Приговор отменен ввиду существенного нарушения уголовно-процессуального закона и неправильного применения уголовного закона.




Судья Бабгоев А.Х. Уг. дело №4у-220

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г. Нальчик 19 августа 2010 года

Президиум Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

в составе:

председательствующего Маирова Ю.Х.

членов президиума Кодзокова З.Б., Блохиной Е.П., Мальбахова Б.Х.

рассмотрел надзорное представление заместителя прокурора КБР Жекеева А.М. о пересмотре приговора районного суда города Баксан КБР от 11 марта 2010г. в отношении Сижажева Х.Б.

Приговором районного суда города Баксан КБР от 11 марта 2010г.

Сижажев Хасан Баразбиевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> КБР, гражданин РФ, имеющий неполное среднее образование, военнообязанный, не состоящий в браке, не работающий, судимый ранее:

- Баксанским районным судом КБР 11 августа 2008г. по ст.228 ч.2 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года,

проживающий в КБР, <адрес>,

осужден по ст.70 УК РФ к вновь назначенному наказанию присоединена часть наказания, назначенного по приговору Баксанского районного суда КБР от 11 августа 2008 г. и окончательно к отбытию 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Сижажева Х.Б. оставлена без изменения.

Срок наказания постановлено исчислять с 20.09.2009 г., то есть с зачетом времени содержания под стражей.

Решена судьба вещественных доказательств по делу.

В кассационном порядке приговор обжалован не был.

Постановлением судьи Верховного Суда РФ от 04 августа 2010г. по надзорному представлению возбуждено надзорное производство, и оно передано на рассмотрение президиума Верховного суда КБР.

В надзорном представлении заместителя прокурора КБР Жекеева А.М. ставится вопрос об отмене приговора суда ввиду существенного нарушения уголовно-процессуального закона и неправильного применения уголовного закона.

Заслушав доклад заместителя председателя Кодзокова З.Б., мнение прокурора Жекеева А.М., поддержавшего доводы кассационного представления, президиум

У С Т А Н О В И Л:

Сижажев Х.Б. признан судом виновным в том, что в начале сентября 2008 года в дневное время, в огороде домовладения по <адрес> в <адрес> незаконно приобрел наркотическое средство, марихуану, часть которого употребил тут же, а оставшуюся часть массой не менее 1425,2 грамма, что образует особо крупный размер, незаконно хранил на территории вышеуказанного домовладения без цели сбыта до 8 часов 40 минут 21 октября 2008г., то есть до обнаружения и изъятия сотрудниками БМРО УФСКН России по КБР.

Он, же признан виновным в том, что в начале сентября 2008 года, спустя примерно час после приобретения наркотического средства марихуана в домовладении по <адрес> в <адрес>, путем экстрагирования растворителем, незаконно изготовил готовое к использованию наркотическое средство, гашишное масло, часть которого употребил сам, а оставшуюся часть массой 1,21 грамма, что образует крупный размер, незаконно хранил без цели сбыта до 8 часов 40 минут 21 октября 2008г., то есть до обнаружения и изъятия сотрудниками БМРО УФСКН РФ по КБР.

В надзорном представлении заместитель прокурора КБР в обоснование необходимости отмены приговора указывает, что при вынесении приговора суд в обоснование вины Сижажева Х.Б. сослался на протокол очной ставки между обвиняемым Сижажевым Х.Б. и свидетелем С., рапорт об обнаружении признаков преступления, протокол обследования жилища от 21.10.08, протокол смывов с ладоней рук и носогубного треугольника заключение судебно-химической экспертизы №505 от 22.10.08, которые согласно протокола судебного заседания, не исследовались в судебно следствии, то есть фактически не были представлены стороной обвинения качестве доказательств по делу. В нарушение требований ч. 1 ст. 293 УПК РФ после окончания прений сторон подсудимому не было предоставлено последнее слово. Суд, верно указав в описательной части приговора на наличие в действиях Сижажева признаков незаконного приобретения и хранения наркотического средства в особо крупном размере без цели сбыта, а также незаконного изготовления и хранения наркотического средства - гашишного масла в крупном размере без цели сбыта, в мотивировочной части приговора при описании квалификации деяний Сижажева Х.Б. ошибочно квалифицировал деяние Сижажева в части, касающейся гашишного масла, как незаконное приобретение наркотического средства в крупном размере без цели сбыта, тогда как признак незаконного приобретения органами предварительного расследования Сижажеву не вменялся.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в надзорном представлении, Президиум находит надзорное представление подлежащим удовлетворению, судебное постановление, вынесенное по делу подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями п.2 ст.307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать, в том числе доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства.

Как видно из приговора районного суда города Баксан КБР от 11 марта 2010г., суд указал, что вина подсудимого Сижажева Х.Б. подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами:

- протоколом очной ставки от 25.11.2009 г., проведенной между обвиняемым Сижажевым Х.Б. и свидетелем С. (л.д.164-167);

- рапортом об обнаружении признаков преступления старшим оперуполномоченным по ОВД БМРО УФСКН РФ по КБР Ш. от 21.10.2008 г. (л.д.5);

- протоколом обследования жилища от 21.10.2008 г. (л.д. 8-9);

- протоколом смывов рук и носогубного треугольника от 21.10.2008 г (л.д.11);

- заключением судебно-химической экспертизы №505 от 22.12.2008 г. (л.д.60-66).

Однако, согласно протоколу судебного заседания (л.д. 267-273), указанные доказательства не оглашались и не исследовались судом.

Суд в приговоре указал, что при назначении наказания, учитывает, что подсудимый привлекается к уголовной ответственности повторно, по месту жительства характеризуется отрицательно. При этом, как это следует из протокола судебного заседания, данные, характеризующие личность подсудимого, в судебном заседании не оглашались и не исследовались (л.д. 267-273).

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 г. №1 «О судебном приговоре» приговор в силу ст. 240 УПК РФ были непосредственно исследованы в судебном заседании. С учетом указанного требования закона суд не вправе ссылаться в подтверждение своих выводов на собранные по делу доказательства, если они не были исследованы судом и не нашли отражения в протоколе судебного заседания.

Кроме того, в нарушение установленных ч.2 ст.381 УПК РФ влечет отмену судебного решения.

Как установлено ч.6 ст.259 УПК РФ протокол судебного заседания должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания.

Содержащийся в материалах дела протокол судебного заседания при проведении предварительного слушания от 14 января 2010 г. (л.д.224-225) в нарушение указанных положений процессуального закона не подписан председательствующим.

Кроме того, Сижажеву Х.Б. согласно обвинительного заключения было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст.228 ч.1 УК РФ по признакам: незаконные изготовление, хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере».

Суд в описательно-мотивировочной части приговора, указал, что Сижажев Х.Б. «незаконно приобрел и незаконно хранил без цели сбыта наркотическое средство в крупном и особо крупном размере».

В то же время, описывая преступные деяния по ст.228 ч.1 УК РФ подсудимого суд указал, что Сижажев Х.Б. в начале сентября 2008 г. спустя примерно час после приобретения наркотического средства марихуана, имея умысел на незаконное изготовление и хранение наркотического средства для своего личного употребления, то есть без цели сбыта, по месту своего временного проживания, в домовладении 186, по <адрес> КБР, из верхушечной части дикорастущей конопли путем экстрагирования растворителем незаконно изготовил готовое к использованию наркотическое средство гашишное масло, часть которого употребил сам, а оставшуюся часть общая масса которого при упаривании до сухого остатка при температуре 110 градусов составила, 1,21 грамма, что образует крупный размер, незаконно хранил там же примерно до 8 часов 40 минут 21.10.2008 года, то есть до обнаружения и изъятия сотрудниками БМРО УФСКН РФ по КБР.

Давая юридическую квалификацию действиям Сижажева Х.Б., суд в конце описательно-мотивировочной части указал, что содеянное им соответствует ст.228 ч.1 УК РФ по признакам: незаконные приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств, совершенные в крупном размере.

Таким образом, в приговоре в отношении Сижажева Х.Б. содержатся существенные противоречия в описательно-мотивировочной части приговора в описании преступного деяния и обоснования выводов относительно юридической оценки совершенного преступления

Допущенные судом нарушения уголовного и уголовно-процессуального законов являются существенными и влекут безусловную отмену приговора.

При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки и вынести по делу законное, обоснованное и справедливое решение.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, президиум

П О С Т А Н О В И Л:

Надзорное представление заместителя прокурора КБР Жекеева А.М. удовлетворить.

Приговор районного суда города Баксан КБР от 11 марта 2010г. в отношении Сижажева Хасана Баразбиевича отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей со стадии предварительного слушания.

Председательствующий подпись Ю.Х.Маиров

Копия верна:

Заместитель председателя З.Б.Кодзоков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200