решение Нальчикского городского суда КБР от 11 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения.



Судья: Пшунокова М.Б.      Дело № 33-1518/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2011 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего – Кучукова О.М.    

судей - Савкуева З.У. и Канунникова М.А.

            при секретаре - Дауровой А.Х.

с участием: прокурора Башиева Р.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Савкуева З.У. гражданское дело по иску прокурора Терского района КБР в интересах Рыбалко Розетты Ханчубековны к Правительству КБР о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,

по кассационной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 11 ноября 2011 года,

у с т а н о в и л а:

    

Прокурор Терского района КБР в интересах Рыбалко Р.Х. в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Правительству КБР, требуя обязать ответчика предоставить Рыбалко Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм в виде отдельной квартиры в Терском районе КБР.

Иск мотивирован тем, что Рыбалко Р.Х. согласно постановлению главы местной администрации №132 от 11.12.2003 г. состоит на регистрационном учете на внеочередное получение жилья в местной администрации Терского муниципального района КБР, как лицо, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено. Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма закреплена и в ст. 57 ЖК РФ.

В судебном заседании представитель прокурора Терского района КБР Кампуева Э.А. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Рыбалко Р.Х. поддержала иск и просила его удовлетворить.

Представитель Правительства КБР Кужонов Ж.А., не признав заявленные требования, просил в удовлетворении иска отказать за необоснованностью и ввиду того, что Правительство КБР не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель Министерства экономического развития и торговли КБР Максидов З.М. поддержал позицию представителя Правительства КБР.

Представитель местной администрации Терского муниципального района КБР Балкаров Ю.Р. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР, Министерство образования и науки своих представителей в судебное заседание не направили.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 11 ноября 2011 года исковое заявление прокурора Терского района КБР удовлетворено. Постановлено обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики предоставить Рыбалко Р.Х. вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм в Терском районе КБР.

В кассационной жалобе Правительство КБР просит состоявшееся решение как незаконное и необоснованное отменить и дело направить на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указано, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное обжалуемое решение является неисполнимым.

Согласно постановлению Правительства КБР от 29.12.2009 г. № 333-ПП «О Правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями является Министерство образования и науки КБР.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.20. Положения о Министерстве образования и науки КБР, Минобразования КБР осуществляет полномочия по реализации государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с этим считает, что Правительство КБР не может выступать ответчиком по данному делу.

Указывает, что при рассмотрении дела не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для законного и обоснованного разрешения дела, что в соответствии со ст.362 ГК РФ является основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.

Заслушав доклад судьи Савкуева З.У., изучив материалы дела, обсудив в отсутствие надлежащим образом извещенных, но не явившихся в судебное заседание истца Рыбалко Р.Х., представителей ответчика - Правительства КБР, и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - местной администрации Терского муниципального района КБР, Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР, Министерства экономического развития и торговли КБР, Министерства образования и науки доводы кассационной жалобы, выслушав возражения на нее прокурора Башиева Р.А., Судебная Коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    При рассмотрении данного гражданского дела такие нарушения не допущены.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст.26.3 ФЗ от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта РФ по предметам совместного ведения, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий.

Из изложенного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Для реализации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта РФ закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья.

    Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009г. «О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ и положениям вышеназванных нормативных актов для реализации полномочия субъекта РФ по внеочередному обеспечению жильем указанной категории граждан необходимо принятие на уровне субъекта РФ нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Указанное постановление Правительства КБР определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из полномочий, которым наделено Министерство, оно не может быть признано, как того требуют вышеназванные нормативные акты, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В связи с этим, судом первой инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, обязанность по обеспечению жильём истца по договору социального найма правильно возложена на Правительство КБР - высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,

о п р е д е л и л а:

решение Нальчикского городского суда КБР от 11 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения.

Председательствующий О.М. Кучуков

Судьи З.У. Савкуев

М.А. Канунников

Копия верна:

Судья З.У. Савкуев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200