Приговор Черекского районного суда КБР от 21 мая 2010 года в отношении Жабалиева Олега Хамбиевича, Татуева Анатолия Нушовича и Загазежева Станислава Аубекировича оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.



Судья Березгов А.Х. Дело № 22-504-2010 Копия:

К а с с а ц и о н н о е о п р е д е л е н и е

г. Нальчик 10 августа 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Кабардино -Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Сабанчиевой Х.М.,

судей - Баговой Т.Н. и Мамишева К.К.,

с участием прокурора - Кодзокова А. Ф.

осужденных - Жабалиева О.Х., Татуева А.Н., Загазежева С.А.,

адвоката Додуева Д.А., представившего ордер №3468 от 05.07.2010 года и удостоверение № 263 от 24.12.2007 года, в защиту интересов осужденных,

при секретаре судебного заседания- помощнике судьи Заммоеве М.Х.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 августа 2010 года кассационное представление старшего помощника прокурора Черекского района КБР Дохова Т.Б. на приговор Черекского районного суда КБР от 21 мая 2010 года, которым

Жабалиев Олег Хамбиевич,

Татуев Анатолий Нушович, ;

и

Загазежев Станислав Аубекирович, ,

оправданы по предъявленному им обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 171 и п. «а» ч.2 ст. 238 УК РФ за отсутствием в их деяниях состава преступления.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении Жабалиеву О.Х., Татуеву А.Н. и Загазежеву С.А постановлено оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

На основании ст.ст. 134 и 135 УПК РФ постановлено признать за Жабалиевым О.Х., Татуевым А.Н. и Загазежевым С.А. право на реабилитацию и разъяснить порядок возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием, в том числе путем обращения в суд с требованием о возмещении вреда и компенсации морального вреда.

Решена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Баговой Т.Н., мнение прокурора Кодзокова А.Ф., поддержавшего доводы кассационного представления, объяснения оправданных Жабалиева О.Х., Татуева А.Н., Загазежева С.А. и адвоката Додуева Д.А. в защиту их интересов, просивших приговор оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения, судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Органами предварительного следствия Жабалиев О.Х., Татуев А.Н., Загазежев С.А., обвиняются в том, что они совершили преступление в сфере экономической деятельности, а также против здоровья населения и общественной нравственности при следующих обстоятельствах.

На основании постановления главы администрации Черекского района КБР № 138 от 18.07.2000 года образовано крестьянско-фермерское хозяйство «Жабалиев» во главе с Жабалиевым О.Х. с выделением ему земельного участка площадью 1,4 га в пожизненное наследуемое владение. В этом же году КФХ «Жабалиев», главой которого определен Жабалиев О.Х., а членами данного хозяйства - Татуев А.Н. и Загазежев С.А., выдано свидетельство о государственной регистрации данного хозяйства.

Жабалиев О.Х., Татуев А.Н. и Загазежев С.А., по мнению органов предварительного следствия, действуя по предварительному сговору, в 2000 году на территории КФХ «Жабалиев», расположенном в селении Аушигер Черекского района, КБР, в нарушение условий предоставления им земли для рыбоводства, создали бассейн, наполняемый термальной минеральной водой из скважин 109-Э и 109-Р Аушигерского месторождения минеральных термальных вод.

Жабалиев О.Х., Татуев А.Н. и Загазежев С.А., действуя по предварительному сговору, не имея лицензии на право пользования недрами и не заключая договора с юридическими лицами, имевшими право пользования этими недрами, в нарушение ст. 9 и ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», а также ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 2000 года по 30.06.2007 года на территории КФХ «Жабалиев», осуществляли незаконную предпринимательскую деятельность, создав зону отдыха, используя минеральную термальную воду для организации медицинских (бальнеологических) услуг в виде купания граждан в 4-х бассейнах на территории КФХ «Жабалиев» в с.Аушигер Черекского района КБР, получив в период с 01.01.2004 года по 31.03.2007 года от этой деятельности доход в крупном размере в сумме 928900 рублей.

По данному факту органами предварительного следствия действия Жабалиева О.Х., Татуева А.Н. и Загазежева С.А. квалифицированы по ч.1 ст.171 УК РФ по признакам: незаконное предпринимательство, то есть осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Жабалиев О.Х., Татуев А.Н. и Загазежев С.А. органами предварительного следствия также обвиняются и в том, что действуя по предварительному сговору, на территории КФХ «Жабалиев» в е.Аушигер, Черекского района, КБР, в период с 2000 года по июнь 2007 года, не имея лицензии на право пользования термальной минеральной водой из скважин 109-Э и 109-Р Аушигерского месторождения минеральных термальных вод, не имея лицензии и на право занятия медицинской деятельностью (оказание бальнеологических услуг), в нарушении ст.ст. 9, 11 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», организовали в четырех бассейнах с термальной минеральной водой со скважин 109-Э и 109-Р купание граждан без соответствующего специализированного медицинского контроля, допуская к купанию всех желающих, несмотря на противопоказания для некоторых категорий больных с сердечно - сосудистой и другими патологиями, то есть оказывали населению услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, так как принятие бальнеологических процедур может оказывать негативное воздействие на здоровье человека, представлять опасность для его жизни.

Органами предварительного следствия изложенные действия Жабалиева О.Х., Татуева А.Н. и Загазежева С.А. квалифицированы по п. «а» ч. 2 ст. 238 УК РФ, по признакам: оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, совершенные группой лиц по предварительному сговору.

В судебном заседании подсудимые Жабалиев О.Х., Татуев А.Н. и Загазежев С.А. свою вину в инкриминируемых преступлениях, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 238 УК РФ, не признали и на основании ст. 51 Конституции РФ отказались от дачи показаний.

В прениях сторон государственный обвинитель Дохов Т.Б., поддерживая предъявленное органами предварительного следствия Жабалиеву О.Х., Татуеву А.Н. и Загазежеву С.А. обвинение в совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 171 УК РФ, в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

В кассационном представлении старший помощник прокурора Черекского района КБР Дохов Т.Б. просит приговор Черекского районного суда КБР от 21.05.2010 года отменить, и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Мотивирует несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции, и нарушением уголовно-процессуального закона при постановлении приговора.

Указывает, что вопреки утверждениям в оправдательном приговоре, органами предварительного следствия по эпизоду обвинения Жабалиева, Татуева и Загазежева по ч.1 ст. 171 УК РФ детализирован вид деятельности, от которого получен доход в размере 928 900 рублей.

Принимая решение об оправдании указанных лиц по п. «а» ч.2 ст. 238 УК РФ, суд ссылается на проведение им в 2010 году комиссионной СМЭ, согласно заключению которой на момент проведения экспертизы - 17 февраля 2010 года- вода в бассейне отвечает требованиям безопасности.

Автор кассационного представления полагает, что суд вышел за пределы предъявленного обвинения, поскольку Жабалиеву, Татуеву и Загазежеву не инкриминировалось действий, охватываемых 2010 годом. На момент возбуждения уголовного дела, то есть в сентябре 2006 года, ими была организована и оказывалась услуга, не отвечающая требованиям безопасности населения, заключающиеся как в несоблюдении температурного режима, так в отсутствии соответствующего специализированного медицинского контроля, а также надзора соответствующими спасателями за купающимися.

В возражении на кассационное представление адвокат Додуев Д.А. в защиту интересов Жабалиева О.Х., Татуева А.Н. и Загазежева С.А просит приговор, как законный и обоснованный, оставить без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления и возражения на него, выслушав прокурора, оправданных и защитника, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены приговора.

Как видно из материалов уголовного дела, оправдательный приговор в отношении Жабалиева О.Х., Татуева А.Н. и Загазежева С.А. основан на надлежаще исследованных в судебном заседании доказательствах, должный анализ и правильная оценка которым даны в приговоре.

Согласно требованиям ст. 302 УПК РФ обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств.

Тщательно исследовав представленные стороной обвинения доказательства- показания свидетелей ФИО13, ФИО14-К., ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24; протокол осмотра места происшествия от 09.10.2006 г., письма - Министерства Здравоохранения КБР №49 от 10 июля 2006 г., ФГУ « Пятигорский ГНИК Росздрава» №687 от03.07.2006 г., руководителей Каббалкнедра № 14/393 от 06.10.2006 г. и Управления Росздрава по КБР №311 от 13.10.2006 г.; копию Свидетельств о государственной регистрации права от 22.08. 2000 г.; копию постановления ФИО5 района №138 от 18 июля 2000 года, копию Свидетельства №24 от 14 августа 2000 г. о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в них содержатся лишь сведения и обстоятельства, связанные с созданием крестьянско- фермерского хозяйства «Жабалиев», его составом, государственной регистрацией, видах деятельности, в том числе о предоставлении гражданам услуг по купанию в бассейнах с разбавленной минеральной водой, об отсутствии у членов КФХ «Жабалиев» лицензии на право пользования недрами с целью добычи минеральных термальных подземных вод, оказания медицинских услуг и о том, что бесконтрольное оказание медицинских услуг, в том числе бальнеологических, могут оказать негативное воздействие на здоровье человека и представляет опасность для его жизни.

Как правильно указано в приговоре, приведенные доказательства не подтверждают виновность Жабалиева О.Х., Татуева А.Н. и Загазежева С.А. в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 171 и ч.1 ст. 171 УК РФ, является извлечение дохода в крупном размере, который на момент предъявления обвинения Жабалиеву О.Х., Татуеву А.Н. и Загазежеву С.А. составлял 250 000 рублей (в редакции ФЗ №72 от 25.06.2002 года); согласно ФЗ №60 от 07. 04.2010 года извлечение дохода в крупном размере соответствует сумме, превышающей 1 500 000 рублей.

Из исследованного в судебном заседании заключения эксперта- бухгалтера №1294 от 25.06. 2007 года, на которое сторона обвинения ссылается как на доказательство виновности подсудимых, видно, что доходы индивидуального предпринимателя Жабалиева О.Х. за 2004, 2005,2006 и первый квартал 2007 года составили 928 900 рублей ( в том числе: за 2004 г.-290 000 рублей, за 2005 г.- 117400 рублей, за 2006 г.- -403 000 рублей, за первый квартал 2007 г. - 118 500 рублей). Вместе с тем, эксперт отмечает, что указанный доход в 928 900 рублей определен лишь на основании налоговых деклараций по единому налогу, уплачиваемому Жабалиевым О. Х. в связи с применением упрощенной системы налогообложения, но налоговые декларации не достаточны для ответа на вопрос о том, из каких источников и в каком размере складываются ежегодные доходы КФХ «Жабалиев и предпринимателя Жабалиева О.Х.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Жабалиева О.Х., Татуева А.Н. и Загазежева С.А. состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 171 УК РФ, поскольку в их действиях нет обязательного признака этого преступления - «извлечение дохода в крупном размере».

Судебная коллегия соглашается и с выводами суда первой инстанции о том, что вышеуказанные доказательства, представленные стороной обвинения, не содержат сведений, подтверждающих оказание подсудимыми Жабалиевым О.Х., Татуевым А.Н. и Загазежевым С.А. гражданам услуг, не отвечающих требованиям безопасности их жизни и здоровья, совершенных группой лиц по предварительному сговору.

В судебном заседании кроме изложенных доказательств были исследованы протокол осмотра места происшествия от 06.05.2007 г. и заключение комиссии судебно-медицинских экспертов ФГУ «Пятигорский ГНИИК Росздрава» от 03.05.2007 года, представленные стороной обвинения.

Согласно указанному протоколу осмотра места происшествия при осмотре 4-х бассейнов на территории КФХ «Жабалиев» температура воды во время купания людей варьировалась от 36 до 45 градусов тепла.

Как правильно указано в приговоре, при производстве этого следственного действия без участия обвиняемых и специалиста, следователь указал о наличии доступа в бассейны холодной водопроводной воды, которой разбавляется минеральная вода, но следователем не конкретизировано - в какой части бассейна - со стороны доступа холодной воды или доступа горячей минеральной воды, производились замеры температуры воды, по какой методике определена средняя температура воды в бассейнах в 40 градусов тепла.

Содержание этого протокола осмотра места происшествия противоречит исследованным судом показаниям свидетелей ФИО20 и ФИО21 о том, что температура воды в бассейнах КФХ «Жабалиев» составляет менее 30 градусов тепла. Суд отдал предпочтение этим показаниям, которые согласуются с другими исследованными доказательствами, добытыми в соответствии с требованиями УПК РФ.

Как видно из вышеуказанного заключения судебно-медицинских экспертов ФГУ «Пятигорский ГНИИК Росздрава» от 03.05.2007 года, бальнеологическое лечение отпускается по методикам, согласно которым температура воды не должна превышать 36-37 градусов С.

Не установлено, при какой температуре отпускались процедуры - купание в бассейнах КФХ «Жабалиев», то есть данные о температурном режиме имеют предположительный характер; отсутствует процессуальный документ, подтверждающий отбор образцов воды для проведения данного исследования.

Как видно из материалов уголовного дела, стороной обвинения не представлено доказательств, свидетельствующих об оказании Жабалиевым О.Х., Татуевым А.Н. и Загазежевым С.А. гражданам бальнеологических услуг. И в судебном заседании, и на заседании судебной коллегии они показали, что предоставляли гражданам услуги по купанию в бассейнах с разбавленной минеральной водой.

Согласно представленным стороной защиты и исследованным судом Акту комиссионного обследования термального бассейна КФХ «Жабалиев», Акту проверки соблюдения требований безопасности на водных объектах КФХ «Жабалиев» от 25 марта 2010 года; протоколам исследования воды в бассейнах КФХ «Жабалиев» на соответствие СанПиН по микробиологическим показателям от 22.03. 2010 года, бассейны КФХ «Жабалиев» соответствуют требованиям охраны безопасности людей.

Оценивая доказательства, представленные стороной обвинения, исходя из требований ст. 14 УПК о том, что бремя доказывания лежит на стороне обвинения, а все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, предусмотренном УПК РФ, толкуются в пользу обвиняемого, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Жабалиева О.Х., Татуева А.Н. и Загазежева С.А. и состава преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст. 238 УК РФ.

При изложенных обстоятельствах доводы кассационного представления о незаконности и необоснованности обжалуемого приговора, несоответствии выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам, установленным в судебном заседании, судебная коллегия находит несостоятельными.

Как видно из материалов уголовного дела, нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

Приговор Черекского районного суда КБР от 21 мая 2010 года в отношении Жабалиева Олега Хамбиевича, Татуева Анатолия Нушовича и Загазежева Станислава Аубекировича оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.

Председательствующий Х. М. Сабанчиева

Судьи: Т.Н. Багова

К. К. Мамишев

Копия верна:

Судья Верховного суда КБР Т. Н. Багова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200