Решение суда по делу о внеочередном предоставлении жилого помещения оставлено без изменения, а кассационная жалоба Правительства КБР - без удостоверения.



Судья Ольмезов М.И.                                         Дело

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 августа 2011 года                                                г.Нальчик

        Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

         председательствующего – Блохиной Е.П.

         судей – Кучукова О.М., Савкуева З.У.

         при секретаре – Дауровой А.Х.

         с участием прокурора Абазова Т.Р.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Блохиной Е.П. гражданское дело по иску прокурора городского округа Нальчик в интересах Чеужевой Алисы Борисовны к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении жилого помещения вне очереди,

         по кассационной жалобе Правительства Кабардино-Балкарской на решение Нальчикского городского суда КБР от 15 июля 2011г.,

установила:

         Прокурор городского округа Нальчик обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Чеужевой А.Б. с иском к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, в котором просил обязать ответчика предоставить Чеужевой А.Б. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных норм.

         В обоснование иска указано, что Чеужева А.Б. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Местом жительства Чеужевой А.Б. до прекращения опеки, а также на момент подачи иска является квартира ее бывшего опекуна. С 2010 г. Чеужева А.Б. состоит на учете местной администрации городского округа Нальчик на льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако обязательства по предоставлению Чеужевой А.Б. жилья не исполнены, чем грубо нарушены ее жилищные права.

         Решением Нальчикского городского суда КБР от 15 июля 2011г. иск прокурора городского округа Нальчик в интересах Чеужевой А.Б. удовлетворен. На Правительство Кабардино-Балкарской Республики возложена обязанность предоставить Чеужевой А.Б. вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

         В кассационной жалобе Правительство Кабардино-Балкарской Республики просит указанное решение отменить как незаконное и необоснованное и направить дело на новое рассмотрение.

         В обоснование жалобы указано, что судом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для законного и обоснованного разрешения дела. Так, в силу статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в радах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики» Правительство Кабардино-Балкарской Республики является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство Кабардино-Балкарской Республики не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах обжалуемое решение нарушает принцип исполнимости судебного решения. Согласно постановлению Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2009 г. №333-ПП «О Правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории является Министерство образования Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии с пунктом 4.20 Положения о Министерстве образования, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 января 2008 г. №17-ПП, Министерство образования Кабардино-Балкарской Республики осуществляет полномочия по реализации государственной политики по защите прав и законны интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а потому Правительство Кабардино-Балкарской Республики не могло выступать ответчиком по делу.

         Представители Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, Министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, местной администрации городского округа Нальчик, а также Чеужева А.Б., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили. В соответствии с частью 2 статьи 354 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

         Заслушав прокурора, просившего решение Нальчикского городского суда КБР от 15 июля 2011г. оставить без изменения, исследовав материалы дела, Судебная коллегия находит кассационную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

         В соответствии со статьей 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

         Таких нарушений при рассмотрении дела не допущено.

          Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия, и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

         Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статьи 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

         При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования и осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

         Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

          Федеральный закон от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

         В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац 2 пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

         Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 стать 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

         Таким образом, из абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

         Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2009г. №333-ПП «О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

         Между тем, из указанного постановления и утвержденных им Правил не следует, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, а не Правительство Кабардино-Балкарской Республики, поскольку указанное постановление утверждает правила распределения субсидий поступающих их федерального бюджета Российской Федерации и не содержит указаний о их применении к расходам, осуществляемым за счет средств Кабардино-Балкарской Республики.

         Учитывая изложенное решение Нальчикского городского суда КБР от 15 июля 2011г. следует признать законным и обоснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

         Руководствуясь статьями 360-362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики

о п р е д е л и л а:

         Решение Нальчикского городского суда КБР от 15 июля 2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики – без удовлетворения.

         Председательствующий

                                       Судьи

         Копия верна: судья Верховного суда КБР                                                     Е.П. Блохина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200