о внеочередном предоставлении жилого помещения



Судья Ольмезов М.И.               Дело № 33 - 1411/2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 ноября 2011 г.                          г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Пазовой Н.М.

судей - Жернового Е.И. и Созаевой С.А.

при секретаре – Байсиеве Т.Х.

с участием прокурора – Башиева Р.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майского района КБР в интересах Борисенко Артура Владимировича к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении жилого помещения вне очереди;

по кассационной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского городского суда от 27 октября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., выслушав мнение прокурора Башиева Р.А., полагавшего решение суда законным, а кассационную жалобу необоснованной, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Майского района КБР обратился в суд с иском в интересах Борисенко А.В. о возложении на Правительство КБР обязанности предоставить ему вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

Иск мотивирован тем, что Решением № 109 от 01 декабря 2009 г. и.о. главы сельского поселения ст. Котляревская Майского района КБР, Борисенко А.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условии, включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в настоящее время состоит в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилье ему до сих пор не предоставлено.

Далее в заявлении указано, что в силу п.2. ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В нарушение указанных норм Борисенко А.В. длительное время состоящий в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот, жильем не обеспечен.

В судебном заседании представитель истца Звягинцева М.В. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по основаниям указанным в заявлении.

Обратившись с заявлением в суд, Борисенко А.В. просил удовлетворить иск прокурора в полном объеме, а дело просил рассмотреть без его участия.

Представитель ответчика - Черкесова М.Г., а также представитель Министерства экономического развития и торговли КБР - Максидов З.М. заявленные требования не признали и просили отказать в их удовлетворении в связи с тем, что по их мнению Правительство КБР не может быть ответчиком по данной категории дел.

Решением Нальчикского городского суда от 27 октября 2011 года исковые требования прокурора Майского района КБР в интересах Борисенко А.В. удовлетворены в полном объеме.

На решение суда Правительство по КБР подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности.

В жалобе указано, что в силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное решение нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений.

Кроме того, Правительство КБР является не надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением №333-ПП Министерство образования и науки КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов поданной кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР не нашла оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.

В силу ст. 10 ФЗ N 159-ФЗ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия, прокурор Майского района обратился в суд с иском к Правительству КБР о предоставлении вне очереди жилого помещения Борисенко А.В.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Часть 2 названной статьи устанавливает, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии со ст. 85 "Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации.

    В соответствии с п. 2 ст.26.3 ФЗ от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.

На исполнительные органы государственной власти субъектов РФ возлагается реализация данных гарантий.

    Вместе с тем, при рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать, что в случае принятия субъектом Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при определении надлежащего ответчика необходимо руководствоваться этими нормативными актами (ст. 5 и абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

    Законом Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 года N 55-РЗ

«О РЕГУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ» установлено, что жилищное законодательство Кабардино-Балкарской Республики основывается на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.

В подпункте «а» пункта 2 статьи 2 Закона указывается, что по договору найма специализированного жилого помещения из республиканского жилищного фонда предоставляется жилье лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2008 N 74-РЗ (ред. Закона КБР от 29.04.2010 г. № 25-РЗ) "О Республиканской целевой программе "Жилище" на 2008 - 2015 годы" утверждена Республиканская целевая программа "Жилище" на 2008 - 2015 годы.

Статья 2 Закона обязывает Правительство Кабардино-Балкарской Республики предусматривать средства для реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2008 - 2015 годы при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий период.

    Законом также установлено, что исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется путем строительства многоквартирных домов, приобретения (строительства) жилого помещения за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.

Исходя из названного Закона, обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики.

Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009 N 333-ПП Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Утверждены «Правила распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее Правила).

Правила определяют порядок распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - субсидии).

Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - уполномоченный орган), на основании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики заявку на финансирование расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики в пределах и за счет средств, поступающих из федерального бюджета в виде субсидий, производит финансирование уполномоченного органа.

Уполномоченный орган осуществляет финансирование бюджетов местных администраций муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с Типовыми правилами о порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденными Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2002 года N 156 (в ред. от 02.11.2006 г.).

В соответствии с порядком установленным Типовыми правилами (пункты 7-9, 11) заявления о принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет для получения жилья, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в управление (отдел) по распределению муниципального жилья администраций местного самоуправления, жилые помещения предоставляются детям данной категории на основании распоряжения администрации местного самоуправления. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). (в ред. Постановления Правительства КБР от 09.09.2005 N 314-ПП)

Администрации местного самоуправления районов и городов республики ежегодно представляют в республиканскую комиссию по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, утвержденные списки на получение жилого помещения указанными гражданами в следующем году.

Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, ежегодно предоставляет утвержденные сводные списки совершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения в Министерство экономического развития и торговли КБР при формировании республиканского бюджета КБР средств на строительство жилого фонда или приобретения жилья указанным гражданам.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются в виде отдельной квартиры по социальным нормам с учетом состояния здоровья, семейного положения, в там числе оснований, дающих право на дополнительную площадь по состоянию здоровья.

Принимая во внимание, что в согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, отсутствие или недостаточность средств, поступающих в республиканский бюджет из бюджета Российской Федерации в качестве субсидий, не может служить основанием для неисполнения Закона органом исполнительной власти субъекта РФ, и нарушения права Борисенко А.В. на внеочередное получение жилого помещения не ниже установленных норм.

    Ответчик в суде не доказал, что Правительство Кабардино-Балкарской Республики исполнило свои обязательства по выполнению требований статьи 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2008 N 74-РЗ и предусмотрело средства для реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2008 - 2015 годы при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете, в части касающейся обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В силу ст. 108 Конституции Кабардино-Балкарской Республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, подотчетным Президенту Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно ст. 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 20.02.1999 N 5-РЗ (в ред. от 21.05.2009) "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики" Правительство Кабардино-Балкарской Республики обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, обеспечения жильем.    

    Учитывая системную связь указанных выше законов, с доводом представителя ответчика о том, что Правительство КБР не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, нельзя согласиться.

Пунктом 10 Типовых правил о порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предусмотрены основания для принятия решения о предоставлении жилого помещения и необходимые для этого документы.

Судом исследованы предоставленные прокурором Майского района документы на Борисенко А.В., в чьих интересах заявлен иск.

Из паспорта 83 08 950176 выданного отделом УФМС России в Майском районе 09.04.2009 г. следует, что Борисенко Артур Владимирович родился 23.03.1989 года в г. Комсомольск-На-Амуре, зарегистрирован по адресу: Майский район, <адрес> <адрес>. Согласно свидетельству о рождении его родителями являются: отец Борисенко Владимир Николаевич, мать Борисенко Марина Валентиновна.

Решением Майского районного суда от 09 февраля 2001 г. Борисенко В.Н. лишен родительских прав в отношении сына Борисенко А.В., а Борисенко Марина Валентиновна, как следует из свидетельства I-BE № 532992, умерла 06.11.2000 г.

Выпиской из ЕГРП Федеральной службы Государственной Регистрации Кадастра и картографии по КБР подтверждается, что у Борисенко А.В. отсутствует недвижимое имущество.

На основании решения Главы сельского поселения ст. Котляревская от 01.12.2009 г. № 109 Борисенко А.В. был принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд правомерно пришел к выводу о том, что Борисенко А.В. является лицом, на которое распространяется действие ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и он имеет право на внеочередное получение жилья. Правительство КБР обязано предоставить ему вне очереди жилое помещение не ниже установленных норм в Майском районе КБР.

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нальчикского городского суда от 27 октября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Правительства КБР Кужонова Ж.А. – без удовлетворения.

        Председательствующий                     Н.М. Пазова

        

Судьи                                Е.И. Жерновой

                                С.А. Созаева

                Копия верна:                Е.И. Жерновой

-32300: transport error - HTTP status code was not 200