Определение Верховного суда КБР от 20.06.2011г. в отношении Ногерова Р.А., Будтуева К.Б. и Улимбашева З.Х. оставлено без изменения.



Судьи Гориславская Г.И.

Думаев А.Б. и Вологиров А.Ж. Дело № 10-2/2011

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нальчик 11 августа 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего судьи Атабиева Х.Х.

судей Маздогова В.Х. и Бецукова А.З.,

при секретаре Тлехураевой З.С.

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами управления в СКФО Медведевой И.В.,

подсудимых: Ногерова Р.А.; Будтуева К.Б. и Улимбашева З.Х.,

Адвокатов: Барагунова А.М., представившего удостоверение №23 и ордер №3987, Шак Е.С. представившей удостоверение №179 и ордер №76, Езеевой З.Р. представившей удостоверение №280 и ордер № 3242.

рассмотрела в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционное представление руководителя группы государственных обвинителей Чибиневой И.П. в отношении - Будтуева К.Б. и Улимбашева З.Х., и апелляционную жалобу Ногерова Р.А. в отношении него на определение Верховного Суда КБР от 20 июня 2011 года, которым обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210, ч. 2 ст. 209, ст. 279, ч. 3 ст. 205, ст. 317, п.п. «а, е, ж, з» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30 и п.п. «а,б» ч. 4 ст. 226, п.п. «а, б» ч. 4 ст. 226, ч. 4 ст. 166, ч. 3 ст. 222 УК РФ, мера пресечения - Ногерову Р.А. заключение под стражу, а Будтуеву К.Б. и Улимбашеву З.Х., подписка о невыезде и надлежащем поведении оставлена без изменения.

Заслушав доклад судьи Атабиева Х.Х., мнение прокурора Медведевой И.В., поддержавшей апелляционное представление об отмене определения суда в отношении подсудимых Будтуева К.Б. и Улимбашева З.Х. и оставлении без изменения определения в отношении Ногерова Р.А., подсудимого Ногерова Р.А. и его адвоката - Езееву З.Р. об изменении меры пресечения в отношении Ногерова Р.А. на подписку о невыезде и надлежащем поведении, подсудимых Будтуева К.Б., Улимбашева З.Х. и их адвокатов - Шак Е.С. и Барагунова А.М., об оставлении определения в отношении них без изменения, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Верховным судом КБР рассматривается по существу уголовное дело в отношении - Будтуева К.Б., Улимбашева З.Х., Ногерова Р.А. и других подсудимых (всего 56 человек) по обвинению их в том числе в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210, ч. 2 ст. 209, ст. 279, ч. 3 ст. 205, ст. 317, п.п. «а, е, ж, з» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30 и п.п. «а,б» ч. 4 ст. 226, п.п. «а, б» ч. 4 ст. 226, ч. 4 ст. 166 и ч. 3 ст. 222 УК РФ.

Определением Верховного Суда КБР от 20 июня 2011 года мера пресечения - Ногерову Р.А. заключение под стражу, а Будтуеву К.Б. и Улимбашеву З.Х., подписка о невыезде и надлежащем поведении оставлена без изменения, на которое принесены апелляционные представление и жалоба.

В апелляционном представлении руководитель группы государственных обвинителей Чибинева И.П. просит определение в отношении - Будтуева К.Б. и Улимбашева З.Х. в части оставления им меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

В обоснование представления указывается, что суд, принимая решение об оставлении меры пресечения в виде подписки о невыезде без изменения, мотивировал его тем, что основания для изменения избранной им ранее меры пресечения на более строгую не изменились, условия подписки о невыезде и надлежащем поведении ими соблюдаются.

В тоже время, продлевая меру пресечения в виде заключения под стражей в отношении других подсудимых, суд в определении указал, что исследование доказательств, представленных стороной обвинения, не позволяют сделать вывод о том, что основания для избрания меры пресечения подсудимым изменились, поскольку вопросы доказанности, объема обвинения и юридической оценки действий подсудимых не подлежат обсуждению при решении вопроса о мере пресечения.

Указывает, что при изменении меры пресечения в отношении Будтуева К.Б. судом указанные выше основания не были учтены. Более того, показания - Будтуева К.Б. на предварительном следствии и показания свидетелей на предварительном следствии, на которые ссылался в своих показаниях в суде Будтуев К.Б., не были предметом исследования в судебном заседании.

Из заключения комиссионной судебно-медицинской экспертизы № 242 следует, что Улимбашев З.Х. по состоянию здоровья нуждается в проведении ему стационарного хирургического лечения в условиях специализированного медицинского учреждения - нейрохирургического отделения. Однако до настоящего времени никакого хирургического лечения Улимбашев З.Х. не прошел. Согласно представленной адвокатом подсудимого выписки из истории болезни Улимбашев З.Х. находился на стационарном лечении с 17.02.2011 г. по 03.03.2011 г., выписан по месту жительства под наблюдение невролога без существенной динамики, при этом он все время являлся в судебные заседания. В условиях следственного изолятора Улимбашев З.Х. проходил аналогичное лечение.

В апелляционной жалобе Ногеров Р.А. просит изменить определение Верховного суда КБР в отношении него о продлении срока содержания под стражей, исключив его из списка лиц кому продлена мера пресечения.

В обоснование жалобы указывает, что за весь период следствия и суда обвинение ничем не доказало его вину в событиях 13 октября 2005 года. Его алиби подтвердили более 10 свидетелей, он болен астмой.

С учетом того, что эпизод уголовного дела, инкриминируемый ему будет рассмотрен в последнюю очередь и его полная непричастность к преступлениям будет установлена только спустя годы, дальнейшее содержание под стражей причиняет ущерб его правам.

Указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. ст. 97, 99 УПК РФ. Исходя из презумпции невиновности, обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, суд обязан был изменить ему меру пресечения.

В возражении на апелляционную жалобу руководитель группы государственных обвинителей Чибинева О.П. просит определение Верховного Суда КБР в отношении Ногерова Р.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Указывает, что основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении всех подсудимых и ее дальнейшее продление не отменялись и не признавались незаконными, сохраняют свое значение и в настоящее время.

Вопросы доказанности, объема обвинения и юридической оценки действий подсудимых не подлежат обсуждению при решении вопроса о мере пресечения.

Эпизод нападения на пост «Хасанья», в котором обвиняется Ногеров Р.А. еще не был предметом исследования в судебном заседании, сам он никаких показаний не давал. Приобщенные к материалам уголовного дела объяснения граждан не являются основанием для изменения Ногерову Р.А. меры пресечения и подлежат юридической оценке при рассмотрении дела по существу.

Указывает, что в ходе предварительного следствия проводилась проверка по факту наличия у Ногерова Р.А. телесных повреждений в виде кровоподтеков, по результатам которой 23 декабря 2005 года отказано в возбуждении уголовного дела.

Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционного представления, апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав мнение сторон, суд не находит оснований для отмены или изменения определения суда.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 УПК РФ определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

В Соответствии с ч. 3 ст. 255 УПК РФ суд, в производстве которого находится уголовное дело, по истечении 6 месяцев со дня поступления дела в суд вправе продлить срок содержания подсудимого под стражей по делам об особо тяжких и тяжких преступлениях.

Согласно ч. 1 ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более мягкую или более строгую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 УПК РФ.

Указанные требования закона соблюдены судом первой инстанции.

Определением Верховного Суда КБР от 21 июня 2010 года подсудимому Будтуеву К.Б. мера пресечения в виде заключения под стражу была изменена на домашний арест, а затем 23 сентября 2010 года на подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Определением Верховного Суда КБР от 20 декабря 2010 года мера пресечения в отношении подсудимого Улимбашева З.Х. в виде заключения под стражу была изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Как правильно указано в определении суда, основания, по которым подсудимым Будтуеву К.Б. и Улимбашеву З.Х. ранее была изменена мера пресечения на подписку о невыезде и надлежащем поведении, по кассационному представлению государственного обвинителя прошли кассационную проверку Верховного Суда Российской Федерации и были признаны законными и обоснованными.

После изменения меры пресечения подсудимые Будтуев К.Б. и Улимбашев З.Х. условия подписки о невыезде и надлежащем поведении не нарушали, оснований для ее изменения на более строгую, не приведено в апелляционном представлении и не установлено судом.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционного представления являются не обоснованными.

Апелляционная жалоба Ногерова Р.А. подлежит оставлению без удовлетворения.

Решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Ногерова Р.А. принималось судом с учетом того, что он обвиняется в совершении в составе организованной группы особо тяжких и тяжких преступлений, представляющих повышенную общественную опасность. Кроме того, учитывалось, что, оставаясь на свободе он может скрыться от следствия и суда, оказать воздействие на участников уголовного судопроизводства, иным способом воспрепятствовать производству по делу.

На момент рассмотрения ходатайства эти основания не изменились, они не отменялись и не признавались незаконными.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что исследование ряда доказательств, представленных стороной обвинения, не позволяют прийти к выводу, что основания для содержания Ногерова Р.А. под стражей изменились, поскольку вопросы доказанности, объёма обвинения и юридической оценки действий подсудимого не подлежат обсуждению при решении вопроса о мере пресечения.

Эпизод нападения на пост «Хасанья», в котором обвиняется Ногеров Р.А. не исследован судом, сам Ногеров Р.А. показаний не давал.

Алиби Ногерова Р.А. о его непричастности к инкриминируемым ему преступлениям и приобщенные к материалам уголовного дела объяснения граждан не являются основанием для изменения Ногерову Р.А. меры пресечения и подлежат юридической оценке при рассмотрении дела по существу.

В ходе предварительного следствия проводилась проверка по факту наличия у Ногерова Р.А. телесных повреждений, по результатам которой 23 декабря 2005 года отказано в возбуждении уголовного дела.

Сведений о невозможности нахождения под стражей Ногерова Р.А. по состоянию здоровья суду не представлено.

Оснований для изменения или отмены меры пресечения, в отношении Ногерова Р.А., апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.19, 389.20389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 июня 2011 года в отношении Ногерова Р.А., Будтуева К.Б. и Улимбашева З.Х. оставить без изменения, а апелляционное представление и апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Х.Х. Атабиев

Судьи Х.В. Маздогов

А.З. Бецуков


-32300: transport error - HTTP status code was not 200