о признании незаконными бездействия по обеспечению охраны объектов особой важности



Судья Блиева Р.С.               Дело № 33 - 1416/2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 ноября 2011 г.                          г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Пазовой Н.М.

судей - Жернового Е.И. и Созаевой С.А.

при секретаре - Байсиеве Т.Х.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баксанского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия руководства ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа», по обеспечению охраны объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения, об обязании ответчика - Кабардино-Балкарского филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» устранить нарушения требований по обеспечению охраны и укрепленности электроподстанций «Куркужин-35», «Баксаненок-35», «Крем-Константиновка-35, «Кызбрун-110», «Гунделен-35»;

по кассационному представлению помощника прокурора Баксанского района – Геляева Т.Д. на решение Нальчикского городского суда от 01 ноября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения помощника прокурора Баксанского района Геляева Т.Д., поддержавшего доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Баксанского района обратился в суд к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия руководства ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа», по обеспечению охраны объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения, об обязании директора Кабардино-Балкарского филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» устранить нарушение требований действующего законодательства по обеспечению охраны и укрепленности электроподстанций «Куркужин-35», «Баксаненок-35», «Крем-Константиновка-35, «Кызбрун-110», «Гунделен-35». Иск мотивирован тем, что прокуратурой Баксанского района проведена надзорная проверка состояния антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, жизнеобеспечения, с массовым пребыванием граждан и опасных производственных объектов, расположенных на территории Баксанского муниципального района.

Проверка проведена совместно с представителями УФСБ РФ по КБР в г.Баксане, МОВД «Баксанский», ГУ ОБО при МОВД «Баксанский», местной администрации Баксанского муниципального района, а также Кабардино-Балкарского филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа». Проверке подлежали все электроподстанции, расположенные на территории Баксанского района, а именно: «Плотина-110», «Куркужин-35», «Баксаненок-35», «Крем-Константиновка-35», «Кызбрун-110» и «Гунделен- 35».

В ходе проверки вышеуказанных электроподстанций было установлено, что ни одна из вышеперечисленных станций, за исключением элктроподстанции «Плотина-110», не охраняется силами вневедомственной охраны, либо силами частных охранных предприятий (ЧОПа). Отсутствуют системы видеонаблюдения, территория по периметру не обнесена колючей проволокой, укрепленность указанных объектов находится на крайне низком уровне, либо вовсе отсутствует.

Электроподстанция «Плотина-110» расположена на территории первой ступени гидроэлектростанции «Баксан-ГЭС», которая охраняется силами вневедомственной охраны. На электроподстанциях «Куркужин-35», «Къызбрун-110», «Гунделен- 35» осуществляется круглосуточное дежурство только лишь электромонтерами. На подстанциях «Баксаненок-35» и «Крем - Конетантиновка-35» дежурный отсутствует вовсе. Освещение территорий в ночное время неудовлетворительное.

В судебном заседании помощник прокурора Баксанского района - Геляев Т.Д., исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Тхамоков В.Х., исковые требования прокурора Баксанского района не признал и просил в удовлетворении иска отказать, мотивируя тем, что, не существует нормативных актов, которые предписывали бы им ограждать объекты заборами какой-то высоты, обносить объекты колючей проволокой. По мнению представителя ответчика, действия комиссии, созданной прокуратурой для проверки состояния антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, жизнеобеспечения, с массовым пребыванием граждан и опасных производственных объектов, расположенных на территории Баксанского муниципального района нарушают нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В работе комиссии по обследованию на антитеррористическую защищенность электроподстанций «Куркужин-35», «Баксаненок-35», «Крем-Константиновка-35, «Кызбрун-110», «Гунделен-35» официального представителя Кабардино-Балкарского филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» не было, руководитель филиала о проводящейся проверке не информировался, акты обследования на антитеррористическую защищенность указанных электроподстанций ни руководителю филиала, ни в ОАО «МРСК Северного Кавказа» направлены не были.

Решением Нальчикского городского суда от 01 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований прокурора Баксанского района отказано за необоснованностью.

На решение суда помощник прокурора Баксанского района - Геляев Т.Д. подал кассационное представление, в котором просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности.

В представлении указано, что при вынесении решения суд необоснованно пришел к выводу, что электроподстанции, расположенные на территории Баксанского района не относятся к категории опасных производственных объектов, в связи с чем их охрана возложена на собственников, а условия, порядок и способы охраны определяются соответствующими правоохранительными структурами. Однако в соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 к объектам, подлежащим госохране относятся объекты электроэнергетики - гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам, за исключением объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ, к каковым относятся и электроподстанции, расположенные на территории Баксанского района, а именно: «Плотина-110», «Куркужин-35», «Баксаненок-35», «Крем-Константиновка-35», «Кызбрун-110» и «Гунделен- 35».

Кроме того, в соответствии с Концепцией противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г. субъектами противодействия терроризму являются, в том числе, негосударственные организации и объединения. Основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.

В соответствии с ч.7 ст.2 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.

Однако, в нарушение указанных норм федерального законодательства, руководством ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» в лице Кабардино-Балкарского филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» не обеспечены на должном уровне меры по организации охраны вышеуказанных объектов особой важности и жизнеобеспечения. Неисполнение требований действующего законодательства о противодействии терроризма может повлечь за собой последствия с необратимым течением.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР не находит оснований для отмены судебного решения по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В исковом заявлении прокурор указывает на недостатки в охране объектов особой важности – электроподстанций: «Куркужин-35», «Баксаненок-35», «Крем-Константиновка-35, «Кызбрун-110», «Гунделен-35», выявленные в актах обследования перечисленных объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране (далее - Перечень).

Согласно пункту 21 Перечня, в редакции от 2 ноября 2009 г. N 886, государственной охране подлежат объекты электроэнергетики - гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам, за исключением объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и их дочерних обществ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к этому Закону.

Согласно данному приложению к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные.

Электроподстанции к категории опасных производственных объектов не относятся и в приложении № 1 не указаны.

Вместе с тем, деятельность, связанная с использованием электрической энергии высокого напряжения представляет повышенную опасность для окружающих.

Статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О противодействии терроризму" установлено, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Пунктом 7 статьи 2 указанного Закона определен принцип приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Компетенция и полномочия определяются нормами федерального законодательства, так как вопросы антитеррористической деятельности относятся к компетенции РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют настоящий Федеральный закон, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 13.09.2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", предусмотрено, что перечни объектов повышенной опасности по всем субъектам Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации. Между тем, такой перечень объектов повышенной опасности в Кабардино-Балкарской Республике постановлением Правительства Российской Федерации не утвержден до настоящего времени.

Из смысла положений Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ, Указа Президента РФ от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму" следует, что координация деятельности организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности ограничивало бы свободу экономической деятельности, гарантированной ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 30 Конституции РФ.

Прокурор Баксанского района просит обязать ответчика директора Кабардино-Балкарского филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» устранить нарушения требований действующего законодательства по обеспечению охраны и укрепленности электроподстанций «Куркужин-35», «Баксаненок-35», «Крем-Константиновка.

    Однако прокурор не указывает в иске, какие требования законодательства должны быть устранены, кто должен финансировать меры по обеспечению охраны электроподстанций.

Охрана объектов может осуществляться физическими и техническими средствами. Под техническим средством охраны понимается выполняющее самостоятельные функции устройство, входящее в состав систем охранной, тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, освещения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объекта. Физическая охрана осуществляется своими силами, силами вневедомственной охраны либо ЧОПа, с которыми заключаются договора.

Принятие судебного решения обязывающего Кабардино-Балкарского филиал ОАО «МРСК Северного Кавказа» выполнить комплекс мер по охране электроподстанций возможно лишь на основании нормативных актов, носящих обязательный характер для ответчика.

В соответствии с частью 3 статьи 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Исковое заявление прокурора не содержит ссылок на конкретные нормы материального права, предусматривающие способы устранения нарушений действующего законодательства. Прокурор ограничился ссылкой лишь на пункт 7 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму", которым определен принцип приоритета мер предупреждения терроризма.

    Конкретные меры предупреждения фактов проявления терроризма в исковом заявлении также не указаны.

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нальчикского городского суда от 01 ноября 2011 г. оставить без изменения, а кассационное представление помощника прокурора Баксанского района КБР - без удовлетворения.

        Председательствующий                    Н.М. Пазова

Судьи                                С.А. Созаева

Е.И. Жерновой

        Копия верна:                    Е.И. Жерновой

-32300: transport error - HTTP status code was not 200