Судья Жигунов А.Х. Дело № 33 – 1260/2011 г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2011 г. г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской
Республики в составе:
председательствующего – Макоева А.А.
судей: Созаевой С.А. и Жернового Е.И.
при секретаре Геттуеве А.А.,
с участием прокурора Башиева Р.А., представителя Правительства КБР Кужонова Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. дело по заявлению Правительства КБР об изменении способа исполнения решения Нальчикского городского суда от 15 апреля 2010 года, по делу по иску прокурора г.Нальчика в интересах Николаевой К.Х.,
по кассационному представлению помощника прокурора г.Нальчика Хачемизова А. на определение Нальчикского городского суда КБР от 10 августа 2011 г.
у с т а н о в и л а:
Вступившим в законную силу решением Нальчикского городского суда от 15 апреля 2010г. постановлено: Иск прокурора г. Нальчика в интересах Николаевой К.Х. удовлетворить. Обязать Правительство КБР предоставить Николаевой Кристине Хусеновне вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
30.05.2011г. Правительство КБР обратилось в суд с заявлением об изменении способа исполнения вышеуказанного судебного решения, взыскав с Правительства КБР в пользу Николаевой К.Х. 818400 рублей на приобретение жилья. Заявление мотивировано тем, что в целях исполнения указанного решения Нальчикского городского суда, других аналогичных решений, а также в целом для государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и решения жилищной проблемы утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» республиканской целевой программы «Жилище» на 2008-2015 годы с общим объемом финансовых средств в размере 1252,35 млн.рублей, в том числе: средства федерального бюджета-163,35 млн.руб., из них по годам: 2010 год - 7,5 млн.руб.; 2011 год-12 млн. руб.; средства республиканского бюджета КБР -1089млн.руб., из них: 2010г.-50млн.руб.; 2011г.-80млн.руб.
Объемы финансирования рассчитаны на основе сводного списка совершеннолетних граждан и граждан, достигших семнадцатилетнего возраста, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для получения жилья при органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов КБР, с учетом стандарта обеспечения жилыми помещениями средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья в КБР, утвержденной Министерством регионального развития РФ. В 2010 году был объявлен конкурс на приобретение 60 квартир, который, в свою очередь, переобъявлялся 3 раза в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе. Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства КБР были проведены конкурсные процедуры по приобретению жилья на сумму 50 млн. руб. 60 гражданам данной категории из расчета стоимости одного квадратного метра жилья согласно приказу Минрегионразвития РФ - 24800 руб. Победителем конкурса было признано ООО «Гражданстрой плюс», с которым заключен соответствующий госконтракт со сроком исполнения 30 июля 2011г.
Вместе с тем обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет осуществляться исходя из даты вынесения судебного акта, в связи с чем Николаева К.Х не может быть обеспечена жильем в рамках госконтракта ООО «Гражданстрой плюс». Однако Правительство имеет возможность исполнить свою обязанность путем перечисления денежных средств непосредственно Николаевой К.Х. на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании представитель Правительства КБР Кужонов Ж., по доверенности от 16.02.2011г. Кужонов Ж.А. поддержал заявление.
Представитель прокурора г.Нальчика Хачемизов А., по доверенности от 05.05.2011г., возражал против удовлетворения заявления Правительства КБР.
Николаева К.Х. разрешение заявления Правительства КБР оставила на усмотрение суда.
Определением Нальчикского городского суда от 10 августа 2011 года постановлено:
Заявление Правительства КБР удовлетворить. Изменить способ и порядок исполнения решения Нальчикского городского суда от 15 апреля 2010 года по делу по иску прокурора г.Нальчика в интересах Николаевой Кристины Хусеновны к Правительству КБР о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм, заменив данное возложение обязанности на возложение на Правительство КБР обязанности предоставить Николаевой Кристине Хусеновне денежную субсидию для приобретения жилья в размере 818400 (восемьсот восемнадцать тысяч четыреста) рублей.
В кассационном представлении на указанное определение помощник прокурора г.Нальчика Хачемизов А.Ю. просит его отменить и дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на следующее. В соответствии с действующим законодательством Правительство КБР обязано предоставить вне очереди именно жилое помещение не ниже установленных социальных норм, и ссылка суда на негативное влияние наличия очередности в сводном списке совершеннолетних не соответствует действующему законодательству. Кроме того, ни Жилищный кодекс РФ, ни Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не содержит такой альтернативы, как предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм в виде денежной субсидии, как того просит Правительство КБР.
Правительством КБР не представлены сведения, указывающие на невозможность исполнения решения суда от 15.04.2010 г., в связи с чем оснований для удовлетворения заявления Правительства отсутствовали.
Надлежаще извещенная о времени и месте заседания суда кассационной инстанции, Николаева К.Х. в суд не явилась, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии с ч.2 ст.354 ГПК РФ в её отсутствие.
Заслушав доклад судьи Созаевой С.А., выслушав прокурора Башиева Р.А., поддержавшего доводы кассационного представления, возражения представителя Правительства КБР Кужонова Ж., полагавшего определение суда законным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьёй 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Удовлетворяя заявление Правительства КБР об изменении способа исполнения решения, суд первой инстанции исходил из того, что разновидностью изменения способа и порядка исполнения судебного решения может быть взыскание с ответчика среднерыночной стоимости квартиры в случае неисполнения решения о предоставлении гражданину таковой. Учитывая, что Николаева К.Х., в интересах которой было принято судебное решение, не возражала пропив изменения способа исполнения судебного решения, суд первой пришел к выводу, что при названных выше обстоятельствах предложенный Правительством КБР способ исполнения решения суда наибольшим образом отвечает интересам Николаевой К.Х., поскольку оно направлено на скорейшее исполнение решения суда. В противном случае предоставление Николаевой К.Х. непосредственно жилого помещения, учитывая ее очередность в сводном списке совершеннолетних граждан и граждан, достигших семнадцатилетнего возраста, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для получения жилья при органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов КБР, может занять недопустимо долгий период времени.
Судебная коллегия не может согласиться с таким решением.
По смыслу статьи 203 ГПК РФ способ и порядок исполнения решения суда может быть изменен, когда его исполнение установленным способом затруднительно или невозможно.
Между тем как следует из материалов дела и верно указано в кассационном представлении прокурора, Правительством КБР не представлены доказательства о невозможности исполнения решения суда от 15.04.2010г.. Невозможность предоставления ответчиком квартиры Николаевой К.Х. суд не установил. В деле имеется лишь заявление Правительства КБР об изменении способа исполнения решения суда, факты, указанные в нём в подтверждение невозможности исполнения решения суда, ничем не подтверждены.
Судебная коллегия не может принять в качестве таких доказательств представленные в кассационную инстанцию письма Государственного комитета КБР от 10.09.2010г. и 12.10.2010г. о том, что открытый аукцион «Приобретение жилья детям сиротам (68 квартир)» не состоялся. Указанные аукционы проходили в сентябре-октябре 2010г., заявление об изменении способа исполнения решения подано в суд в мае 2011г..
Кроме того, как следует из этих писем и приложенных к ним протоколов заседания комиссии по проведению аукциона, аукцион объявлялся на приобретение 68 квартир, по условиям аукциона подлежала подача заявки на 68 квартир одновременно, извещение о проведении аукциона было опубликовано в газете «Официальная Кабардино-Балкария» и размещено на официальном сайте в сети Интернет. До окончания указанного в извещении срока не поступило ни одной заявки, в связи с чем аукционы признаны не состоявшимися.
Между тем, Федеральный закон РФ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не устанавливает ограничения по количеству квартир, которые могут приобретаться, Согласно пункту 4 статьи 43 Закона о размещении запрос котировок должен содержать, в том числе, наименование, характеристики и количество поставляемых товаров. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара.
Таким образом, извещение о проведении субъектом Российской Федерации запроса котировок на приобретение жилых помещений должен содержать характеристики помещений (такие как, например, площадь помещений) и количество закупаемых помещений. Следовательно, в рамках одного запроса котировок может приобретаться одно либо несколько помещений. При этом, установление указанных требований не должно приводить к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие, к ограничению конкуренции (часть 2 статьи 45 Закона о размещении заказов, статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В то же время в рассматриваемом случае Правительством КБР заявлено о приобретении одновременно 68 квартир, что приводит к ограничению количества участников размещения заказа лицами, имеющими возможность продать одновременно 68 квартир, которых, как указано выше не оказалось. В результате указанного ограничения, не приняли участие в аукционе лица, имеющие меньшее количество квартир: одну и более.
Следует также иметь ввиду, что опубликование извещения об аукционе лишь в официальном печатном издании и в Интернете, при отсутствии запрета в законе на размещение такого объявления и в иных, кроме официальных, средствах массовой информации, в том числе и наиболее популярных среди населения и специальных рекламных изданиях о купле-продаже недвижимости, свидетельствует о формальности мер по исполнению судебных постановлений.
Суду также не представлены и не исследовались материалы исполнительного производства по исполнению названного решения суда, нет данных о том, что исполнительное производство по делу прекращено за невозможностью исполнения решения суда.
При изложенных обстоятельствах Судебная коллегия не может согласиться с доводами ответчика о принятии достаточных мер по приобретению квартир сиротам, и в том числе истице по данному делу.
Нельзя согласиться с определением суда об изменении способа исполнения решения путем возложении обязанности на Правительство КБР предоставить Николаевой К.Х. субсидию на приобретение жилья.
Действующее законодательство не предусматривает такую форму обеспечения жильём детей-сирот и приравненных к ним лиц, порядок, условия предоставления таких субсидий не регламентированы какими-либо нормативными актами. Более того, как правильно указано в кассационном представлении, ни Жилищный кодекс РФ, ни Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не содержит альтернативы предоставлению жилого помещения не ниже установленных социальных норм в виде выплаты денежной субсидии.
Названные законы гарантирует предоставление этой категории граждан жилое помещение по договору социального найма, что закреплено решением Нальчикского городского суда от 15.04.2010г. в пользу Николаевой К.Х., которое подлежит исполнению в указанном виде.
При таких обстоятельствах определение нельзя считать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового определения об отказе в удовлетворении заявления представителя Правительства КБР об изменении способа исполнения решения Нальчикского городского суда от 15 апреля 2010г., ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьёй 203 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.360, 362, 374 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,
о п р е д е л и л а:
Определение Нальчикского городского суда от 10 августа 2011г. отменить. Вынести по делу новое определение. В удовлетворении заявления Правительства КБР об изменении способа исполнения решения Нальчикского городского суда от 15 апреля 2010г. отказать.
Председательствующий Макоев А.А.
судьи Жерновой Е.И.
Созаева С.А.