о внеочередном предоставлении жилого помещения



Судья Ольмезов М.И.               Дело № 33 - 7/2012 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 января 2012 г.                          г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Пазовой Н.М.

судей - Жернового Е.И. и Созаевой С.А.

при секретаре - Байсиеве Т.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Прохладного в интересах Мадамкиной Кристины Андреевны к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении жилого помещения вне очереди;

по кассационной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского городского суда от 15 декабря 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения прокурора Башиева Р. А.-С., возражавшего против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Прохладного обратился в суд с иском в интересах Мадамкиной К.А. о возложении на Правительство КБР обязанности предоставить ей вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

В обоснование иска в заявлении указано, что Мадамкина К.А. является лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и в настоящее время состоит в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилье ей до сих пор не предоставлено.

Кроме того, в заявлении указано, что в силу п.2. ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании представитель истца Чапский Д.С. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, также пояснил, что Мадамкина К.А., длительное время состоящая в льготной очереди, жильем до сих пор не обеспечена.

Мадамкина К.А. иск поддержала и пояснила, что ее родители лишены родительских прав. После этого над ней взяла опекунство ее бабушка – Рязанова О.А. Все это время Мадамкина живет у нее, своего жилья не имеет.

Представитель ответчика - Кужонов Ж. А., также представитель Министерства экономического развития и торговли КБР Максидов З.М., заявленные требования не признали и просили отказать в их удовлетворении в связи с тем, что по их мнению, Правительство КБР не может быть ответчиком по этой категории дел.

Решением Нальчикского городского суда от 15 декабря 2011 года исковые требования прокурора г. Прохладного в интересах Мадамкиной К.А. удовлетворены в полном объеме.

На решение суда Правительство по КБР подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности.

В жалобе указано, что в силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное решение нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений.

Кроме того, Правительство КБР является не надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением №333-ПП Министерство образования и науки КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение законным и обоснованным.

    Мадамкина Кристина Андреевна, 24.04.1991 г. рождения, уроженка <адрес> КБР, зарегистрирована в <адрес>. Согласно выписки из домовой книги она проживает у опекуна Рязановой Ольги Анатольевны, своего жилья не имеет. 01 марта 2010 г. Мадамкина К.А. подала заявление в Администрацию г.о. Прохладный с просьбой о принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, т.к. она относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Мать Мадамкиной К.А. – Мадамкина Светлана Геннадьевна решением Прохладненского районного суда от 30 мая 2006 г. лишена родительских прав. Отец Мадамкин Андрей Владимирович умер 04.05.2010 г.

    Постановлением Главы администрации г.о. Прохладный от 06.04.2010 г. № 295 Мадамкина К.А. признана нуждающейся в жилых помещениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи 1 человек.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон № 159) и от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.

В силу ст. 10 ФЗ N 159 за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия, прокурор г. Прохладного обратился в суд с иском к Правительству КБР о предоставлении вне очереди жилого помещения Мадамкиной К.А.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ от 05.02.2009 N 250-О-П в определении "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указал следующее: «Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике».

В соответствии со ст. 85 "Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.

На исполнительные органы государственной власти субъектов РФ возлагается реализация данных гарантий.

В силу ст. 108 Конституции Кабардино-Балкарской Республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, подотчетным Президенту Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно ст. 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 20.02.1999 N 5-РЗ (в ред. от 21.05.2009) "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики" Правительство Кабардино-Балкарской Республики обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, обеспечения жильем.    

    Законом Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 года N 55-РЗ

«О РЕГУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ» установлено, что жилищное законодательство Кабардино-Балкарской Республики основывается на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.

В подпункте «а» пункта 2 статьи 2 Закона указывается, что по договору найма специализированного жилого помещения из республиканского жилищного фонда предоставляется жилье лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    

Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2008 N 74-РЗ (ред. Закона КБР от 29.04.2010 г. № 25-РЗ) "О Республиканской целевой программе "Жилище" на 2008 - 2015 годы" утверждена Республиканская целевая программа "Жилище" на 2008 - 2015 годы.

Статья 2 названного Закона обязывает Правительство Кабардино-Балкарской Республики предусматривать средства для реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2008 - 2015 годы при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий период.

    Законом также установлено, что исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется путем строительства многоквартирных домов, приобретения (строительства) жилого помещения за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.

Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009 N 333-ПП утверждены «ПРАВИЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПОСТУПИВШИХ В ЦЕЛЯХ СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ»

    В соответствии с названными Правилами Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на основании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики заявку на финансирование расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики в пределах и за счет средств, поступающих из федерального бюджета в виде субсидий, производит финансирование уполномоченного органа (пункты 2,3).

Тем самым, Правительство КБР не наделило Министерство образования и науки КБР полномочиями по финансированию и приобретению жилых помещений детям-сиротам.

    Из анализа приведенных правовых норм следует, что надлежащим ответчиком является исполнительный орган субъекта государственной власти, т.е. Правительство КБР, на которое законом возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей

    Ответчик в суде не доказал, что Правительство Кабардино-Балкарской Республики исполнило свои обязательства по выполнению требований статьи 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2008 N 74-РЗ и предусмотрело средства для реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2008 - 2015 годы при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете, в части касающейся обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отсутствие или недостаточность средств, поступающих в республиканский бюджет из бюджета Российской Федерации в качестве субсидий, не может служить основанием для неисполнения Закона органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, и нарушения права Мадамкиной К.А. на внеочередное получение жилого помещения не ниже установленных норм.

Судом правильно установлены спорные правоотношения и обстоятельства дела на основании представленных истцом доказательств, оценка которых судом произведена в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР    

                 О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нальчикского городского суда от 15 декабря 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики – без удовлетворения.

            

Председательствующий:                Н.М. Пазова

            

Судьи:                С.А. Созаева

                    Е.И. Жерновой

        

Копия верна:                    Е.И. Жерновой

-32300: transport error - HTTP status code was not 200