Судья Маржохов А.В. Дело №33-1489/2011 г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» декабря 2011 г. г.Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР в составе:
председательствующего – Макоева А.А.
судей – Пазовой Н.М., Жернового Е.И.
при секретаре- Геттуеве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Нальчике
по докладу судьи Макоева А.А.
с участием- прокурора Башиева Р.А.
дело по иску прокурора Майского района в интересах Турченко Максима Сергеевича к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм;
по кассационной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского горсуда КБР от 14 ноября 2011 г.
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Майского района обратился в суд с иском о защите установленного Федеральным законодательством права Турченко М.С., 06.11.1992 года рождения, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм в Майском муниципальном районе.
Из искового заявления следует, что Турченко М.С. состоит с 06.10.2011г. на учете в местной администрации Майского муниципального района в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако обязательство предоставить ему жилье не исполнено.
Прокурор Майского района ссылается на нормы ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилое помещение по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 которого определяет, что лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Считая жилищные права Турченко М.С. нарушенными, прокурор Майского района просил обязать Правительство КБР предоставить ему вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании помощник прокурора Звягинцева М.В., действующая по доверенности, поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их.
Надлежаще извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства Турченко М.С. в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика - Правительства КБР - Кужонов Ж.А., действующий по доверенности от 16.02.2011г., исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, по тем основаниям, что Правительство является не надлежащим ответчиком, т.к. в соответствии с постановлением №333-ПП полномочия делегированы Министерству образования и науки КБР.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства экономического развития и торговли КБР Максидов З.М., действующий по доверенности от 28.02.2011г., в судебном заседании поддержал мнение представителя ответчика и просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Местной администрации Майского муниципального района КБР Цепа А.Н., действующий по доверенности от 11.01.2011г., не возражал против удовлетворения иска.
Надлежаще извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР, а также представитель Министерства образования и науки КБР в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Решением Нальчикского горсуда КБР от 14 ноября 2011 года постановлено:
Исковое заявление прокурора Майского района удовлетворить.
Возложить на Правительство Кабардино - Балкарской Республики предоставить Турченко Максиму Сергеевичу вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм в виде отдельной квартиры в Майском муниципальном районе.
В кассационной жалобе указано, что в силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное решение нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений. Кроме того, Правительство КБР является не надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением №333-ПП Министерство образования и науки КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Надлежаще извещенные о времени и месте заседания суда кассационной инстанции, Турченко М.С., представители Правительства КБР и Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР, в суд не явились, в связи с чем, дело рассмотрено в соответствии с ч.2 ст.354 ГПК РФ в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Макоева А.А., выслушав мнение прокурора Башиева Р.А., полагавшего решение суда законным, а кассационную жалобу необоснованной, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного гражданского дела такие нарушения не допущены.
Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст.26.3 ФЗ от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта РФ по предметам совместного ведения, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий.
Из изложенного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Для реализации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта РФ закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья.
Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009г. «О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ и положениям вышеназванных нормативных актов для реализации полномочия субъекта РФ по внеочередному обеспечению жильем указанной категории граждан необходимо принятие на уровне субъекта РФ нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Указанное постановление Правительства КБР определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из полномочий, которым наделено Министерство, оно не может быть признано, как того требуют вышеназванные нормативные акты, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В связи с этим судом первой инстанции вопреки доводам кассационной жалобы правильно возложена обязанность по обеспечению жильём Турченко М.С. на Правительство КБР - высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии ч.3 ст.49 ЖК РФ жилье предоставляется указанной категории граждан по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, судом достаточно полно проверен социальный статус Турченко М.С. и его нуждаемость в жилье. Из копии паспорта Турченко М.С. усматривается, что он родился 06.11.92 года, из копии свидетельства о рождении следует, что его матерью является Турченко В.Г.; отцом – Турченко С.Н.
Решением Майского районного суда КБР от 23 августа 2002 года Турченко В.Г. лишена родительских прав в отношении Турченко М.С.
Из постановления главы администрации Майского района КБР №157 от 05 мая 1998 г. усматривается, что над несовершеннолетним Турченко М.С. назначен опекун Макарова П.А.
Справкой Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по КБР Майской отделение от 18.02.2011 года №53 подтверждается, что за Турченко М.С. жилье не закреплено.
Из Распоряжения №26 от 06 октября 2011 года Местной администрации городского поселения Майский Майского муниципального района КБР следует, что Турченко М.С. признан нуждающимся на получение льготного жилья.
Таким образом, по своему правовому статусу Турченко М.С. относится к детям, оставшимся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное предоставление жилья.
Доказательств, опровергающих статус Турченко М.С. как сироты, и его нуждаемость в жилье суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда от 14 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Макоев.
Судьи Н.М. Пазова.
Е.И.Жерновой
Копия верна:
Судья Верховного Суда КБР А.А.Макоев.