Приговор Урванского районного суда КБР от 27.10.2010 г. в отношении Буранова Р.Б. как законный и обоснованный оставлен без изменения.



Судья Кудабердоков Д.А. Дело № 22- 2011КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нальчик 21 января 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующего - Сабанчиевой Х.М.

Судей - Атабиева Х.Х. и Баговой Т.Н.

При секретаре- Тлехураевой З.С.

рассмотрела в городе Нальчике в открытом судебном заседании 21 января 2011 года кассационную жалобу осужденного Буранова Р.Б. на приговор Урванского районного суда КБР от 27 октября 2010 года, которым

Буранов Ризуан Билялович, 14 июня 1967 года рождения, <данные изъяты> судимый 20 февраля 2002 года приговором Баксанского районного суда КБР по п.п. «а, г» ч. 2 ст. 162, ч. 3 ст. 30, п.п. «а, б, г» ч. 2 ст. 158, п.п. «а, б, в, г» ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 158 УК РФ, освобожденный по отбытии срока наказания 02 декабря 2008 года, судимость не погашена, <данные изъяты> осужден:

по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима

Мера пресечения в отношении Буранова Р.Б. в виде заключение под стражу оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.

Срок наказания постановлено исчислять с 16 сентября 2009 года.

Заслушав доклад судьи Атабиева Х.Х., мнение осужденного Буранова Р.Б. и адвоката Догова А.А. об отмене приговора по доводам кассационной жалобы, потерпевшую О. о принятии решения по усмотрению судебной коллегии, прокурора Маргушева А.В. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Судом Буранов Р.Б. признан виновным в том, что 01 февраля 2009 года, около 21 часа, в квартире <адрес>, умышленно причинил тяжкий вред здоровью Ш., опасный для ее жизни, повлекший по неосторожности смерть потерпевшей при обстоятельствах подробно, изложенных в приговоре.

В кассационной жалобе осужденный Буранов Р.Б. просит приговор отменить как незаконный, не соответствующий требованиям ст. 297 УПК РФ. Считает, что приговор не основан на доказательствах, полученных с учетом требований УПК РФ.

Мотивирует тем, что показания свидетеля Р. о том, что он нанес потерпевшей 1 удар рукой и более 10 ударов ногами и выводы судебно-медицинской экспертизы трупа от 03.02.2009 г., где указано, что у потерпевшей резаная рана левого крыла носа, закрытый перелом костей носа, осложненный острой обильной кровопотерей, противоречат протоколу осмотра места происшествия от 02.02.2009 г., в котором не указано об обнаружении обильных следов крови, а указано об обнаружении на верхней одежде Ш. бурых пятен, однако нет отметки об изъятии с места осмотра каких-либо вещей в качестве вещественных доказательств. Полагает, что указанный протокол осмотра не соответствует требованиям УПК РФ, отраженные в нем обстоятельства, не подтверждаются соответствующими постановлениями следователя, в связи с чем в ходе судебного заседания неоднократно было заявлено ходатайство о признании указанного протокола недопустимым. Так, в протоколе осмотра места происшествия указано, что труп расположен на софе и здесь же указано, что голова свисает с края кровати; отсутствуют подписи понятых Ю. и М.; нет отметки о том, куда направлен труп после осмотра; на фототаблице к протоколу осмотра места происшествия видны палас-ковер и две подушки, однако они не указаны в самом протоколе.

Ставит под сомнение возможность получения потерпевшей резаной раны на носу, как указано в заключение эксперта, от его действий, поскольку согласно показаниям свидетелей он наносил удары рукой.

Отмечает, что в судебном заседании установлен факт дачи показаний двумя свидетелями одновременно одному следователю и в одном кабинете.

В нарушение требований ст. 73 УПК РФ суд не установил место, время и способ совершения преступления. Так, согласно протокола осмотра места происшествия, осматривалась двухкомнатная квартира, а в ходе судебного разбирательства было установлено, что квартира трехкомнатная. В приговоре суд ссылается на показания свидетелей, которыми указаны разные способы совершения преступления. В зале судебного заседания всеми свидетелями указано, что он нанес Ш. 2-3 удара по лицу. Указывает, что свидетели показывают разное время совершения преступления, а суд на необоснованных выводах, носящих предположительный характер, устранил данные противоречия. Считает, что суд, опираясь на представленные стороной обвинения противоречивые показания о времени, дате, месте и событии совершения преступления, не дал должной оценки показаниям свидетелей в судебном заседании, которые могли устранить указанные противоречия.

Обращает внимание на то, что, если он хотел вернуть денежные средства и телефон, принадлежащие ему, то ему незачем было убивать потерпевшую.

Полагает, что об одностороннем разбирательстве дела и о предвзятости суда свидетельствует те обстоятельства, что не были допрошены свидетели Б. и С., ни по одному из его ходатайств, заявленных в суде, не вынесено ни одного мотивированного и законного решения.

Также отмечает, что государственный обвинитель Бозиев В.Н. являлся близким родственником свидетеля обвинения Р.

В возражении на кассационную жалобу старший помощник прокурора Урванского района КБР Бозиев В.Н. просит приговор оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения ввиду ее необоснованности и не состоятельности.

Указывает, что свидетель Р. в каких-либо родственных отношениях с государственным обвинителем не состоит и является однофамилицей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, выслушав мнение сторон, судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным.

Доказательствами совершения установленного судом преступления являются показания осужденного, свидетелей, заключения экспертиз и другие доказательства, исследованные судом, правильный анализ и оценка которым даны в приговоре.

Из показаний свидетеля Р. следует, что Буранов Р.Б. зайдя в квартиру <адрес>, сразу подошел к сидевшей в кресле Ш., спросил про деньги, и кулаком нанес в область ее лица один сильный удар, отчего она упала с кресла на пол. Уже на полу Буранов Р.Б., продолжая спрашивать про деньги, нанес по ее лицу, голове и туловищу около 10 ударов ногами, в результате чего практически «забил» ее под диван, из ее носа пошла кровь. Затем схватил ее за волосы и потащил в спальную комнату, где продолжил избиение. Сестры Т-вы и один из находившихся в их компании парень забежали туда, отняли Ш. у Буранова, занесли ее обратно в зал. После этого, оставив указанных лиц, она ушла домой. На следующее утро, 2 февраля 2009 года, примерно в 8-9 часов она снова пришла в квартиру Б., где застала Ш. и Буранова Р.Б. спящими в спальной комнате на одной кровати, развернулась и ушла.

Из показаний свидетеля Е. следует, что 31 января 2009 года примерно в 16-17 часов, встретившись с Ш. и Бурановым Р.Б. в г. Нарткала, они пошли к их общему знакомому Х., проживавшему в г. Нарткала, где распивали спиртные напитки. Примерно в 21 час он вышел из квартиры с Ш., которая по дороге купила спиртное, закуску и они пошли к их знакомому Б., где продолжили распивать спиртное. Затем от выпитого он опьянел и заснул. Через некоторое время его разбудили сестры Т-вы Ф. и Ж. и повели в зал, где он увидел, что Ш. сидит на полу, лицо ее было в крови, над ней стоит Буранов Р.Б. и наносит по ее лицу удары руками. Он оттащил Буранова Р.Б. и успокоил. От Буранов Р.Б. он узнал, что Ш. вытащила из его кармана деньги. После этого Т-вы ушли, а он Буранов и Алексей сели за стол. Немного посидев на кровати, Ш. умылась, сказала, что у нее кружится голова и ушла спать в другую комнату. Примерно в 6 часов утра у них закончились сигареты, он с Бурановым вышел на улицу. Через некоторое время он ушел, а Буранов намеревался найти сигареты и вернуться обратно.

Из показаний Т-вой Ф. следует, что 1 февраля 2009 года к нейдомой приехали ее знакомые Н. и С., и она поехала с ними на квартиру знакомого Алексея. Там уже находились Ш. и Е.,последний спал на кровати, в зале был накрыт стол. Примерно в 20 часов 30 минут пришли Р. с Бурановым и последний сразу подошел к Ш. и нанес в область ее лица 2-3 сильных удара кулаками, в результате чего у нее из носа пошла кровь. Когда она с С. оттащили Буранова от нее, он начал спрашивать ее про деньги и сотовый телефон, на что Ш. ответила, что не трогала их. Затем Буранов и Ш. вышли в коридор и стояли, разговаривая около 5 минут, после чего, удерживая лежавшую на полу Ш. за волосы, Буранов затащил ее в комнату. Примерно в 01 час она с сестрой и С., оставив там Ш., Буранова, Е. и спящего Банкова, разъехались по домам. На следующий день 02.02.2009 года примерно 18 часов она снова пришла в квартиру Б., где последний сообщил ей, что Ш. умерла, и ее труп увезли.

Т-ва Ж. дала показания аналогичные показаниям Т-вой Ф.

Свидетель К., допрошенный по ходатайству подсудимого в качестве дополнительного свидетеля показал, что 1 февраля 2009 года примерно в 20 часов зашел к своему знакомому Б., где застал сестер Т-вых Ф. и Ж., Ш. и еще одного парня, которые пили и его тоже угостили водкой. Примерно через 10-15 минут в квартиру зашла Р. с Бурановым Р.Б. Последний подошел к Ш., спросил про какие-то деньги и нанес по ее лицу 2-3 удара руками. После того, как Буранова успокоили, Буранов вывел Ш. в прихожую, где последняя стала громко выражаться нецензурной бранью. Затем Буранов, удерживая за «шкирку» лежавшую на полу Ш., затащил ее в комнату, где он и другие присутствовавшие отобрали ее у него и успокоили последнего. На лице Ш. он не видел повреждений и следов крови, но она после этого ходила умываться. Примерно в 20 часов 40 минут он покинул квартиру Б..

В ходе предварительного следствия Т-ва Ж. опознала Буранова Р.Б. как лицо, которое 01.02.2009 года, находясь в квартире Б. в г. Нарткала, нанесло Ш. в область ее лица и частей тела несколько сильных ударов кулаками, а впоследствии таскало ее за волосы по полу.

В ходе предварительного следствия Р. опазнала Буранова Р.Б. как лицо, которое вместе с ней пошло в квартиру, расположенную на первом этаже «аптечного» дома на перекрестке улиц Кабардинская и Ахметова, где он нанес Ш. один сильный удар кулаком, отчего она упала на пол, после чего, продолжая ее избивать, нанес в область ее лица, головы, туловища и конечностей около 10 ударов ногами, забив ее практически под диван, из ее носа шла кровь, а после он таскал ее за волосы.

Из протокола осмотра места происшествия от 02.02.2009 года следует, что в ходе осмотра в квартире <адрес>, проведенного с 20 часов до 21 часа 30 минут, в комнате, расположенной с левой стороны после входа в эту квартиру, на софе обнаружен труп Ш., на который надеты: шерстяная кофта красного цвета с темно-бурыми пропитываниями, похожими на кровь на передней поверхности; колготки черного цвета. В носовых проходах есть наложения подсохшего темно-бурого цвета, похожего на кровь. На правом крыле носа имеется рана с относительно ровными подсохшими краями, длиной около 3 см, вокруг которой имеются наложения подсохшей темно-красной крови. На верхнем веке правого глаза с переходом на бровь имеется кровоподтек багрово-синюшного цвета с осаднением в центре размерами 3х1 см, у наружного края левой брови имеется кровоподтек размерами 1х1,5 см. По передней поверхности средней части шеи имеется остравчатой формы багровый кровоподтек размером 2х1 см. На фототаблице к данному протоколу изображен труп Ш. и ее месторасположение.

Заключением судебно-медицинского эксперта установлено, что причиной смерти Ш. явилась сочетанная травма головы и живота: очаговые субарахноидальные кровоизлияния головного мозга с прорывом в боковые желудочки головного мозга; разрывы и размозжение правой доли печени; ушиб левой почки; резаная рана левого крыла носа; закрытый перелом костей носа, осложненные острой обильной кровопотерей, отеком головного мозга.

При судебно-химическом исследовании крови от трупа Ш. обнаружен этиловый спирт в концентрации в крови 3,0% промилле, что у живых лиц вызывает алкогольное опьянение тяжелой степени.Причинение телесных повреждений при падении с высоты собственного; роста маловероятно. Давность смерти Ш. к моменту судебно-медицинской экспертизы ее трупа составляет 24-48 часов.

Совокупность доказательств по делу свидетельствует о правильной квалификации действий Буранова Р.Б. по ч. 4 ст. 111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни и здоровья, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Показания свидетелей Р., Т-вой Ф., Т-вой Ж. Е. о характере и количестве ударов, нанесенных подсудимым руками и ногами в различные части тела Ш., то есть о многократности этих ударов, согласуется с выводами экспертизы о причинении повреждений, повлекших смерть Ш., при многократном воздействии твердых предметов с ограниченной площадью воздействия либо при ударе о таковые.

В ходе предварительного следствия правильно установлены время место способ совершения преступления Бурановым Р.Б.

Противоречия в показаниях свидетелей данных на предварительном следствии и в суде устранены, доказательствам по делу дана правильная оценка.

Противоречий в осмотре места происшествия и заключениях судебно-медицинских экспертиз влекущих отмену приговора или признания протокола осмотра места происшествия недопустимым доказательством не установлено.

В ходе предварительного следствия была осмотрена квартира, в которой был обнаружен труп Ш., расположение трупа зафиксировано на фототаблицах и в протоколе осмотра места происшествия.

Участие в осмотре места происшествия понятых подтвердили в судебном заседании свидетели М., А. и Ш.

Показания свидетелей в приговоре отражены полно, замечания на протокол судебного заседания не подавались.

Из показаний эксперта-криминалиста А., допрошенного в суде по ходатайству подсудимого, следует, что он принимал участие при осмотре места происшествия и сфотографировал обнаруженный в одной из комнат осматриваемой квартиры труп женщины, лежавший на софе, в таком ракурсе, чтобы были видны телесные повреждения, осмотрел все помещения, но из-за не обнаружения каких-либо других следов, имеющих значение по делу, не сделал других фотографий.

Из показаний допрошенного в суде эксперта Д. проводившего судебно-медицинскую экспертизу трупа Ш. следует, что имеющиеся у нее телесные повреждения она могла получить при обстоятельствах, изложенных в описательно - мотивировочной части приговора.

Установлено, что перед наступлением смерти Ш. избивал только Буранов Р.Б., количество, характер и локализация телесных повреждений свидетельствует об умышленном причинении Бурановым Р.Б. потерпевшей тяжких телесных повреждений повлекших ее смерть.

Довод кассационной жалобы Буранова Р.Б. об односторонности и предвзятости суда не основан на материалах дела.

Довод жалобы о том, что свидетель обвинения Р. и государственный обвинитель Бозиев В.Н. являются близкими родственниками не нашел своего подтверждения.

При назначении наказания Буранову Р.Б. суд учел общественную опасность совершенного им тяжкого преступления, личность осужденного, который ранее судим, наличие в его действиях опасного рецидива, отсутствие смягчающих обстоятельств и назначил справедливое и соразмерное наказание.

Нарушений уголовного или уголовно-процессуального закона влекущих отмену или изменение приговора не установлено.

Руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Урванского районного суда КБР от 27 октября 2010 года в отношении Буранова Ризуана Биляловича оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий Х.М. Сабанчиева

Судьи подписи Х.Х. Атабиев

Т.Н. Багова

Копия верна:

Судья Х.Х. Атабиев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200