.19, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 июля 2011 года, которым подсудимому Казиеву Сергею Канаматовичу изменена мера пресечения с заключения под стражу на подписку о невыезде и надлежащем поведении, оставить без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.

Председательствующий А.З. Бецуков

Судьи: В.Х. Маздогов

Х.Х. Атабиев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200