Приговор Зольского районного суда КБР от 30 июня 2010 года в отношении Зекореева Исмаила Мурадиновича оставлен без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.



Судья Есанкулов В.Б. Дело № 22-11-2011 Копия:

К а с с а ц и о н н о е о п р е д е л е н и е

г. Нальчик 21 января 2011 года.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Кабардино -Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Атабиева А.А.,

судей - Баговой Т.Н. и Мамишева К.К.,

при секретаре судебного заседания- помощнике судьи Заммоеве М.Х.,

с участием:

прокурора Маргушева А.В.,

осужденного Зекореева И.М.,

защитника -адвоката Зекореева М.Р., представившего ордер № 4377 от 24.08. 2010 года и удостоверение №214,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 января 2011 года кассационную жалобу осужденного Зекореева И.М. на приговор Зольского районного суда КБР от 30 июня 2010 года, которым

Зекореев Исмаил Мурадинович, ФИО19

ФИО19

ФИО19

ФИО19, со средним образованием, не работающий,

не женатый, ранее не судимый,

осужден по ч.1 ст. 318 УК РФ - к 2 годам лишения свободы.

На основании п. «г» ч.1 ст. 71 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательное наказание назначено в виде 2 лет и 10 дней лишения свободы.

В соответствии со ст.73 УК РФ назначенное наказание постановлено считать условным, с испытательным сроком 2 года.

Постановлено обязать Зекореева И.М. в период испытательного срока не менять постоянного места жительства и род занятий без уведомления УИИ УФСИН РФ по КБР и ежемесячно являться на регистрацию.

Меру пресечения Зекорееву И.М. - в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении постановлено отменить по вступлению приговора в законную силу.

Заслушав доклад судьи Баговой Т.Н., объяснения осужденного Зекореева И.М. и его защитника Зекореева М.Р.. поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Маргушева А.В., полагавшего приговор законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Судом Зекореев И. М., признан виновным в том, что он, 09 июня 2009 года, находясь на <адрес> КБР в состоянии алкогольного опьянения, достоверно зная, что майор милиции ФИО6 является представителем власти и находится при исполнении своих должностных обязанностей участкового уполномоченного ОВД по <адрес>, в ответ на его законные требования не нарушать общественный порядок и вести себя подобающим образом, умышленно, с целью его оскорбления как представителя власти, публично, в присутствии граждан ФИО7, ФИО8 и ФИО9, подрывая в их глазах авторитет власти, осознавая общественную опасность своих действий, высказался в адрес ФИО6 грубой нецензурной бранью, унизив его честь и достоинство как представителя власти.

Судом Зекореев И.М. признан виновным и в том, что он умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, с целью воспрепятствования законным требованиям сотрудника милиции ФИО6, в связи с исполнением последним своих должностных обязанностей, высказался в его адрес нецензурной бранью, после чего схватил ФИО6 за форменную одежду и, размахнувшись правой рукой, пригрозил ему применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, то есть нанесением ударов и побоев, которые ФИО6 воспринял реально.

В судебном заседании Зекореев И.М. вину не признал.

В кассационной жалобе и в дополнении к ней осужденный Зекореев И. М. просит приговор, как незаконный и необоснованный, отменить и уголовное дело направить на новое рассмотрение.

Мотивирует тем, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела. В основу приговора судом положены показания только лишь сотрудников милиции, которые являются заинтересованными лицами в исходе дела. Все действия осужденного были направлены на то, чтобы общаться с ФИО7, но не на то, чтобы кого-либо оскорблять и угрожать насилием кому-либо. Возможно, в силу своего болезненного состояния, он и был неадекватен, вел себя неподобающим образом, но умысла на оскорбление и угрозы применения насилия в отношении работников милиции, в частности ФИО6, у него не было.

Отсутствие у него, Зекореева И.М. умысла на совершение преступного деяния является основанием для прекращения уголовного преследования.

В дополнении к жалобе указывает, что в материалах уголовного дела, исследованных в судебном заседании, не имеется доказательств оскорбления им потерпевшего ФИО6; в уголовном деле не имеется ссылки на то, какая или какие именно фразы - оскорбительного характера были им употреблены ДД.ММ.ГГГГ в ходе инцидента с ФИО6 и являются ли они вообще оскорбительными. В материалах дела не имеется лингвистической экспертизы, которая могла бы дать ответы на вопрос были ли, произнесенные Зекореевым слова оскорбительными и выражены ли они в неприличной форме, да и как в материалах дела может иметься такая экспертиза, если в представленных стороной обвинения доказательствах не имеется ссылки на фразы, которые были якобы произнесены им Зекореевым 09.06. 2009 года?

Кроме того, 09.06.2009 года в ходе событий все присутствующие, в том числе и он, Зекореев И.М., изъяснялись на кабардинском языке, о чем суду первой инстанции было известно, но учтено не было; в протоколах допросов потерпевшего и свидетелей, а также в их показаниях, данных в ходе судебного разбирательства, не содержится ни одного слова на кабардинском языке и соответственно профессионального перевода на русский язык; все, что было сказано им Зекореевым 09.07.2009 года ФИО6, в переводе с кабардинского языка на русский имеет совершенно другой смысл и эти слова не были обращены к ФИО6

Обвинение основано на недопустимых доказательствах, в частности: рапорте ФИО6, который не был предупрежден о заведомо ложном доносе в соответствии со ст. 141 УПК РФ; письменной объяснительной свидетеля ФИО8, в которой в качестве лица, опросившего ФИО8, значится старший УУМ ФИО6, являющийся потерпевшим.

При первом рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции пояснял, что якобы высказанную им в адрес ФИО6 угрозу применения насилия в его отношении, не воспринимал реально (т 1. л.д. 217-219). При рассмотрении же судом первой инстанции уголовного дела во второй раз ФИО6 сообщил суду, что угрозу воспринял реально.

Свидетель ФИО10 был допрошен на следствии, однако в ходе судебного заседания не допрашивался и показания, данные им на следствии, не оглашались. Свидетель ФИО10 показал, что Зекореев спорил с ФИО6, но никаких угроз и бранных слов в адрес ФИО6 он не услышал.

На заседании судебной коллегии осужденный Зекореев И.М. дополнил свою жалобу тем, что он не приставал к ФИО7 Фатиме, не преследовал её специально, просто она ДД.ММ.ГГГГ достала для него, как для своего парня, инсулин, и он хотел его забрать.

В возражении на кассационную жалобу прокурор Зольского района КБР Куважуков М.А. просит приговор как законный и обоснованный оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнение к ней - без удовлетворения.

Мотивирует тем, что вина осужденного Зекореева И.М. доказана в полном объеме. Всем доказательствам, представленным стороной обвинения, судом дана надлежащая правовая оценка, по результатам которой суд обоснованно пришел к выводу о виновности Зекореева И.М. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 319, ч.1 ст. 318 УК РФ.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав осужденного, его защитника и прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены приговора.

Как видно из материалов уголовного дела, выводы суда о виновности Зекореева И.М. в преступлениях, за совершение которых он осужден, основаны на надлежаще

исследованных в судебном заседании доказательствах, должный анализ и правильная оценка которым даны в приговоре.

В соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, действиям Зекореева И.М. дана правильная юридическая оценка.

Вина Зекореева И.М. в совершении инкриминируемых преступлений подтверждается:

- показаниями потерпевшего ФИО6 (старшего УУМ ОВД по <адрес> КБР) в судебном заседании об обстоятельствах его оскорбления как представителя власти, и применения в его же отношении насилия находившимся в состоянии алкогольного опьянения Зекореевым И.М. 09 июня 2009 года в ходе пресечения неправомерных действий Зекореева И.М. в отношении ФИО7 и ФИО8;

- показаниями свидетеля ФИО12в судебном заседании о том, что 09 июня 2009 года он и ФИО6, находясь при исполнении служебных обязанностей, будучи в форменной милицейской одежде, пытались успокоить находившегося в состоянии алкогольного опьянения Зекореева И.М., требовавшего, чтобы ФИО7 Фатима из автомашины отца пересела в его, Зекореева И.М. автомашину. При этом Зекореев И.М. кричал, вел себя агрессивно и некрасиво. Не подчиняясь законным требованиям успокоиться, Зекореев И.М. оскорблял нецензурными словами ФИО6 Ауеса, схватил его обеими руками за форму, после чего, замахнувшись правой рукой на него, сказал, что разобьет ему лицо. ФИО6 просил Зекореева И.М. успокоиться, не унижать его в присутствии посторонних лиц, но Зекореев И.М. продолжал выражаться грубой нецензурной бранью в адрес ФИО6, и угрожал ему все время, что побьет его, держа за воротник форменной одежды;

- показаниями свидетеля ФИО8 в судебном заседании о том, что по просьбе дочери ФИО7 Фатимы он на своей автомашине подъехал к школе № селения Сармаково ДД.ММ.ГГГГ, посадил её и директора школы ФИО4 Фатиму в автомашину. В этот момент к школе подъехал находившийся в состоянии алкогольного опьянения Зекореев И.М. на автомашине вместе с Вороковым, к их автомашине подошел Зекореев И.М., открыл заднюю дверь и потребовал, чтобы ФИО7 Фатима пересела в его автомашину, так как хочет увести к себе домой, то есть взять в жены. Он объяснил Зекорееву, что это не по обычаям, так дела не делаются. Но Зекореев твердил своё, не хотел его слушать, вел себя некрасиво. Когда отъехали от школы, Вороков и Зекореев стали обгонять его на высоких скоростях, тормозили прямо перед ним, создавая аварийную ситуацию. Он вынужден был вызвать по телефону участкового уполномоченного ФИО6 Ауеса, который сел к ним в машину. Вороков и Зекореев продолжали на высокой скорости обгонять его автомашину, в которой находился уже в форменной одежде ФИО6 Ауес. Видя такую обстановку, ФИО6 позвонил другому участковому- ФИО12 Астемиру, который также сел к ним. Когда подъехали к переулку недалеко от дома ФИО4, Зекореев и Вороков подъехали к ним, подняли шум, стали обзывать участковых. Зекореев продолжал требовать, чтобы ФИО7 Фатима села в его автомашину. ФИО6 и ФИО12 были в форменной одежде, а Зекореев выражался в адрес ФИО6 Ауеса нецензурными словами. Они говорили Зекорееву идти домой и отдохнуть, но он их не слушал, и они вынуждены были доставить его в отдел.

- аналогичными показаниями свидетеля ФИО7 Фатимы в судебном заседании об обстоятельствах возвращения 09.06.2009 года её и ФИО4 Фатимы из школы № <адрес>, требованиях Зекореева И.М. о женитьбе на ней. Кроме того, она показала в суде, что когда доехали до переулка около дома ФИО4, там их ожидал Зекореев, который с ФИО6 Ауесом стал разговаривать громко, в присутствии ФИО12 Астемира. На предварительном следствии следователь Абазов

записал её показания не совсем так, как она говорила.

Из оглашенных в судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя с согласия сторон показаний ФИО7, данных ею на предварительном следствии, следует, что по пути следования домой из школы, автомашина, в которой находился Зекореев И.М., обогнала их на большой скорости, чуть не столкнувшись с их автомашиной. Отец попросил по мобильному телефону участкового уполномоченного ФИО6 Ауеса, чтобы он сопровождал их, а когда ФИО6 узнал о требованиях и претензиях Зекореева к ним с их слов, ФИО6 на помощь позвал другого участкового, и они впятером подъехали к переулку около дома ФИО4, которая вышла из автомашины; Зекореев подошел к задней пассажирской двери их автомашины, стал требовать, чтобы ФИО12 Астемир вышел из автомашины. ФИО6, ФИО12 и Зекореев отошли от автомашины в сторону и стали громко разговаривать, при этом Зекореев выражался грубой нецензурной бранью, но в чей адрес, она не знает.

Суд указал в приговоре, почему принял за основу показания свидетеля ФИО7, данные ею на предварительном следствии.

- оглашенными в судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя с согласия сторон показаниями свидетеля ФИО9, данных ею на предварительном следствии, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ находившийся в состоянии алкогольного опьянения Зекореев И.М. подошел к их автомашине, открыл заднюю дверь и потребовал, чтобы ФИО7 Фатима пересела в его автомашину, так как хочет жениться на ней; когда отъехали от школы, Зекореев преследовал их на автомашине, создавал аварийные ситуации, а когда доехали до её переулка, Зекореев выражался грубой нецензурной бранью в адрес сотрудников милиции, которые пришли на помощь по телефонному звонку ФИО7. Сотрудники милиции ФИО6 и ФИО12 успокаивали Зекореева, объясняли, что когда протрезвеет, может встретиться с ФИО7, а сейчас пусть уйдет домой. На это Зекрореев высказался нецензурной бранью в адрес ФИО6, схватил ФИО6 за форму обеими руками, замахнулся на него, кричал, что ударит его в лицо. ФИО6 объяснял Зекорееву, что он при исполнении служебных обязанностей, просил его не унижать в присутствии граждан. Но Зекореев не переставал выражаться грубой нецензурной бранью в адрес ФИО6, угрожал ФИО6, что изобьет его, вел себя очень агрессивно.

Виновность Зекореева И.М. подтверждается и исследованными судом материалами уголовного дела:

- протоколами очных ставок между потерпевшим ФИО6 и подозреваемым Зекореевым И.К., между свидетелем ФИО12 и подозреваемым Зекореевым И.К., в ходе которых потерпевший и свидетель подтвердили свои показания, изобличая Зекореева И.К. в совершенных преступлениях.

-рапортом старшего УУМ ОВД по Зольскому ОВД ФИО6 от 10 июня 2009 года в адрес начальника ОВД по <адрес> об его оскорблении как представителя власти, и применения в его же отношении насилия находившимся в состоянии алкогольного опьянения Зекореевым И.М., 09 июня 2009 года в ходе пресечения его неправомерных действий в отношении ФИО7 и ФИО8;

- актом медицинского освидетельствования Зекореева И.М. от 09.06.2009 года, согласно которому у него установлено состояние алкогольного опьянения.

С учетом изложенных доказательств, исследованных и оцененных в совокупности с другими материалами дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о виновности Зекореева И.М. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 319 УК РФ по признакам: публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей.

Доводы кассационной жалобы о несоответствии выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, и о том, что виновность Зекореева И.М. в совершении какого-либо преступления не доказана, опровергаются совокупностью изложенных доказательств; указанные доводы противоречат содержанию приговора и протоколу судебного заседания.

Что же касается доводов кассационной жалобы о том, что 09.06. 2009 года весь разговор между потерпевшим, осужденным Зекореевым И.М. и свидетелями происходил на кабардинском языке, но не проведена лингвистическая экспертиза, и непонятно, оскорблял ли он ФИО6 или нет, несостоятельны по следующим основаниям.

Осужденный Зекореев И.М. владеет русским языком, ни в ходе предварительного расследования, ни в судебном заседании, ни он сам, ни его адвокат не заявляли ходатайств о пользовании услугами переводчика с кабардинского на русский язык и о проведении лингвистической экспертизы. Что же касается оскорбительных слов, высказанных Зекореевым И.М. в адрес потерпевшего, и сам потерпевший, и свидетели подтвердили, что Зекореев И.М. выражался грубой нецензурной бранью именно в адрес потерпевшего ФИО6

Дополнительные доводы осужденного Зекореева И.М. на заседании судебной коллегии о том, что он не приставал к ФИО7 Фатиме, не преследовал её специально, просто она 09.06.2009 достала для него, как для своего парня, инсулин, и он хотел забрать это, противоречат материалам уголовного дела. Эти обстоятельства не опровергают вышеуказанной совокупности доказательств виновности Зекореева И.М. в совершенных им преступлениях в отношении ФИО14

Не состоятельны и доводы кассационной жалобы о том, что потерпевший ФИО14 должен был написать заявление о совершении преступления в его отношении с предупреждением его об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, и он незаконно отбирал объяснения у ФИО7 Мухамеда.

Как сотрудник милиции в соответствии с ФЗ РФ «О милиции» ФИО6 доложил рапортом своему руководителю о совершенных в его отношении преступлениях. По поручению руководителя он отобрал объяснение у ФИО8, но при этом он не был признан потерпевшим. На принятие решения о возбуждении уголовного дела соответствующим процессуальным лицом это не повлияло.

Что же касается приобщенного к материалам уголовного дела по ходатайству защитника Зекореева И.М. объяснения свидетеля ФИО7, судебная коллегия отдаёт предпочтение полученным с предупреждением её об уголовной ответственности показаниям в качестве свидетеля, оценка которым дана в приговоре суда.

При назначении наказания Зекорееву И.М. суд в соответствии со ст. 15 УК РФ относятся к категориям небольшой и средней тяжести; личность виновного, который характеризуется положительно по месту жительства, впервые совершил преступления.
Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

Смягчающими наказание Зекореева И.М. обстоятельствами суд признал привлечение его впервые к уголовной ответственности, положительную его характеристику, наличие на его иждивении престарелой матери 1939 года рождения, отсутствия претензий со стороны потерпевшего.

При назначении наказания суд учел и то, что Зекореев И.М состоит на диспансерном учете по поводу сахарного диабета 1 типа.

С учетом всех обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности исправления и перевоспитания Зекореева И.М. без реального отбывания им наказания с применением к нему правил ст. 73 УК РФ.

Как видно из материалов уголовного дела, нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение приговора, не допущено.

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

Приговор Зольского районного суда КБР от 30 июня 2010 года в отношении Зекореева Исмаила Мурадиновича оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Х. Х. Атабиев

Судьи: Т. Н. Багова

К. К. Мамишев

Копия верна:

судья Верховного суда КБР Т. Н. Багова

Судьи: Т.Н. Багова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200