Судья Биджиева Э.А. Дело № 33-1376/2011 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2011 г. г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего – Пазовой Н.М.
судей: Созаевой С.А. и Жернового Е.И.
при секретаре Геттуеву А.А.
с участием прокурора Мокаева А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. дело по иску прокурора Прохладненского района в интересах Сенченко Александра Юрьевича к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди в Прохладненском муниципальном районе КБР общей площадью не менее норм предоставления,
по кассационной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 06 октября 2011 г.
у с т а н о в и л а:
Исполняющий обязанности прокурора Прохладненского района КБР Рябус М.М. в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Нальчикский городской суд КБР в интересах Сенченко А.Ю. с иском о возложении на Правительство КБР обязанности предоставить ей вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска указано, что
Сенченко А.Ю. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в настоящее время состоит в льготной очереди на получение жилья, как лицо из категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилье ему не предоставлено. В силу п.2. ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В нарушение указанных норм Сенченко А.Ю., состоящий в льготной очереди на получение жилья, как лицо из категории детей-сирот, жильем не обеспечен.
Истец Сенченко А.Ю. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Правительства КБР Кужонов Ж.А., заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Местной администрации Прохладненского муниципального района КБР - Кумыкова З.Б., не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Прохладненского района в интересах Сенченко А.Ю.
Третьи лица - Министерство экономического развития и торговли КБР, Министерство образования и науки КБР, Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при Правительстве КБР - надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания не обеспечили явку в суд своих представителей, о причинах неявки суду не сообщили, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 06 октября 2011 года постановлено:
Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Прохладненского района в интересах Сенченко Александра Юрьевича к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении жилого помещения вне очереди удовлетворить.
Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики предоставить Сенченко Александру Юрьевичу 5 октября 1987года рождения, проживающему по адресу: Прохладненский район КБР, станица Екатериноградская, улица Андреянова дом 64 вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм в Прохладненском муниципальном районе КБР.
В кассационной жалобе на данное решение представитель Правительства КБР – Кужонов Ж.А., действующий по доверенности от 17 августа 2011 года, за №02-2/1-3428, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе указано, что в силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное решение нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений. Кроме того, Правительство КБР является не надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением №333-ПП Министерство образования и науки КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Надлежаще извещенные о времени и месте заседания суда кассационной инстанции, Сенченко А.Ю., представители Правительства КБР и Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР, в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии с ч.2 ст.354 ГПК РФ в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Созаевой С.А., выслушав мнение прокурора Мокаева А.М., полагавшего решение суда законным, а кассационную жалобу необоснованной, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного гражданского дела такие нарушения не допущены.
Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст.26.3 ФЗ от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта РФ по предметам совместного ведения, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий.
Из изложенного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Для реализации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта РФ закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья.
Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009г. «О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ и положениям вышеназванных нормативных актов для реализации полномочия субъекта РФ по внеочередному обеспечению жильем указанной категории граждан необходимо принятие на уровне субъекта РФ нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Указанное постановление Правительства КБР определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из полномочий, которым наделено Министерство, оно не может быть признано, как того требуют вышеназванные нормативные акты, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В связи с этим судом первой инстанции вопреки доводам кассационной жалобы правильно возложена обязанность по обеспечению жильём Сенченко А.Ю. на Правительство КБР - высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии ч.3 ст.49 ЖК РФ жилье предоставляется указанной категории граждан по договору социального найма.
Как следует из паспорта №, Сенченко Александр Юрьевич, родился 05 октября 1987 году в ст. <адрес> КБАССР, зарегистрирован, <адрес>.
Из справки, а также сообщения Федеральной службы Государственной Регистрации Кадастра и картографии, следует, что указанное выше домовладение Сенченко А.Ю. не принадлежит, недвижимое имущество за ним не значится.
Согласно свидетельства о рождении от 06 октября 1987г., его родителями являются Сенченко Юрий Александрович и Сенченко Ирина Владимировна.
В деле имеется свидетельство о смерти 1-ВЕ № 522027 от 08 октября 2003 года, согласно которому мать Сенченко А.Ю. – Сенченко И.В. умерла 02 октября 2003 года, а также свидетельство о смерти 1-ВЕ № 540751 от 12 сентября 2005 года, согласно которому отец Сенченко А.Ю. – Сенченко Ю.А. умер 07 сентября 2005 года.
Постановлением № 846 и.о. главы администрации Прохладненского района Вальтер Раиса Николаевна назначена попечителем над несовершеннолетним Сенченко Александром Юрьевичем.
Как лицо, нуждающееся в предоставлении жилья, Сенченко А.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Прохладненскому муниципальному району под номером 23, что подтверждается списком, имеющимся в материалах дела.
Сенченко А.Ю. как лицо, нуждающееся в предоставлении жилья, в регистрационный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилья в Прохладненском муниципальном районе по состоянию на 01.06.2011г. поставлен на учет 22.05.2009г.
Таким образом, по своему правовому статусу Сенченко А.Ю. относится к лицам, оставшимся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное предоставление жилья.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,
о п р е д е л и л а:
решение Нальчикского городского суда от 06 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения.
Председательствующий Пазова Н.М.
Судьи Жерновой Е.И.
Созаева С.А.
Копия верна:
Судья Верховного суда КБР С.А. Созаева